Здавалка
Главная | Обратная связь

Самосовершенствование менеджера



Профессиональные требования к экономисту-менеджеру и их учет в формировании его модели.

Специфика хозяйственных про­цессов как объектов управления предопределяет особый характер труда экономистов-менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним. Труд экономиста-менеджера носит высоко творческий характер, требует разносторонних зна­ний, предполагает склонность личности к аналитической деятельно­сти и умения концентрироваться в определенные моменты на огра­ниченном круге проблем. Поскольку основным предметом его труда является управленческая информация, то обязательным ус­ловием его эффективной работы выступают знания и умение ис­пользовать современные информационные технологии в управлении предприятиями. Можно выделить следующие категории требований к про­фессиональной компетенции экономиста, составляющих его внутреннюю структуру (рис. 3):

1. Знания в области экономической теории и умения и навыки в управлении экономикой фирмы (экономические знания, умения, навыки, компетенции – ЭЗУНК).

2. Компетентность в области теории и практики управле­ния (управленческая компетентность – УК).

3. Способность к коммуникации и умение работать с людьми (коммуникативная компетентность – КК).

4. Компетентность в области специализации предприятия (компетентность в специализации предприятия – КСП).

5. Социально-психологические качества личности, необходимые для общения (социально-психологическая компетентность – СПК).

 
 


Рис. 3. Структура личности экономиста-менеджера

1. Первая область компетенций (ЗУНК) предполагает готовность специалиста к профессиональной деятельности на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования, предполагающей компетентность формировать путем образования и самообразования:

знаний:

- организационных структур, целей и задач управления предприятием;

- методов обоснования, принятия и реализации управленческих решений;

- средств и методов управления;

- системы мотивации труда;

- организации контроля за деятельностью подчиненных;

- механизма управления конфликтами.

умений и навыков:

- построения системы менеджмента предприятия;

- оценки ситуации в соответствии с условиями внешней и внутренней среды;

- осуществления выбора целей, задач и стратегий развития предприятия;

- организации процесса управления;

- применения на практике принципов, методов и моделей управления;

- создания системы коммуникаций в организации;

- оценки ресурсов, качества и эффективности управления.

2. Вторая область компетенций (УпрК) предполагает наличие у экономиста:

♦ специальной подготовки в области теории управления;

♦ знания общей теории принятия управленческих решений и умения вырабатывать их;

♦ умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений;

♦ наличия навыков работы на ПЭВМ как в локальном, так и в сетевых вариантах.

3. Область компетенции в коммуникации и умению работать с людьми (КК)вытекает из положения экономиста как связующего звена в системе хозяйственно-экономических коммуникаций на предприятии между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, подразделения фирмы и отдельные подчиненные сотрудники.

4. Область, связанная с компетентностью в области специализации предприятия (КСП), предусматривает наличие специальных знаний, умений, навыков в вопросах:

♦ рационального управления производством;

♦ учета отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства;

♦ технического оснащения предприятия;

♦ технологии производственных процессов;

♦ теоретических и практических аспектов производств и их особенностей.

♦ эффективного природопользования.

5. Область социально-психологических компетенций (СПК), необходимых для общения, предполагает:

« определенные характеристики интеллекта, проявляющихся в

- объеме внимания и наблюдательности,

- способности памяти (запоминание экономической информации, персонала и его особенностей, умения обрабатывать, хранить и транслировать информацию),

- наличии творческого мышления, обладании интуицией;

« воспитанность эмоциональной сферы, умение эмпатировать;

« социально-психологические знания и способность применять их в конкретной ситуации.

Компетентность экономиста-менеджера можно определить, как способность успешно решать все задачи, возникающие в процессе его профессиональной деятельности в штатной и нештатной ситуациях

Структура компетентности менеджера можно представить как в статике, так и в динамике (рис. 4).

В статике компетентность проявляется системе экономических знаний, умений, навыков, компетенций – ЭЗУНК; управленческой компетентности – УК; компетентности в специализации предприятия – КСП; коммуникативной компетентности – КК социально-психо-логической компетентности – СПК. Она появляется в аккумуляции, обработке, хранении и использование знаний на основе открытого образования и самообразования и проявляется способностях менеджера, во первых, уверенно действовать в штатных ситуациях, во-вторых, принимать решения в нештатных ситуациях, и, в-третьих, создавать оптимальные алгоритмы действий.

В динамике, компетентность – это процесс ее формирования на основе индивидуальных и общественных потребностей, интересов и целей, аккумулированных в программу образовательной деятельности, предусматривающей результат и следствие задач индивидуального и общественного развития.

 

 

Рис. 4. Структура компетентности специалиста

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.