Здавалка
Главная | Обратная связь

Создание нового товара



Стратегия разработки новых товаров

У каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров.

Компания может заполучить новинки двумя способами.

1. путем приобретения со стороны, т.е. купив целиком какую-то фирму, патент или лицензию на производство чужого товара.

2. благодаря собственным усилиям, т.е. создав у себя отдел исследований и разработок.

«Новинка» - оригинальные изделия, улучшенные варианты или модификации существующих товаров, а также новые марки-плоды НИОКР фирмы-производителя.

 

Новые товары, с точки зрения маркетинга, можно классифицировать.

1. Товар, не имеющий аналогов на рынке, являющий­ся оригинальным итогом принципиально новых откры­тий и изобретений, являющихся следствиями качествен­ных прорывов в науке. Таких товаров очень мало. Среди продукции наиболее крупных американских фирм подоб­ных товаров около 10%. Их классическими образцами являются аппарат факсимильной связи и др.

2. Товар, который имеет весомое качественное усовер­шенствование по отношению к товарам-аналогам, имею­щимся на рынке. Например, на рынок выпускаются ла­зерные звуковоспроизводящие диски, которые замещают уже существующие традиционные грампластинки.

3. Товар, который уже был на рынке, после чего был усовершенствован так, что его свойства принципиально не изменились. Примером могут служить фотоаппараты с автоматической системой выдержки и расстояния, те­левизоры на батарейках.

4. Товар рыночной новизны, то есть новый — только для данного рынка. Например, услуги кабельного теле­видения, широко распространенные на западе, в России могут быть отнесены к новому виду услуг.

5. Старый товар, успешно нашедший себе новую сферу применения.

Новаторство может быть делом весьма рискованным. По данным одного из исследований, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения ― 20, а на рынке услуг ― 18%.

Причины неудач новинок: руководитель может «протолкнуть» милую своему сердцу идею, несмотря на отрицательные результаты проведенного маркетингового исследования; переоценили объем рынка, хотя идея была хороша; товар в реальном исполнении сконструирован не так, как надо; его неправильно позиционировали на рынке, неудачно рекламировали или назначили на него чересчур высокую цену; затраты на разработку товара оказываются гораздо выше расчетных, а иногда ответный удар конкурентов оказывается сильнее, чем ожидали.

Основные этапы этого процесса представлены на рис. и описаны ниже.

Формирование идей

Поиски идей должны вестись систематически, а не от случая к случаю. В противном случае фирма может найти десятки идей, но большинство из них не подойдет с точки зрения специфики её деятельности. Создав четкую стратегию разработки новых товаров, высшее руководство может исключить возникновение подобных ситуаций. Оно должно определить, на какие товары и какие рынки следует обращать основное внимание. Оно должно сформулировать, чего именно стремится достичь фирма с помощью новинок: поступления больших количеств наличности, доминирующего положения в рам­ках определенной доли рынка или каких-то иных целей. Оно должно ясно заявить, каким образом следует распределять усилия между созданием оригинальных товаров, модификацией существующих товаров и имитацией товаров конкурентов.

 

Рис. Основные этапы разработки товара-новинки

 

Источников идей для созда­ния новинок: потребители, их нужды и потребности (опросы клиентуры, групповых обсужде­ний, поступающих писем и жалоб). Ученые, поскольку они могут изобрести или отыскать новые материалы или свойства, которые приведут к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов существующих товаров. Товары конкурентов, торговый персонал и дилеры фирмы, находящиеся в повседневном контакте с покупателями. Среди прочих источников идей ― изобретатели, патентные поверенные, лаборатории университетов и ком­мерческие лаборатории, консультанты сферы промышленности, консультанты по проблемам управления, рекламные агентства, фирмы маркетинговых исследований, профессиональные ассоциа­ции и отраслевые издания.

При поиске идей могут использоваться: исследование рынка и творческие методы. Среди творческих методов различают логико-систематические методы и интуитивно-твор­ческие методы.Логико-систематическими методами считают следующие: техника анкеты свойств и характеристик товара; метод вынужденных от­ношений; морфологический метод.

Техника анкеты свойств и характеристик товараиспользуется для поиска творческих идей по улучшению товара. Все свойства, характеристики и признаки объек­та (к которому может относиться товар) обобщаются и из­лагаются в письменном виде. Создание новой идеи осуще­ствляется путем изменения или замены одного или не­скольких признаков объекта и их последующего объеди­нения в виде новой комбинации свойств.

Метод вынужденных отношений(сочетаний) идея рождается как результат обдуманного обобщения знания о предметах, ко­торые первоначально не входили в одну группу. Например, из анализа свойств таких отдельных товаров, как пись­менный стол, пишущая машинка и настольная лампа, с помощью метода вынужденных отношений (сочетаний) могут быть найдены следующие идеи: в столешницу пись­менного стола встроить пишущую машинку; преобразовать поверхность стола для установки картотеки; настольную лампу заменить лампой на подвижных шарнирах и т. д.

