Структурно-содержательный тест для повторения и задания ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
К разделу 6 6.1. В рамках концепции биосферы по В.И. Вернадскому, вещество биосферы состоит из компонентов, приведенных в левой колонке. Приведите в соответствие их краткие характеристики, указанные в правой колонке.
Примечание. Классификация вещества биосферы, предложенная В.И. Вернадским, с логической точки зрения не является безупречной, так как выделенные категории вещества частично перекрывают друг друга, а «биокосное вещество» – это фактически динамическая система, состоящая из двух веществ – живого и косного, что подчеркивал и сам Вернадский.
6.2. Живое вещество обеспечивает биогеохимический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Основным геохимическим функциям живого вещества, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие характеристики, приведенные в правой колонке.
6.3. Основным свойствам биосферы, приведенным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие характеристики, приведенные в правой колонке.
6.4. В рамках концепций биосферы и ноосферы среди основных этапов эволюции органического мира, приведенных ниже, отберите этапы, относящиеся к биогеоценозу (1) и ноогенезу (2). А. Возникновение биосферы с ее биотическим круговоротом. Б. Возникновение человека (общества). В. Усложнение циклической структуры жизни в результате появления многоклеточных организмов. Г. Превращение биосферы в сферу разума – ноосферу.
Примечание. Ноосфера представляет собой область взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится основным определяющим фактором развития. Понятие «ноосфера» введено Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом в 1927 г. В 30 – 40-е г.г. ХХ в. В.И. Вернадский развил представления о ноосфере в рамках ноогенеза – эволюционного процесса, управляемого человеческим сознанием. Структура ноосферы включает: человечество, социальные системы, науку и технологии в единстве с биосферой.
6.5. В рамках концепции экологии – науки о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания, основным предметным основаниям экологии, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие характеристики (определения), приведенные в правой колонке.
6.6. Законы взаимодействия общества и природы отражены в законах экологии Б. Коммонера (1974 г.). Каждому из законов экологии по Коммонеру, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке.
6.7. Взаимодействие общества и природы задает неклассическую биосоциокультурную модель человека (М.С. Каган), в рамках которой можно развести три понятия, указанные в левой колонке, на основании их кратких определений, приведенных в правой колонке.
Примечание. Итак, в культурологической индивидуальности возможно неклассическое «пересечение» различных детерминант рациональной деятельности и целенаправленный выбор их в рамках социальной и биологической двусторонности взаимодействия, независимый от желаний и убеждений.
6.8. Неклассическая модель рациональности включает в себя гуманистические позиции как биоэтики (1), так и социальной этики (2), которым поставьте в соответствие их краткие характеристики, приведенные ниже. А. Форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни. Б. Форма осознания социально-философского значения понятия общей судьбы в социокультурном аспекте совместного (общественного) проживания в общей коммунальной квартире человечества на планете Земля. Включает в себя политическую, экономическую и предпринимательскую этику. Резюме. Академик Н.Н.Моисеев подчеркивал, что мировоззрение никогда не может быть сведено к чисто научным, рационалистическим миропредставлениям. Разум не всесилен, ему доступно то, что «доступно». Наличие не только рациональной, но и иррациональной границ человеческой сущности особенно важно при рассмотрении концепций здоровья и коэволюции Природы и Человека.
6.9. Поставьте в соответствие с современными представлениями о здоровье (1) и валеологии (2) их краткие определения, приведенные ниже. А. Наука о здоровье души и тела. Философская и научная система и реальная практика укрепления здоровья человека в процессе жизненного онтогенеза. Б.Состояние полногофизического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. 6.10. Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека в глобальном масштабе опирается на двухстороннее взаимодействие антропного принципа (1) и принципа глобального эволюционизма (2). Поставьте в соответствие данным принципам их краткие характеристики, приведенные ниже. А. Даже незначительное отклонение значения любой из фундаментальных (мировых) констант приводит к невозможности появления во Вселенной высокоупорядоченных структур, в том числе, и человека. Б. Распространяет развитие на все сферы бытия, устанавливая связь между неживой, живой и социальной материей. Принцип, провозглашающий единство эволюционирующего Космоса.
6.11. Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания включает в себя «понятийную сетку» истинного предназначения ноосферы – коэволюции человека и биосферы, а также синергетики как совокупности наук о взаимопроникновении Порядка и Хаоса и изучении общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых неравновесных системах. Основным идеям синергетики в рамках предложенного Г.Хакеном понимания термина «синергетика» (1) и включенных в нее неравновесной термодинамики диссипативных систем (2) И.Пригожина и нелинейной динамики (3) поставьте в соответствие их краткие характеристики, приведенные ниже.
А. Обозначает «коллективное действие» и акцентирует внимание на кооперативности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Декларирует идею сотрудничества различных дисциплин (наук) в рамках совершающегося в естествознании и в общем научном познании глобального эволюционного синтеза. Б. Неустойчивость и неравновесность определяют развитие систем, т.е. последние непрестанно флуктуируют. В особой точке бифуркации (критическое состояние) флуктуации достигают такой силы, что организация системы разрушается. Разрешением кризисной ситуации является быстрый переход диссипативной системы на новый, более высокий уровень упорядоченности, который получил название диссипативной структуры. Это и есть акт самоорганизации системы. В. Эволюция большинства систем носит нелинейный характер, т.е. для такого типа систем всегда существует несколько возможных вариантов развития. Возникновение структур нарастающей сложности в рамках нелинейной динамики не случайность, а закономерность. Необратимость, неопределенность и нелинейность встроены в механизм эволюции.
6.12. Среди указанных ниже направлений развития цивилизации отберите направления, характерные для информационно-образовательной цивилизации. А. Среди трудовых навыков умение обрабатывать информацию становится первостепенным. Повышается значимость фундаментального образования. Б. Среди трудовых навыков важную роль играет специализированное знание, умение выполнять определенную операцию в трудовом конвейере. В. Формируется целостная культура человеческого общества в рамках триады: «целостность природы – целостность культуры – целостность человеческой личности» как перспектива духовного совершенствования человечества. Г. Профориентированное обучение создает техносферу, которая, создавая «комфортные условия» одному виду “homo sapiens”, губит всё живое. Д. Возрастает роль интеллекта человеческой цивилизации на основе непрерывного образования и самообразования интеллектуальной культуры разумной личности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|