Здавалка
Главная | Обратная связь

Самообразование и самовоспитание менеджера



Очень важной для руководителя является забота о собственном постоянном развитии. Лучшим приемом для этого является целена­правленное планирование своего будущего. При планировании сво­ей жизни мы пытаемся активно повлиять на нее, стремясь прежде все­го управлять собой. Мы определяем личные цели, которые становятся ориентирами нашей деятельности на будущее как в отношении раз­вития своей личности, так и в построении своей карьеры.

Наиболее простым подходом к этой проблеме является разделе­ние всех областей самосовершенствования на две группы:

• профессиональные качества;

• личные черты.

Каждая из этих областей предполагает приобретение новых ка­честв и искоренение собственных недостатков.

Можно поставить себе в качестве цели развитие следующих про­фессиональных качеств:

- выявление ошибок и их причин в работе;

- изучение опыта других руководителей;

- развитие способности к той или иной области управленческой деятельности;

- библиографические знания и умения;

- техника скорочтения (технической литературы в том числе) и т.д.

В качестве совершенствования личных черт:

- воспитание уверенности, самокритичности;

- анализ своего поведения и действий;

- контроль за отрицательными привычками;

- учиться видеть достоинства и недостатки других и пр.

Мы можем сгруппировать объекты планирования своей жизни, выделив в качестве ключевых областей и целей своего развития сле­дующие: работа, экономическое положение, физическое, социаль­ное и психическое состояние, семейная жизнь (рис. 4).

При этом целесообразно ответить себе на следующие вопросы в каждой из областей:

/. Работа:

- Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?

- Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целей?

- Каковы мои цели развития по отношению к работе?

- Какую работу я хочу выполнять через 5-10 лет?

- Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

 

 

 
 


Рис.4. Ключевые позиции в проблеме саморазвития[8]

2. Экономическое положение:

- Каково мое экономическое положение сегодня?

- Есть ли у меня личный бюджет, придерживаюсь ли я его рамок?

- Сколько у меня долгов?

- Получу ли я в случае необходимости кредит?

- Каковы мои потребности в финансировании (размещении ка­питала) в ближайшие годы?

- Какие меры я могу применять в случае необходимости для улучшения экономического положения?

3. Физическое состояние:

- Какова моя общая форма?

- Бываю ли я регулярно на осмотрах врача?

- Занимаюсь ли я регулярно оздоровительным спортом?

- Достаточно ли я сплю?

- Правильно ли я питаюсь? Каков мой вес?

- В каких количествах курю и употребляю алкоголь?

4. Социальное состояние – человеческие отношения:

- Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других и как я их учитываю?

- Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?

- Интересует ли других мое мнение?

- Навязываю ли я другим свое мнение?

- Умею ли я слушать?

- Умею ли я ценить других людей, с которыми общаюсь?

- Как я забочусь о дружеских отношениях?

- Как я могу развивать свои отношения с другими?

- Участвую ли я в совместной деятельности по развитию?

5. Психическое состояние:

- Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?

- Умею ли я регулировать свое психическое состояние?

- Читаю ли я регулярно газеты, журналы, книги?

- Слежу ли я за новостями дня: по газетам, радио, ТВ?

- Посещаю ли я учебные мероприятия, занимаюсь ли самооб­разованием в психологической области?

- Как я могу развивать свою мотивацию и душевное состояние?

6. Семейная жизнь:

- Понимаю ли я значение семьи?

- Какова моя семейная ситуация на сегодняшний день?

- Изменится ли она в ближайшие годы и как?

- Уделяю ли я достаточно времени своей семье?

- Есть ли в моей семье общие увлечения?

- Знаю ли я членов моей семьи - их потребности и мнения?

- Как я могу развивать свою семейную жизнь?

Планирование сегодня вовсе не означает принятия окончатель­ных решений относительно нашего будущего. Наоборот, план лич­ной жизни создает хорошую основу для выбора в будущем новых направлений для своего развития и самовыражения.

Существует целый ряд приемов, которые могут оказать помощь в достижении поставленных целей. Одним из них является постро­ение дерева целей, которое представляет собой структурную модель процесса достижения цели.

Л.Н. Толстой пользовался методой Б. Франклина, Суть ее за­ключается в следующем. Вы допустили промах, ошибку. Запишите этот случай на листе бумаги и перед сном прочитайте записанное. Делайте это до тех пор, пока однажды вы не осознаете, что с вами произошел аналогичный случай, но вы поступили так, что за это не стыдно. Лист можно выбросить.

Возможен аналогичный, несколько видоизмененный вариант технологии развития в себе лучших качеств и черт. Можно завести два листа, на одном из которых вы записываете качества, которыми вы хотите овладеть, и условно назвать его «Учись». На втором вы записы­ваете черты, от которых вам необходимо избавиться, и условно назвать его «Не делай». Можно придумать свой подход к этой проблеме.

«Готовый» (прекративший развитие) руководитель опасен и для самого себя, и для руководимой им организации. Необходимо со­вершенствоваться всю жизнь в искусстве управления.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.