Морфологический методбазируется на принципах структурного анализа. Все важнейшие параметры товара исследуются по отдельнос­ти и в комбинации их возможных сочетаний.

Процесс морфологического анализа включает пять ос­новных этапов.

1. Описание проблемы без предложения каких-либо решений.

2. Разложение проблемы на отдельные компоненты, которые могут влиять на решение.

3. Альтернативные решения для каждого компонента. Компоненты проблемы и альтернативные решения сводятся в матрицу, которая называется морфологическим ящиком.

4. Комбинация альтернативных решений по отдельным компонентам проблемы. Различные комбинации дают аль­тернативные общие решения.

5. Выбор и реализация альтернативы, оптимальной с точки зрения выгоды предприятия.

Интуитивно-творческие методы базируются на принципе целостного рассмотрения проблемы (мозговая атака и синектика).

Метод мозговой атакибыл предложен американским специалистом в области рекламы А. Осборном в 1953 г. Он базируется на принципах свободной ассоциации мыш­ления и творческих рассуждениях участников группового обсуждения о той или иной идее и способах воплощения ее в жизнь. Способами проведения этого метода являются интенсивная дискуссия всех участников и положитель­ный обмен ассоциациями и мнениями с последующей оцен­кой результатов дискуссии. Для успешного применения этого метода необходимо соблюдать ряд условий:

♦ в обсуждении должны участвовать от 5 до 15 человек;

♦ продолжительность заседания от 15 до 30 мин;

♦ равноправность всех участников заседания;

♦ критика в любом виде запрещается;

♦ количество важнее, чем качество;

♦ тематика проблемы сообщается участникам заседания непосредственно перед его открытием, оценка идей осуще­ствляется в период от трех до пяти дней после заседания.

Синектикапредложен В. Гордоном и основан на принципе систематического отчуждения от ис­ходной проблемы. Отчуждение достигается путем исполь­зования аналогий из других областей жизни. Процесс синектического поиска идей включает следующие этапы:

1) изучение проблемы;

2) анализ проблемы и разъяснение ее экспертам;

3) тестирование понимания проблемы;

4) формулирование спонтанных решений;

5) оценка руководителя понимания проблемы;

6) образование аналогии;

7) создание связей между аналогией и проблемой;

8) переход к проблеме;

9) разработка решения.

Метод синектики может проводиться при соблюдении следующих условий:

— в обсуждении должно участвовать 5—7 человек;

— проведение предварительного обучения участников этому методу;

— продолжительность заседания от 90 до 120 мин;

— обеспечение наглядности путем фиксирования отдель­ных шагов на большой доске.

Отбор идей

Цель деятельности по формированию идей заключается в выработке как можно большего их числа. Цель последующих этапов ― сократить это число. Первым шагом на этом пути является отбор идей. Процесс отбора идей включает две стадии:

♦ проверка соответствия принципам, требованиям фирмы;

♦ проверка шанса идеи в рыночных условиях.

Цель отбора ― как можно раньше выявить и отсеять непригод­ные идеи. В большинстве фирм специалисты должны излагать идеи новинок в письменном виде на стандартных бланках, которые передаются затем на рассмотрение комиссии по новым товарам. В такой заявке содержится описание товара, целевого рынка и конку­рентов, делаются грубые прикидки относительно размеров рынка, цены товара, продолжительности и стоимости работ по созданию новинки, стоимости ее производства и нормы прибыли.

Даже в том случае, когда идея представляется хорошей, возни­кает вопрос: подходит ли она для конкретной фирмы ― хорошо ли согласуется с ее целями, стратегическими установками и ресурсами? Многие фирмы разработали специальные системы оценки и отбора идей.

Рассмотрим некоторые из них: методы оценки и чек-лист

Критерии тестирования идей: вид и величина объема и потенциала рынка; ситуация с конкуренцией; реализуемость идеи при исследовании и разработке; реализуемость идеи в сфере про­изводства, ее финансовое и маркетинговое сопровождение.

Чек-листыпозволяют установить, в ка­ком объеме возможный товар потребуется или он не по­требуется вообще. Ответы на вопросы чек-листа даются обоснованно, если нужно, то приводятся соответствующие исследования. Ниже приведена структура чек-листа для оценки фактора риска в инновационном процессе товара. Чек-лист показывает, какие виды рисков могут иметь место в рамках инновационного процесса товара. Исполь­зование чек-листа помогает заранее установить возмож­ности предотвращения возможных рисков.

Структура чек-листа факторов риска в инновационном процессе:Целевая группа и проблемы риска; Риск предприятия; Риск рынка; Технологический риск; Риск разработки; Риск затрат; Риск времени; Финансовый риск; Риск сбыта; Риск кооперации; Риск экономичности; Риск принятия решений; Риск калькулирования; Остаточный риск

Метод оценочной шкалыпозволяет осуществить оценку идеи путем взвешивания важности ее основных факторов. В качестве весов важности используется шкала: 0, +1, +2 и -1, -2. Этот метод позволяет провести оценку в табличной форме или в виде графического изображения. Недостатком метода является невозможность использования численной оценки весомости каждого фактора.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.