Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологический портрет менеджера



Как следствие формирования компетентности менеджера формируется его психологический портрет.

Определяющие черты, которые позволяют дать характеристику психологического портрета менеджера, могут быть выявлены по результатам от­ношений людей между собой, по мнению психологов, в межиндивиду­альных и коммуникационных отношениях (связях). Отдельные лично­сти (люди) чаще всего подразделяются на два вида ориентации:

1) субъект – объектные;

2) субъект – субъектные.

Очевидно, что у менеджеров должны быть способности и готов­ность к отношениям «субъект-субъектным», тогда как производствен­ная деятельность по созданию товаров нуждается в «субъкт-объектных» отношениях.

Психологи, социальные психологи и менеджеры утверждают, что менеджер должен быть социальной личностью, так как в своей работе он через других становится самим собой и «продолжает себя в других».

Из этих требований социального характера вытекает главное тре­бование к менеджеру: потребность быть личностью неразрывно связа­на со способностью быть личностью.

В то же время, по утверждению психологов, когда стремление быть индивидуальностью становится самоцелью и средством для достиже­ния сугубо личностных целей, происходит потеря индивидуальности. Это связано с тем, что человек является социальной личностью, т.е. проявляет и определяет себя в отношении с другими людьми.

Соотношение индивидуальности в личности и общественных об­разующих менеджера, накапливаясь, становятся источником консервативной и устойчивой черты, формируя характеристики психологического порт­рета.

Считают, что личность можно охарактеризовать и воздействовать на его психологический портрет по двум составляющим: субъектности (1) и роли человека в данной среде (2). Именно они и создают единство пси­хологического портрета.

1. Субъектность учеными-психологами определялась различными названиями: Г. Юнгом как архетипы; Г. Олпертом как «черты»; Э. Кречмером и А. Шелдоном как «самотипы»; А.Ф. Лазурским как «конститу­циональные типы»; В.Н. Мясищевым как «доминирующее отношение», Б.Г. Ананьевым как «основная жизненная направленность» и др.

Все эти характеристики весьма близко определяются всеми школа­ми психологов как главное, а именно: «индивидуальность», «самость» или «я».

Субъектная составляющая существования и доминирования личности складывается из следующих элементов (частей):

• образ другого человека в качестве объекта и отражение в себе его внутренних черт;

• субъектный способ самопредставления и адекватный образ самораскрытия другой личности, как моего «Я».

Из этого следует, что для каждого человека, независимо от его же­лания сознательно создается и «живет» некоторый образ, субъектный и достаточно устойчиво-консервативный, которому человек созна­тельно и/или несознательно невольно подражает.

Значит, если предъявить человеку другой «более субъектный» для него субъект, то через какое-то время, в зависимости от условий и сте­пени обучаемости данного лица, можно скорректировать, изменить характер субъектности. Следовательно, такой образец необходим и он должен стать более «субъектным», нежели тот эталон, который суще­ствовал в личности до этого времени.

2. Роль,по оценке психологов, представляет собой детерминизацию жизнедеятельности индивида в виде статуса.

Ролевая составляющая проявляется в виде:

• ролей статусных позиций по должности, и преобладание их в образе ролевых стереотипов человека;

• ориентации на некоторый стандарт в самопредъявлении в качестве ролевого способа самоопределения

.Любая личность выступает как динамичная форма субъектно-ролевого единства в том, что становление субъектности определяется иг­раемой ролью, а при снятии роли характеризуется некоторой субъектностью (роль проявляется в субъектности).

Субъектность и ролевая составляющие формируют и постепенно начинают определять систему ценностей в процессе деятельности (работе) и результатах каждой личности (сотрудника, человека), опреде­ляя, в конечном итоге, уровень интеллекта и характерные (преобла­дающие) качества личности.

Рассмотренные материалы отражают современные взгляды психо­логов на формирование психологического портрета[4] и те характери­стики, которые определяют его содержание.

Исходя из этого, менеджерам следует учитывать возможность влия­ния на содержание психологического портрета за счет воздействия на субъектность личности руководителя (менеджера), давая ему объектив­ный, некоторый эталонный образец и подбирая роль (должность) и специфику функциональной деятельности, которые являются наиболее комфортными для деятельности каждой конкретной личности.

Опираясь именно на эти факторы, в японской школе менеджмента предусматривается ротация менеджеров по горизонтали, в возможно широком спектре должностей. Это условие наряду с увеличением со­ставляющих в профессиональной подготовке позволяет полнее исполь­зовать возможности каждого менеджера, особенно нижнего и среднего иерархических уровней. В результате менеджеры топ-уровня становятся весьма профессиональны, особенно в части работы с персоналом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.