Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация проектов.



Существует множество подходов к классификации проектов. Приведем несколько наиболее популярных из них.

По А.С. Сиденко:

Типы проектирования:

ü Репродуктивное проектирование.

ü Продуктивное проектирование.

ü Инновационное проектирование.

Классификация проектов:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.).

2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).

3. По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).

Приведем более подробное описание:

ü Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

ü Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов. При выполнении проекта должны использовать­ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

ü Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

ü Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

ü Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное засе­дание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

4. По профилю знаний (монопроекты - по одному учебному предмету; межпредметные – по 2-3 учебным предметам, проекты «на стыке наук». Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель.

5. По характеру координации (с открытой, или явной, координацией:

ü в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).

6. По уровню контактов (внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные: участники проекта являются представителями разных стран).

Приведем более подробное описание:

ü Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

ü Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

ü Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и вполне укладывается в классно-урочную систему. А также протекают под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв.» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

ü Надпредметные проекты – внепредметные проекты, выполняемые на стыках областей знаний. Выходят за рамки школьных предметов. Используются в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

По характеру контактов проекты могут быть:

ü внутриклассными,

ü внутришкольными,

ü региональными (в пределах одной страны),

ü международными.

Последние два типа проектов являются еще телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

7. По количеству участников (личностные – индивидуальные, парные, групповые).

8. По продолжительности (мини-проекты; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные – на 1-2 месяца; долгосрочные – до 1 года).

Приведем более подробное описание:

ü Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Пример: проект «Расчет стоимости покупки автомобиля в кредит», курс экономики 10-11 класс. Работа над проектом ведется в группах по вариантам, в зависимости от суммы на покупку автомобиля и его марки. Продолжительность – 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы – 2 минуты). (Другие примеры: расчет затрат на организацию путешествия, расчет затрат на питание семьи на месяц, открытие своего бизнеса и т.д.).

ü Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Чудеса России» об уникальных природных объектах, курс географии, 8 класс. Может проводиться в виде заключения, обобщения знаний по разделу «Общая характеристика природы России». Работа осуществляется в группах, продолжительность – 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам, например: Реки России, Озера России, Горные системы России, Уникальные памятники природы России, рекомендации подготовке готового продукта). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, и, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, например – электронных туристических буклетов их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты.

ü Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) – выполняется во внеурочное время. Например, космические проекты, социально значимые проекты «Ветеран живет рядом», «Дети – детям сиротам» и т.д.

9.По типу объекта проектирования (морфологическое (проектирование вещей, создание новых моделей); социальное (направленных на социальные вопросы); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого «Я»).

Виды проектов:

ü Образовательный проект.

ü Воспитательный проект.

ü Управленческий проект.

ü Организационный проект.

ü Нормативно-правовой проект.

ü Социально значимый проект.

ü Политический проект.

ü Законотворческий проект.

ü Проект – иллюстрация учебной темы.

ü Проект – исследование научной проблемы в определенной учебной дисциплине.

ü Проект – постановка проблемы.

ü Обзорный проект.

ü Проект – инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий).

ü Текущий учебный проект.

ü Итоговый учебный проект.

По Е.С. Полат :

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

ü исследовательские,

ü творческие,

ü ролево-игровые,

ü информационные,

ü практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области:

ü монопроекты,

ü межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

ü внутренние или региональные,

ü международные.

4. По количеству участников проекта:

ü индивидуальные,

ü парные,

ü групповые.

5. По продолжительности проекта:

ü краткосрочные,

ü средней продолжительности,

ü долгосрочные.

6. По результатам:

ü доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

ü макет, схема, план-карта;

ü видеофильм;

ü выставка; и др.

По С. Хайнесу :

1. Проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).

2. Проекты-интервью (Survey projects).

3. Проект-производство (Production projects).

4. Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).

По америк.профессору Э.У. Коллингсу :

(Савченко Н.П., журнал «Теория и практика дополнительного образования №6, 2010, стр.35: /…. В 1910-е гг. Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов на четыре группы…/):

1. «Проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т. д.

2. «Экскурсионные проекты», которые предполагали целесообраз­ное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Один из таких проектов, реализованных в средней группе учащихся, носил название «Посещение дома мистера Смитса для выяснения причины тифозных заболеваний».

3. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.

4. «Конструктивные проекты», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра

По предмету труда:

ü Человек – человек. Человек – природа.

ü Человек – техника. Человек – художественный образ.

