Здавалка
Главная | Обратная связь

Интернализация внешних эффектов



Проблема эффективного распределения ресурсов с учетом внешних эффектов ставит задачу их интернализации. Под интернализациейпонимается трансформация внешних эффектов во внутренние на основе приближения предельных частных затрат (и выгод) к предельным общественным (социальным) затратам (выгодам). Экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объеме, а не перекладывать их на третьих лиц (в случае отрицательной экстерналии) или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности (в случае позитивного эффекта).

В теории внешних эффектов известны два альтернатив­ных подхода к проблеме интернализации. Первый был пред­ложен в 1920-х гг. А. Пигу, второй – в 1960-х гг. Р. Коузом. В рамках первого подхода было предложено в качестве ре­шения данной проблемы использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог, или налог Пигу, – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает пре­дельные частные издержки до уровня предельных общественных. Налог, равный предельным внешним издержкам t= МЕС, приближает рыночное равновесие к эффективному: МSВ = МSС.

Покажем это на примере (рис. 5). Пусть МЕС постоянны, введем налог t на единицу продукции, причем t = МЕС. Без корректирующего налога рыночное равновесие установилось бы в точке С. Введение налога привело к росту цены (Р* → P1) подняло МРС до МSС, Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника Р1АFР*. Новое равновесие, достигнутое в точке A, является эффективным, т.к. выполняется условие: МРС + МЕС = MSС = МSB.

Уменьшение общественных затрат, а следовательно, и выигрыш в эффективности равен площади треугольника АFС.

Налог Пигу носит преимущественно побудительный характер: его цель – отделить цену, заплаченную потребителями, от цены, полученной производителями, и способствовать такому равновесию на рынке, чтобы количество благ, участвующих в обмене, соответствовало оптимуму.

MSC

P B MPC = S P MSC = S

P1 A MPB = D

t = MEC P1 A

P* F C s = MEB

P* C

MSB = D MSB = MPB + MEB

P2 F

Q1 Q* Q Q* Q1 Q

а) б)

Рисунок 5 – Корректирующие налоги (а) и субсидии (б)

 

Так как фирмы могут извлечь выгоду в виде разницы между затратами на сокращение выбросов и налогом, последний выступает мощным стимулом для сокращения фирмами уровня выбросов за счет совершенствования технологий, а налоги способствуют росту поступлений в госбюджет.

Корректирующая субсидия –- это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которые позволяют приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. Субсидия, равная предельным внешним выгодам s = МЕВ, повышает спрос (производство) до уровня, при котором МSВ = МSС.

Рассмотрим случай позитивных эффектов на рис. 5, бс учетом введения корректирующих субсидий. Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности для снижения недопроизводства блага. До введения субсидии рыночное равновесие устанавливается в точке С. При постоянных предельных внешних выгодах корректирующая субсидия s = МЕВ. Это приведет к увеличению спроса на благо, что, в свою очередь, вызовет рост обмена производства (Q* → Q1) и снижение цены (Р1 → P2).Новое равно­весие соответствует точке А и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

МЕВ + МРВ = МSВ = МSС,

где МРВ – предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника Р1АFР2.

Субсидии могут быть направлены как на стимулирование спроса,так и предложения. В случае стимулирования предложения непосредственными получателями субсидий выступают производители. Их воздействие выражается в расширении производства, сокращении предельных издержек и цены, что ведет к росту потребления. Примерами такого регулирования могут быть субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства, образования и т.д. Субсидирование связано с дополнительными расходами бюджетных средств и во многом определяется параметрами государственной социально-экономической политики.

Налоги и субсидии направлены на перераспределение ресурсов в направлении повышения эффективности их использования для достижения равенства МSС = МSВ.

Однако корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы внешних эффектов поскольку:

1) необходимо точно определить размер предельного об­щественного ущерба либо выгод;

2) важно установить, какая именно деятельность приводит к неблаго­приятным последствиям, существует ли однозначная связь между объемом выпуска и размером внешнего эффекта;

3) размеры ущерба или выгод определяются в ходе юридических и политических дискуссий, как правило, при недостатке информации о характере, направленности действия внешних эффектов, их долгосрочных последствий.

Альтернативный подход к интернализации был предложен в 60-х гг. XX в. американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1991 г. Р. Коузом. В соответствие с подходом Р. Коуза причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие прав собственности на ресурсы. Наличие предельных внешних издержек или выгод свидетельствует о возможности альтернативного использования ресурсов и благ. Например, чистый атмосферный воздух может потребляться населением, а может загрязняться предприятиями. Суть данных процессов кроется в отсутствии установленных прав собственности на ресурсы, что позволяет использовать их бесплатно. При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и используется уже в качестве внешнего фактора производства, что ведет к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных.

Если права собственности на ресурсы установлены и имеется возможность свободного обмена ими, то производители и получатели внешних эффектов могут на компенсационной основе договориться о таком распределении этих прав, которое обеспечило бы равенство их издержек и выгод. Т.е. посредством обмена правами собственности на основе учета затрат и выгод внешние эффекты могут трансформироваться во внутренние и достигается оптимальное распределение ресурсов.

Следовательно, установленные права собственности будут перераспределяться таким образом, что получившие денежную оценку ресурсы будут передаваться тем эконо­мическим субъектам, которым это наиболее выгодно. Тем самым использование какого-либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости становится невозможным. Нейтрализация внешнего эффекта происходит при этом без государственного вмешательства.

Теорема Коуза-Стиглера: при четком распределении прав собственности и ну­левых трансакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки равны.

Права собственности – совокупность властных прав, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ. Право на совершение определенных действий является, согласно Р. Коузу, фактором производства (например, право загрязнения окружающей среды). Если права на совершение определенных действий могут быть проданы и куплены, их в конце концов приобретут те, кто наиболее высоко их ценит. В результате права будут скомбинированы таким образом, чтобы предусмотренная ими деятельность приносила доход, имеющий наибольшую рыночную ценность.

Осуществление прав, приобретенных одним субъектом, неизбежно лишает этой возможности тех, для кого цена покупки прав очень высока. При этом, по мнению Коуза необходимо сопоставлять возрастание ценности результата с трансакционными издержками, которые требуются для установления новых прав собственности. Трансакционные издержки (затраты) – это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Это затраты на поиск информации; затраты на ведение переговоров и заключение контракта; затраты защиты прав собственности и т.д. Перераспределение прав собственности состоится лишь тогда, когда эти издержки меньше, чем возрастание ценности.

Согласно Р. Коузу, решение проблемы внешних эффектов состоит в расширении, дополнительном формировании прав собственности. Реально это выражается в приватизации ресурсов. В условиях обмена правами собственности на ресурсы внешние эффекты будут носить внешний характер и легко устраняться путем переговоров.

Однако теорема Р. Коуза действует в специфических условиях нулевых трансакционных издержек, полной информации и небольшого числа участников сделки. В реальной жизни такую ситуацию обнаружить практически невозможно. Часто трудно точно оценить размер нанесенного ущерба и обнаружить источник негативного воздействия, что делает переговоры нереальными. Трансакционные издержки нередко достигают больших величин. Поэтому частные переговоры оказываются успешными для решения локальных краткосрочных проблем, связанных с внешними эффектами. Проблема несостоятельности рынка, несмотря на пути интернализации внешних эффектов, открытых А. Пигу и Р. Коузом, остается открытой.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.