Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы формирования и развития философии науки



 

Нет сомнений, что основное влияние на форму современной философии произвел позитивизм, особенно такие мыслители, как: О. Конт, Д.С. Милль, Р. Авенариус, Е. Мах.

Принимаемый позитивистами принцип эмпиризма, утверждающий, что источником знаний является опыт, имел двойной смысл генетический (психологический) и методологический. В аспекте психологическом, характерном для раннего позитивизма, предполагалось, что познание происходит из опыта, в подходе методологическом, что оно опытом проверяется и контролируется. Несмотря на разницу в способе интерпретации принципа эмпиризма по отношению к принимаемому предположению, он представлял собой своего рода норму, позволяющую установить научную ценность суждения. Этот принцип выполнял функцию критерия демаркации между научными и метафизическими суждениями.

Позитивисты всю действительность сводили к фактам; по их мнению, чистый факт и является элементарным явлением. В таком смысле единственной задачей науки остается описание фактов и приведение их в порядок [15].

Разыскивая корни современной науки, нельзя не упомянуть значительного участия в этом поиске логистического течения. Создатели этого течения, определяемого как британская аналитическая школа, А.Н. Уайтхед и Б. Рассел стремились создать идеальный язык науки. Они утверждали, что, так как математические теоремы выводятся из аксиом логики, то любой разговорный язык можно свести к новой понятийной системе. Конструкция этой системы должна опираться на формальную логику и главные выражения натурального языка. Таким образом, логика, которая определяет основные структуры нашего мышления, становилась бы моделью для всех философских конструкций.

Значительное влияние на философию науки произвели взгляды австрийского философа — представителя аналитической философии — Л. Витгенштейна. Его семантико-эпистемологические анализы отношения между мышлением, как эпистемологической структурой, и языком, как логической структурой, опубликованные в 1922 году в произведении «Логико-философский трактат», являлись своего рода библией для этой школы, позволяющей понять суть философии и направление ее реформирования.

Просматривая концепции, которые повлияли на форму современной философии науки, приходится учесть и предложения представителя прагматизма или инструментализма Джона Дьюи. Этот представитель американского прагматизма заявлял, что познание зависит от действия, идеи не копируют бытие, но являются орудием действия. Их ценность зависит не только от соответствия с описываемым предметом, но, прежде всего, от эффективности. Он критикует традиционную философию за ее убеждение о возможности достигнуть с помощью чистой мысли полной уверенности, имеющей одновременно статус идеального добра.

Принятая Дьюи рефлексия о науке была в значительной степени критикой классической фундаменталистской эпистемологии (теории познания). Главным ее предметом является вопрос объективности, рациональности и подлинности познания и установление независимых от исследовательской практики принципов познания [14].

Прагматизм не является единственным философским течением, тезисы которого выросли из критики классиической эпистемологии. Таким течением является также конвенционализм, а его самыми знаменитыми представителями были А.Т. Пуанкаре, П. Дьюгем. Эти философы на почве эпистемологии выступали как против позитивистских решений, так и против картезианского объективистского идеала познания.

Презентацию корней современной философии науки свели к философским концепциям, возникшим на грани XIX и XX веков.

Многие теории, сформулированные философами науки в XIX и в начале XX веков все еще вызывают оживленные дискуссии. Современная философия науки, начало которой определяет неопозитивистский философский манифест «Научное мировоззрение» венского кружка, добавляет к ним новые идеи и проблематику.

Проводимый с 1922 года Морисом Шликом в университете в Вене философский семинар, объединивший многих знаменитых представителей тогдашнего научного мира, главной целью своей деятельности считал образование и развитие научной философии. Результатом работы участников этого семинара, названного Венским кружком, была новая философия, определяемая названием неопозитивизм или логический эмпиризм [3].

Образование научной философии неопозитивистами заключалось в создании современной версии эмпиризма. Принцип эмпиризма они развивали в аспекте методологическом — искали методы эмпирического обоснования знаний, как аксиому принимали, что в познавательном плане ценными являются лишь эмпирические знания, т.е. искали критерий научности, который позволил бы отделить научные теории от метафизических.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.