Здавалка
Главная | Обратная связь

Контроль как функция управления



Контроль – это деятельность руководителей предприятий и вышестоящих звеньев управления, устанавливающих стандарты, нормы и нормативы, проверяющих и оценивающих соответствие им продукции и корректирующих работу исполнителей.

Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение цели организации путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды.

Необходимость контроля обусловлена следующими обстоятельствами:

- потребность организации процесса производства в соответствии с имеющимися резервами и ресурсами;

- требование потребителей к качеству, стандарту и сертификации выпускаемой продукции;

- изменяющиеся внутренние и внешние условия производства, необходимость выявления тенденций из меняющегося спроса и предложения продукции;

- формирование базы данных для дальнейшего планирования расходования материальных и финансовых средств, совершенствования нормативных показателей по труду;

- своевременное вмешательство в производственный процесс при отклонении от принятых норм и нормативов.

Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса.

Предметами контроля являются процессы, происходящие в организации или ее элементы. Контролируют производственный процесс, нормы расходования материальных и финансовых средств, осуществляют технический и технологический контроль, контроль качества продукции.

Главные инструменты контроля:

- наблюдение;

- проверка всех сторон деятельности;

- анализ и учет.

Например, на производстве контроль может осуществляться в виде наблюдений с использованием различных контрольно- измерительных приборов. Для контроля за денежными средствами применяют бухгалтерский и финансовые документы. Своих подчиненных менеджер может контролировать в форме письменных отчетов о работе или посредством проведения регулярных совещаний и обсуждения проблемы, возникающих в фирме.

Учет – это сбор, регистрация и обобщение всей информации, необходимой руководству компании для принятия управленческих решений. Учет является информационной базой контроля. Контроль в ряде случаев не может обойтись без данных учета, поскольку завершенные экономические процессы могут быть подвергнуты контролю только при наличии данных учета этих процессов В этом и состоит взаимосвязь учета и контроля.

Важную роль в подготовке информации, необходимой для принятия и обоснования управленческих решений, играет анализ. В процессе него осуществляется всесторонняя оценка функционирования объекта управления, анализируются причины отклонений от запланированного уровня, выявляются резервы, определяются возможные альтернативы решений.

Контроль критически важная функция управления, так как только она обеспечивает обратную связь в системе управления. Другими словами, система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами, и реальными показателями деятельности организации.

Функция контроля выступает как бы завершающим этапом деятельности менеджера применительно к принятому решению. Но утверждение о завершающем этапе носит относительный характер. Во-первых, менеджер может быть неудовлетворен результатами контроля. В этом случае он корректирует ранее принятое решение, применительно к которому он осуществлял свои контрольные функции. Но он может принять и другое решение, а не вносить коррективы в ранее принятое. В обоих случаях – менеджер вынужден вновь совершать целостный цикл своих профессиональных обязанностей.

 

 
 

 

 


 

 

 


В процессе контроля мы можем получить ответы на следующие вопросы:

- чему мы научились?

- Что в следующий раз следует делать иначе?

- В чем причина отклонений от намеченного?

- Какое воздействие оказал контроль на принятое решение?

- Было ли воздействие контроля позитивным или негативным?

- Какие выводы следует сделать для выработки новых целей?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.