Здавалка
Главная | Обратная связь

Новые черты эффективного менеджмента



Можно с уверенностью сказать, что менеджер будущего будет управлять компаниями в условиях еще больших ресурсных ограниче­ний и значительно более жесткой конкуренции. Приведенные харак­теристики не исчерпывают всех черт успешного менеджера XXI в., но эти являются определяющими.

1) Главное – помнить, что, несмот­ря на то, что он будет работать в условиях бурного развития информа­ционных технологий, виртуальных процессов управления, в первую очередь он управляет не процессами, а людьми и отсюда главное каче­ство – человечность.

2) Если задаться целью и подобрать метафорическое определение бу­дущего менеджера, то это создатель-конструктор воздушного кораб­ля-предприятия, а не его пилот, штурман или даже командир. Ведь ничто так, как ошибка конструктора, не может свести на нет работу и пилотов, и штурмана, и командира, и всего экипажа, сделать этот корабль-предприятие неуправляемым. А так как XXI в. – век космических скоростей и перегрузок, то и эти особенности должны быть учте­ны менеджером-конструктором. Причем не может быть двух одинако­вых конструкций, так как не может быть двух одинаковых менедже­ров-конструкторов, но есть одно общее для всех главное требование – управляемость, повышение качества управления компанией.

3) Благодаря формированию глобальной экономики и развитию но­вых информационных технологий быстро растет количество рабочих групп, участники которых не работают на одном и том же месте. Все более частой становится ситуация, когда менеджер находится отдельно от своей команды, разбросанной по всему миру. Во все большем коли­честве организаций рассредоточенные рабочие группы становятся нормой, особенно это характерно для отделов продаж и обслуживания. Развитие технологий сделало возможным следующие виды рассредо­точенной групповой работы: домашние офисы, центры временной ра­боты, маленькие офисы с большим количеством работников, команды под временные задачи, виртуальные встречи в рамках группы.

4) Новыми чертами современного менеджмента является интеллек­туальный характер процессов инноваций и изменение общей культуры менеджмента. Это проявляется, прежде всего, в привлечении интеллек­туальных ресурсов в сферу планирования, переходе к многоцелевым планам, учитывающим не только множество целей, но и неоднознач­ность принимаемых управленческих решений. Решение, эффективное в одной сфере, как правило, вызывает негативные последствия или снижение эффективности в других сферах. Искусство принятия реше­ний – это искусство сбалансированного выбора альтернатив среди множества ожидаемых эффектов и множества сопутствующих потерь. В традици­онном управлении многоцелевой фактор практически не учитывается, а планирование осуществляется по шаблонам, что неизбежно приво­дит к снижению эффективности. Наиболее грубая ошибка в традици­онном планировании – это применение однокритериального подхо­да, когда учитывается всего один критерий или показатель эффектив­ности. Но на практике в целях упрощения наиболее часто выбирают именно этот путь. В результате, достигая одной цели, например, оши­бочно концентрируя усилия на росте сбыта продукции за счет сниже­ния темпов обновления продукции и ухода с других сегментов, отказа от партнерства, несут убытки, перекрывающие всю полученную при­быль.

5) Одним из основных требований современного менеджмента явля­ется развитие инновационных процессов внутри организации. При этом инновации должны не только создаваться специализированными отделами исследований и разработок, а превратиться в главные ежедневно используемые инструменты роста внутренней эффективности всех подразделений. В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто постоянно и более эффективно, чем его конкуренты, обновляет всю систему управления и производство.

Важнейшими задачами современного эффективного менеджмента являются создание и развитие в организации:

• культуры нового типа, основанной на развитии и практическом применении методов интеллектуального многоцелевого руководства, социальной ответственности менеджеров;

• условий и стимулов для эффективного развития и использова­ния человеческого капитала организации;

• постоянное генерирование многоцелевых, инновационных, ин­теллектуальных стратегий развития, направленных на достижение максимальных конкурентных преимуществ.

Формулу эффективного современного менеджмента можно пред­ставить в следующем виде (рис. 8):

Следует отметить, что в традиционном менеджменте условия управ­ления не учитываются и не рассматриваются как специфический ре­сурс. Однако именно отсутствие условий эффективной реализации проектов является причиной крупных экономических просчетов и по­терь. Например, при реализации инвестиционного проекта изменяет­ся налоговое законодательство или условия аренды, в результате чего проект становится убыточным. Причиной краха многих крупных про­грамм являются противоречивые правовые условия.

 

 

 
 

 

 


Рис. 7. Эффективный современный менеджмент

Как показывает мировая практика, попытки обеспечить экономи­ческий рост на фундаменте старого управления без глубокой реоргани­зации и внедрения новых методов менеджмента бесперспективны. Для успешного развития в условиях все более усиливающейся мировой конкуренции и рыночной нестабильности совершенно недостаточно иметь финансовые ресурсы (при неэффективном управлении их мож­но быстро потерять), наборы популярных и упрощенных рецептов управления (которые мало что дают, а больше развлекают), укомплек­тованный аппарат управления (формируемый в основном на базе личных связей или путем случайного набора кандидатов по субъективным собеседованиям или примитивным тестам).

Эффективный менеджмент останется недосягаемым, если руко­водство предприятий не осознает ведущей роли культуры управления и необходимости создания интеллектуального ядра предприятия в предстоящие десятилетия. Для перехода на мировой уровень, а это единственный путь к экономическому и социальному процветанию, российским компаниям рекомендуется начать с проведения глубокой диагностики уровня своего менеджмента, анализа его соответствия мировым тенденциям развития и, прежде всего, реально оценить чело­веческий капитал своей организации, чтобы понять, куда ведут ее ме­неджеры – к успеху или, наоборот, к банкротству.

