Здавалка
Главная | Обратная связь

Психофизиологические факторы эффективности труда



Автоматизация производства вызвала значительные изменения функции человека в нем: труд в физическом отношении стал более легким, но более напряженным в нервно-эмоциональном отношении. Основными функциями человека становятся контроль и управление, предъявляющие высокие требования с точки зрения качества (быст­рота, точность) приема и переработки информации о состоянии объекта управления, а также качества реализации принятого решения.

Длительное напряжение за счет концентрации воли, внимания, интенсификации процесса мышления, координации физических усилий, передаваемых на органы управления, вызывает возникно­вение утомления, которое в свою очередь может быть причиной снижения эффективности труда.

Кроме того, на эффективность трудовой деятельности человека большое влияние оказывает среда (пыль, шум, вибрация, освещен­ность и т.д.), параметры которой также не должны выходить за рам­ки, обусловленные особенностями человеческого организма.

Учитывая это, эффективность трудовой деятельности человека вообще, а управленческой деятельности в частности в ряде случаев может быть значительно повышена за счет согласования его взаи­модействия с управляемой системой и средой. Такое согласование достигается на основе эргономического анализа системы «оператор – машина – среда».

Эргономические исследования в организации должны проводить­ся группой специалистов, в состав которой входят врач-физиолог труда или гигиенист труда, психолог и инженер. Эргономическая оценка систем производится с учетом критериев, изложенных в соответству­ющей справочной литературе.

Анализ систем, независимо от степени их сложности, проводит­ся в следующем порядке:

1) знакомство с системой, ее назначением, целью, задачами, ос­новными требованиями к ней и ограничениями;

2) построение блок-схемы с отражением информационных и управляющих связей в системе и в подсистемах;

3) анализ и оценка внешней среды и ее влияние на функцию сис­темы и подсистем;

4) описание функции системы и подсистем в различных режимах их работы;

5) описание и оценка рабочего места исполнителя;

6) функциональный анализ деятельности исполнителя;

7) выработка заключения о надежности и эффективности сис­темы;

8) разработка и выдача рекомендаций.

1. Знакомство с системой оргтехники осуществляется по ее техни­ческой документации: инструкции, паспорту, описанию назначения и технических характеристик и т.д. При этом прежде всего необходимо установить назначение системы и ее эффективность, которая склады­вается из требований точности, надежности, помехоустойчивости, длительности эксплуатации, материальных затрат и т.д.

2. Блок-схема отражает связи отдельных звеньев системы, каналы передачи информации и ход регулирования. При этом особо выделя­ются «человеческие» звенья системы с указанием прямых и обратных связей между оператором и машиной, а также между группами ис­полнителей. Используя приемы кодирования, обозначают важность связей, их частоту и интенсивность в единицу времени.

3. Оценка среды сводится к анализу внешних факторов (микрокли­мат, освещение, шум, вибрация, тепловое излучение и т.д.) путем их непосредственных замеров и сравнения полученных результатов с гигиеническими нормативами и с эргономическими стандартами. Особое внимание уде­ляется вероятности «возмущающего» воздействия внешних факторов на персонал, что может быть одной из причин утомления, профес­сиональных заболеваний, а также возникновения экстремальных ситуаций (ситуаций, предъявляющих необычные, повышенные тре­бования к исполнителю).

4. Функциональный анализ систем и подсистем проводится для всех режимов работы, включая и неожиданные ситуации. На основе ретроспективного анализа делаются выводы об устойчивости систе­мы (отказы, ошибки, сбои в работе и т.д.). При этом следует устано­вить, в каком звене чаще всего возникают ошибки и отказы, какие внешние и внутренние факторы способствуют или противодействуют этому. После этого приступают к эргономической оценке рабочего места оператора.

5. Оценка рабочего места является одним из основ­ных этапов эргономического анализа. Под рабочим местомимеется в виду соответствующим образом организованное рабочее простран­ство, включающее орудия труда, средства отражения информации, органы управления и рабочее кресло.

Выполнение этого этапа осуществляется по плану:

1) антропологическая оценка рабочего места;

2) оценка размещения средств предъявления информации (инди­каторов) и органов управления;

3) оценка индикаторов;

4) оценка органов управления.

Антропологическая оценка рабочего места направлена на анализ степени соответствия пространственных взаимоотношений человека с машиной (и средой).

6.Интегральная оценка всей системы в целом дается по результатам функционального анализа деятельности операторав системе управ­ления.

Деятельность любого оператора можно условно разделить на этапы:

1) сбор информации об управляемом объекте, среде и о состоя­нии всей системы;

2) переработка информации (оценка, сопоставление, идентифи­кация, проверка ее полноты);

3) принятие решения (выбор стратегии);

4) управляющее действие;

5) получение сигнала о результатах управляющего действия и построение программы дальнейших действий.

На каждом этапе деятельности психофизиологическое состояние оператора может изменяться в широких пределах: от едва уловимых до четко выраженных изменений психического и физиологического состояния в связи с нарастанием утомления и эмоционального напря­жения, что сопровождается, как правило, снижением эффективности работы всей системы. Чем меньше система соответствует психофизиологическим па­раметрам оператора, тем быстрее возникают и четче выражены эти изменения.

Проанализировав систему в целом и отдельные ее звенья, необхо­димо сделать выводы об отдельных несоответствиях (7) и дать перечень рекомендаций по их устранению (8).

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что деятель­ность менеджера представляет собой активную умственную дея­тельность. Основная тяжесть при этом приходится на головной мозг, который в состоянии напряжения подчиняет себе все ресурсы организма. Менеджера постоянно заботят персональная ответствен­ность, необходимость решения нештатных задач, возможность на­хождения в экстремальных ситуациях. В результате такой работы страдает нервная деятельность человека, постоянно подвергаясь воздействию:

• большого объема аналитико-синтезирующей деятельности мозга;

• высокой личной ответственности;

• хронического дефицита времени, отведенного на такую работу.

Вызванная этой триадой факторов патология высшей нервной деятельности получила название «информационной».

Такое внутреннее состояние человека призывает к действию его субъективные механизмы защиты. К ним относятся:

- физическое пе­реутомление,

- нежелание заниматься некоторыми видами деятельно­сти,

- стереотипное отношение к каким-то проблемам,

- повышенная осторожность в общении.

Эти механизмы защиты помогают проще реагировать на служебные неприятности, спокойно воспринимать успехи своих коллег, не мучаться угрызениями совести, не воспри­нимать чужое страдание и т.д.

Естественно, что для занятия таким видом деятельности, человек должен быть здоровым. Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благо­получие.

Здоровые люди обладают надежными, физическими, психически­ми, нравственными характеристиками, которые позволяют заниматься активной трудовой деятельностью, комфортно общаться с людьми, бережно относиться к семье, обладать приспосабливаемостью к из­меняющимся условиям жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.