ü Человек – знаковая система.

По сфере применения:

ü Школа. Семья. Досуг.

ü Производство. Профессиональное самоопределение.

По интересам:

ü Познавательные. Экологические.

ü Коммерческие. Игровые. Профессионально – трудовые.

ü Научные. Комплексные.

По материальному воплощению:

ü Интеллектуальные.

ü Информационные.

ü Комплексные.

По преобладающим технологическим процессам:

ü Архаичные (ручные технологии),

ü Традиционные (машинные технологии),

ü Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики)

По цели проектной деятельности:

ü Гностические.

ü Изыскательские.

ü Преобразующие.

По продолжительности выполнения:

ü Долгосрочные (от 20 до 60 часов),

ü Среднесрочные (блок 8 – 10 часов),

ü Кратковременные (2 – 4 часа)

По организации проектной деятельности:

ü Индивидуальные.

ü Звеньевые.

ü Групповые.

ü Школьные.

По структуре содержания:

ü Мономодульные(охватывают один модуль программы )

ü Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)

ü Интегрированные (межпредметные)

По уровню творчества:

ü Репродуктивные.

ü Творческие задания.

ü Творческий проект.

Специфика.


Роль учителя.Проектная деятельность требует от учителя не столько объяс­нения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель — руководитель проекта должен обла­дать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих спо­собностей. И, прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творчес­кого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способ­ности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

ü активный, компетентный и грамотный пользователь иностранного языка;

ü энтузиаст-новатор в области обучения и овладения языком, способный квалифицированно оценить, стимулировать и вдохновлять к продуктивной иноязычной коммуникации, поддерживая, поощряя и направляя учащихся в сторону достижения цели;

ü специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во всех! областях);

ü консультант, всегда готовый прийти на помощь (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к дру­гим специалистам);

ü руководитель, организатор и менеджер учебной деятельности (особенно в вопросах планирования времени); «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту— тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

ü координатор всего группового процесса (фасилитатор);

ü опытный советчик-эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Вот так существенным образом изменяется роль учителя по сравнению с традиционной моделью. Именно в проектировочной деятельности учитель иностранного языка приобретает такой ролевой коммуникативный репертуар.

Роль ученика. Также меняется и роль учащегося, участвующего в проектной деятельности, который становится:

- инициатором работы;
- генератором идей;
- самостоятельным исполнителем;
- независимым участником, имеющим свое мнение;
- исследователем проблем;
- помощником для других участников;
- оценщиком результатов и продуктов иноязычной коммуникативной деятельности.

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы пожалуй не найти. Очевид­но, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.

Следует отметить, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя». В отечественной практике проектной деятельности начала XXI в. пре­обладает противоположная крайность. Даже в проектах, выполнен­ных старшеклассниками, зачастую явно ощущается «рука руководи­теля». А ведь развивающий эффект проектной деятельности нахо­дится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, ка­кая-то композиция, выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна жестко задаваться взрослыми. В край­нем случае, допустим выбор одной из предложенных тем. Еще луч­ше — совместная выработка темы в группе «учащиеся + учитель» по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оцен­ка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не нужно забывать, что ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он обречен играть лишь одну роль — роль исполнителя.

Все этапы работы, организуемой в условиях проектной деятельности, сопровождаются:


- специально созданной атмосферой общения;
- организованной групповой, парной, командной и индивидуальной работой;
- техникой формирования групп;
- приемами управления учебной деятельностью во время подготовки проектов.

Таким образом, проектировочный аспект формируемой коммуникативной компетенции школьников позволяет:

1. Усилить интенсивность обучения путем увеличения роли речемыслительной деятельности учащихся в объеме учебного занятия по отношению к организационной деятельности учителя.

2. Развить в процессе обучения межличностную интерактивность (прагматическую и стратегическую компетенции) путем групповой работы, создавать ролевые ситуации, обращенные к собеседнику в акте коммуникации.

3. Формировать социокультурную и дискусивную компетенции в ходе конструирования коммуникативных ситуаций и заданий при использовании коммуникативных стратегий, инофоновой информации о культуре, реалий, традиций стран изучаемого языка.

Последовательность работы над проектом.

Стадия работы над проектом   Содержание работы   Деятельность учащихся   Деятельность учителя  
    Подготовка Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.
    Планирование а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
    Исследование 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
  Выводы Анализ информации. Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
    Представление (защита) проекта и оценка его результатов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.