 

* * *

 

1. Карьерный рост менед­жера определяет его профессиональная подготовка.

2. По мере должностного роста ме­неджеров должна видоизменяться и их профессиональная подготовка. Опыт показывает, что большая эффективность достигается теми ме­неджерами, которые вначале получили первоочередную подготовку по новой должности, а затем уже начали самостоятельную работу на но­вом рабочем месте.

3. Работа над собой, процесс самовоспитания – мучительно труд­ное занятие. Та­кой процесс никогда не кончается, поскольку постоянно меняю­щийся мир бизнеса требует от менеджера постоянного саморазви­тия. Исследования в этой области показывают, что руководитель должен тратить до 40% рабочего времени на проблемы, связанные с повышением квалификации, саморазвития.

4. Существует нема­ло этических критериев цивилизованного предпринимательства, но особое место в деловых отношениях занимают честность и порядоч­ность, которые являются неотъемлемыми качествами современного бизнесмена

5. Определение эффективности системы управления организацией производится с целью совершенствования элементов хозяйственного механизма управления, критериев оценки и стимулирования высо­ких результатов производственной деятельности подразделений организации.

6. Оценка эффективности системы управления основывает­ся на сопоставлении результатов воздействия управления на производство и затрат, связанных с функционированием сис­темы управления с учетом фактора времени.

7. Для персонала управления применяются иные критерии оценки, чем для со­трудников, так как требования, предъявляемые к менеджеру, отличаются от требований к сотрудникам организации.

8. Эффективность управления – это эффективность дейст­вий людей в процессе реализации интересов, в достижении оп­ределенных целей.

9. На эффективность управления влияет ряд факторов: по­тенциал сотрудников, средства производства, социальные ас­пекты деятельности предприятия, культура организации и др.

10. Для оценки эффективности производства используется система обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой системы оценивается экономическими (коли­чественными) и качественными показателями (показатели со­циальной эффективности).

 

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем особенности подходов к менеджменту американской и японской школ?
  2. Какие элементы входят в профессиональную подготовку менеджеров?
  3. Что включает мастерство менеджера?
  4. Что такое за­кон Парето в менеджменте?
  5. Как распределяется профессиональная подготовка, способности к человеческим и межличностным отношениям, способности к обобщениям и решениям проблем для различных уровней менеджмента?
  6. Как оценивается продуктивность менеджера?
  7. Как оценивается эффективность работы и производительность труда менеджера?
  8. Как определяется профессионализм функционально-менеджерской работы и профессионализм в организации и рационализации личной рабо­ты менеджера?
  9. Раскройте содержание элементов психологический портрет менеджера
  10. Каковы основные составляющие личного профессионализма менеджера?
  11. Что такое проактивность в менеджменте?
  12. Как и для чего менеджер организует эргономический анализ системы «оператор – машина – среда»?
  13. Назовите основные правила ортобиоза (здорового образа жизни)
  14. В чем заключается целена­правленное планирование своего будущего у менеджера?
  15. Каково содержание основных объектов саморазвития менеджера?
  16. Что такое административная этика?
  17. Назовите основные правила распорядительства
  18. Определите психологические основы руководства
  19. В чем заключается перспективное и оперативное планирование
  20. Раскройте неформальные приемы поведения руководителя
  21. Какие недостатки характерны для «слабого» типа менеджера?
  22. Что такое эффективность и как она определяется?
  23. Что такое эффективность управления, и какие элементы она включает?
  24. Что такое результативность, эффективность и производительность организации?
  25. Какие факторы влияют на эффективность деятельности менеджера?
  26. Каковы составляющие успеха организации?

27. Назовите основные принципы эффективного менеджмента.

  1. Определите общие критерии осуществления любой оценки.
  2. Что выступает объектами оценки в сфере управления?
  3. Кто является субъектами оценки в сфере управления?
  4. Дайте характеристики различных уровней производительности управленческого труда.
  5. Каковы резервы роста производительности труда?
  6. На какие группы подразделяются оценки качества работы?
  7. Что такое коэффициент эффективности, и как он рассчитывается?
  8. Каковы черты успешного менеджера XXI в.?

 


[1] Подробно см: Менеджмент: Учебник / Под. ред. В.И. Королева. – М.: Экономистъ, 2005. – Гл. 17,18.

[2] Закон Парето, или Принцип Парето, или принцип 20/80 – эмпирическое правило, введённое социологом Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата». Может использоваться как базовый принцип для оптимизации какой-либо деятельности: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, причём дальнейшие улучшения не всегда оправданы

[3] См. подробнее: Тосио Хоримоути. Оценка работников для выдвижения в менед­жеры. Токио: Центр по производительности Японии, 1994.

[4] Подробнее см.: Петровский В.А. Личность в психологии: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

[5] Под знаниями понимается «что нужно делать», под уменияи – «как нужно делать», под стремлениями – «какие задействовать мотивы и стимулы).

[6] Кови Стивен. Семь навыков лидера: Пер. с англ. Минск, 1996.

[7] Ортобиоз – здоровый образ жизни.

[8] См.: Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике – инстру­ментарий руководителя. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.

 

[9] Effective, effectiveness переводится с англ. как результативный, результативность, а efficient, efficiency – как эффективный, эффективность. В экономической литературе следует иметь в виду важное различие: effectiveness – это внешняя эффективность, измеряющая достижение целей организации; efficiency – это внутренняя эффективность, экономичность, измеряющая наилучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов в организации.

[10] В отношении термина productivity – «производительность» важно отметить, что он отражает комплексную, факторную производительность, которая является следствием использования всех видов ресурсов, а не только произво­дительность труда, что характерно в аналогичных случаях для методологии, принятой в традиционной советской прак­тике.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.