Административная этика
Административная этика – это один из видов профессиональной этики. Под административной этикой понимается научная теория нравственного поведения руководителя, выполняющего нормотворческие, распорядительские обязанности и в необходимых случаях применяющего санкции. Этика руководителя заключается в необходимости совмещать основные профессиональные управленческие принципы с общегуманистическими, нравственными требованиями и предполагает знание основных норм взаимоотношений между людьми, между личностью и коллективом, а также между коллективами. Этика взаимоотношений руководителя с коллективом способствует четкой организации работы последнего, обеспечению стабильности и слаженности коллективного труда. Личные качества руководителя влияют на атмосферу внутриколлективных отношений, на отношение людей к совместной деятельности и друг к другу. Правила и нормы взаимоотношений работников в коллективе, а также между руководителем и подчиненными вместе с другими писаными и неписаными правилами их поведения образуют служебный этикет.Составной частью служебного этикета являются правила распорядительства, которые помогают эффективному исполнению поручений и наиболее ярко проявляются в форме личного устного распоряжения. Можно привести некоторые правила распорядительства: F распоряжение должно быть объективно необходимым; F не следует передавать распоряжение, если нет уверенности, что оно реально и его можно выполнить; F убедитесь, что подчиненный правильно понял суть поручения; F перед тем как дать серьезное поручение, обязательно поговорите, посоветуйтесь с подчиненными; F обеспечьте подчиненному условия, необходимые для выполнения работы; F давая поручения, учитывайте индивидуальные особенности личности подчиненных; F поручения должны способствовать воспитанию и развитию у подчиненных самостоятельности и инициативы; F больше учите, чем приказывайте; F заинтересуйте подчиненного общественной значимостью задания, непосредственной практической пользой для организации или тем, что способствует удовлетворению каких-то его потребностей; F распоряжение должно быть четко и логично изложено; F распоряжение следует отдавать лучше в форме просьбы, а не приказа, спокойным, доброжелательным и уверенным тоном; F укажите точный срок завершения работы и форму отчета о ее выполнении; F безусловно требуйте от подчиненного выполнения порученной ему работы, не забывая о проявлении вежливости, культуры поведения, а также о чувстве собственного достоинства подчиненного. При этом необходимо избегать следующих ошибок: G не следует давать распоряжение, если нет уверенности, что оно реально и его можно выполнить; G не следует давать исполнителю одновременно несколько поручений; G не допускайте, чтобы подчиненный перекладывал выполнение своего поручения на вас; G не допускайте несанкционированных заданий. Для того чтобы ваши распоряжения выполнялись подчиненными без возражений и сопротивлений, необходимо, чтобы подчинение было добровольным. При этом необходимо помнить, что подчинение и принуждение – явления, не совпадающие друге другом. Даже самый благожелательный произвол несовместим с правом и справедливостью. Не может быть никакого оправдания преднамеренной грубости. В управлении современным производством, в руководстве коллективом все возрастает роль человеческого фактора. Наряду с правилами распорядительства, которые могут быть и не окрашены личностными чертами руководителя, немаловажными могут оказаться психологические основы руководства.В практической деятельности могут оказаться полезными некоторые правила: w если предлагаемое вашим сотрудником не противоречит в принципе вашему мнению, не надо спорить с ним по мелочам и мешать проявлению инициативы исполнителем; w не бойтесь, что ваш подчиненный окажется более сведущим в каком-то вопросе, наоборот, всячески помогайте ему развивать способности; w доверяйте своим подчиненным – это повышает их сознательность и чувство ответственности за дело; w никогда не используйте власть до тех пор, пока не убедитесь, что все остальные средства воздействия неэффективны; w если вы пришли к выводу, что отдали подчиненному ошибочное распоряжение, признайте свою ошибку; w без особой надобности не делайте подчиненному замечаний в присутствии третьего лица; w внимательно и благожелательно выслушайте любую критику и любое предположение подчиненного, даже если это безделица, в противном случае он в следующий раз и по серьезному делу постесняется к вам обратиться; w будьте кратки, вместо ста слов, которые утомят людей, скажите десять, но таких, чтобы остались в памяти; w не все ошибки должны быть предметом резкой критики: есть ошибки нечаянные, от нечетко поставленной цели, от непосильной задачи, от неудачно подобранного исполнителя; w надо уметь сотрудничать с людьми, которые вами наказаны; w не следует наказывать часто, тогда это теряет смысл; w чтобы быть хорошим руководителем и завоевать уважение людей, работающих под вашим руководством, совершенно не обязательно обладать какими-то необыкновенными личными качествами, но вы должны непременно иметь два обязательных качества: а) терпимость к слабостям людей, не мешающим работе; б) нетерпимость ко всему, что неблагоприятно отражается на работе: как руководитель вы имеет право требовать надлежащего выполнения работы. Существует немало этических критериев цивилизованного предпринимательства, но особое место в деловых отношениях занимают честность и порядочность,которые являются неотъемлемыми качествами современного бизнесмена: J миллионные устные сделки заключаются без свидетелей, J товары на многие миллиарды долларов ежегодно продаются на основе неоформленных контрактов, J многие оптовые и розничные фирмы доверяют своим поставщикам самим заполнить сопроводительные документы на заказываемые товары по общепризнанным ценам. Принцип «гарантируем возвращение денег неудовлетворенному клиенту» весьма распространен во многих солидных магазинах, торговых фирмах и производственных корпорациях Запада. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|