Титульный лист (общая информация)
I. Подготовительная часть (предварительная организация занятия). Титульный лист (общая информация) × Тема (формулировка) × Автор(ы) × Школа (учебное заведение) × Класс × Предмет/предметы (если это интегрированный урок) или место в образовательной программе (факультатив, классный час и т.п.) × Дата разработки × Краткое описание идеи занятия (1-2 абзаца – основа замысла и ключевые идеи, а также – возможности использования занятия, варианты его проведения, способы работы на занятии). Коротко можно обосновать выбор темы, ее место в учебной программе, возраст учащихся, учебный предмет, межпредметные и межкурсовые связи и дать любую другую информацию, связанную с обоснованием выбора темы занятия и рекомендациями к его использованию – возможно и во внеклассном воспитательном процессе. Вспомогательные вопросы при описании идеи занятия: Чем мотивируется выбор темы? (стандартом, учебниками, курсами, программами, желанием преподавателя и т.п.) Как будут использованы внутрикурсовые и межпредметные связи? (с какими темами или школьными предметами) Какова значимость данной темы в учебном процессе или программе? Какие ценности будут затрагиваться в данной теме? Что будет оцениваться и как? Какие стратегии, технологии, методы и приемы будут использованы?
2.Цель(и) урока (занятия):
• ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; • - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата); • - абстрактный характер и ценностное наполнение; • - может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока); • - обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.); • - могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д. • Возможные виды целей: • - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким); • - развивающие (связаны с умениями); • - воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).
3.Задачи: 4.- комплексные направления действий (состоят из нескольких конкретных заданий); 5.- формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.); 6.- задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными; 7.- относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии); 8.- задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.
Цели и задачи можно объединить в один пункт: «Цели и задачи:», если преподаватель затрудняется в их разделении или же существуют разные подходы к формулировкам, нет единства требований.
4. Ожидаемые результаты: После проведения урока (занятия) учащиеся смогут:
• - связаны с целями и задачами; • - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные; • - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров; • - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата); • - имеют конкретный и проверяемый характер; • - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»); • - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; • - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.
Для помощи в формулировке ожидаемых результатов: - определять или давать определения, перечислять, формулировать, давать характеристику или характеризовать, называть основные причины, выделять главное, отличать, использовать понятийный аппарат, сравнивать – выделять общее и различия; - делать план анализа источника или документа, вырабатывать правила дискуссии и соблюдать их, высказывать свою точку зрения, аргументировать (приводить аргументы или контраргументы), формулировать проблему или тему, задавать вопросы разных типов, переводить информацию из одного формата в другой (из графического в текстовый); - понимать смысл, уважать мнение, устанавливать коммуникацию, занимать позицию по обсуждаемому вопросу, проявить интерес, признавать право, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, признавать право на несогласие, толерантно относиться к мнению других.
5. Основные понятия (словарь занятия): Могут быть также даны определения понятий, понятий не должно быть слишком много, оптимальным можно считать указание 4-5 понятий.
6. План занятия:
Может быть сложным или простым. Простой план – перечисление пунктов от 1 и далее. Сложный план: I. 1. а) б) в)
II. 1. 2. а) б) в)
III.
7. Вопросы занятия (или проблема занятия):
8. Материалы (ресурсное обеспечение занятия): Аудио-визуальные средства и раздаточные материалы, а также необходимая литература и учебные пособия, техническое обеспечение – презентации, компьютерный проектор и т.п. Раздаточные материалы могут помещаться в конце разработки занятия в виде приложений. II. Вводная часть Мотивация. Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3.
Может быть предложено несколько вариантов мотивации 2. Постановка проблемы (основные вопросы занятия)
Деятельность учителя: рассказывает, задает вопрос, объясняет, раздает материалы, показывает схему (иллюстрацию, график), приводит пример, перечисляет факты и т.п. Деятельность учащихся: слушают, формулируют, высказывают свою позицию, отвечают на вопросы, задают вопросы, вносят предложения и т.п. На каждом этапе занятия могут даваться методические комментарии – описание способов разделения учащихся на группы, комментарии к организации дискуссии, краткие формы анализа документа, правила ролевой игры и т.п.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|