Самосовершенствование менеджера
Профессиональные требования к экономисту-менеджеру и их учет в формировании его модели. Специфика хозяйственных процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда экономистов-менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним. Труд экономиста-менеджера носит высоко творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченном круге проблем. Поскольку основным предметом его труда является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знания и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями. Можно выделить следующие категории требований к профессиональной компетенции экономиста, составляющих его внутреннюю структуру (рис. 3): 1. Знания в области экономической теории и умения и навыки в управлении экономикой фирмы (экономические знания, умения, навыки, компетенции – ЭЗУНК). 2. Компетентность в области теории и практики управления (управленческая компетентность – УК). 3. Способность к коммуникации и умение работать с людьми (коммуникативная компетентность – КК). 4. Компетентность в области специализации предприятия (компетентность в специализации предприятия – КСП). 5. Социально-психологические качества личности, необходимые для общения (социально-психологическая компетентность – СПК). Рис. 3. Структура личности экономиста-менеджера 1. Первая область компетенций (ЗУНК) предполагает готовность специалиста к профессиональной деятельности на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования, предполагающей компетентность формировать путем образования и самообразования: знаний: - организационных структур, целей и задач управления предприятием; - методов обоснования, принятия и реализации управленческих решений; - средств и методов управления; - системы мотивации труда; - организации контроля за деятельностью подчиненных; - механизма управления конфликтами. умений и навыков: - построения системы менеджмента предприятия; - оценки ситуации в соответствии с условиями внешней и внутренней среды; - осуществления выбора целей, задач и стратегий развития предприятия; - организации процесса управления; - применения на практике принципов, методов и моделей управления; - создания системы коммуникаций в организации; - оценки ресурсов, качества и эффективности управления. 2. Вторая область компетенций (УпрК) предполагает наличие у экономиста: ♦ специальной подготовки в области теории управления; ♦ знания общей теории принятия управленческих решений и умения вырабатывать их; ♦ умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений; ♦ наличия навыков работы на ПЭВМ как в локальном, так и в сетевых вариантах. 3. Область компетенции в коммуникации и умению работать с людьми (КК)вытекает из положения экономиста как связующего звена в системе хозяйственно-экономических коммуникаций на предприятии между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, подразделения фирмы и отдельные подчиненные сотрудники. 4. Область, связанная с компетентностью в области специализации предприятия (КСП), предусматривает наличие специальных знаний, умений, навыков в вопросах: ♦ рационального управления производством; ♦ учета отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства; ♦ технического оснащения предприятия; ♦ технологии производственных процессов; ♦ теоретических и практических аспектов производств и их особенностей. ♦ эффективного природопользования. 5. Область социально-психологических компетенций (СПК), необходимых для общения, предполагает: « определенные характеристики интеллекта, проявляющихся в - объеме внимания и наблюдательности, - способности памяти (запоминание экономической информации, персонала и его особенностей, умения обрабатывать, хранить и транслировать информацию), - наличии творческого мышления, обладании интуицией; « воспитанность эмоциональной сферы, умение эмпатировать; « социально-психологические знания и способность применять их в конкретной ситуации. Компетентность экономиста-менеджера можно определить, как способность успешно решать все задачи, возникающие в процессе его профессиональной деятельности в штатной и нештатной ситуациях Структура компетентности менеджера можно представить как в статике, так и в динамике (рис. 4). В статике компетентность проявляется системе экономических знаний, умений, навыков, компетенций – ЭЗУНК; управленческой компетентности – УК; компетентности в специализации предприятия – КСП; коммуникативной компетентности – КК социально-психо-логической компетентности – СПК. Она появляется в аккумуляции, обработке, хранении и использование знаний на основе открытого образования и самообразования и проявляется способностях менеджера, во первых, уверенно действовать в штатных ситуациях, во-вторых, принимать решения в нештатных ситуациях, и, в-третьих, создавать оптимальные алгоритмы действий. В динамике, компетентность – это процесс ее формирования на основе индивидуальных и общественных потребностей, интересов и целей, аккумулированных в программу образовательной деятельности, предусматривающей результат и следствие задач индивидуального и общественного развития.
Рис. 4. Структура компетентности специалиста
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|