Виды амулетов, талисманов, оберегов и назначение.
Обереги есть нательные, настенные, на одежду, оберег для какого-то места, оберег двора (частного дома), например, чуры, вместилища для тотемных, родовых духов, духов-защитников, и многие другие. Одни обереги, так же как и талисманы, изготавливают строго определенными по значению символами, словами, формами, и обладают такой же программой помощи при острой необходимости. Другие же, как и амулеты, могут иметь любую форму украшения, и непрерывно выполняют свою программу. Обереги направлены и не только чисто на обережные функции. У некоторых народов, словом «оберег» и «обережный» определяются все предметы, несущие в себе функции амулетов, талисманов, и оберегов в изначальном смысле. Как, например, у Славянских Народов. Особенности оберегов заключаются в совокупности выполняемых задач, то есть, на какую бы цель ни был назначен оберег, он в дополнение к основной задаче будет выполнять и обережную функцию.
Эти обереги могли быть двух видов: ü материальные ü духовные. К материальным магическим предметам относились обереги, изготовленные своими руками, купленные или подаренные. . Дети часто выбирают себе талисманы из любимых мягких или других игрушек
Кукла. Понятие «Кукла». С.И. Ожегов в своем словаре дает следующее определение слову "кукла" - "детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигурка человека или животного в специальных театральных представлениях" (Ожегов С.И., 1968 - С.303). Аналогичные определения, можно встретить и в других, правда, немногочисленных, в том числе иностранных, словарях объясняющих значение слова "кукла" (Encyclopedia Americana, 1966. - P. 732).
Таким образом, понятие "куклы" определяет прежде всего игрушки, атрибуты мира детей. Не случайно, изучением кукол чаще занимались исследователи, интересовавшиеся детскими игрушками в целом. В ходе исследований учеными были выявлены группы игрушек, которые встречаются практически повсеместно. Среди них выделена и группа так называемых "образных игрушек", представленная куклами и игрушками, изображающими животных (Павлинская Л.Р., 1988. - С. 226).
Изучая проблему возникновения этих игрушек, многие исследователи обращали внимание на палеолитические скульптурные статуэтки, изображавшие преимущественно женщин, отмечая при этом, что они, скорее всего, являлись культовыми предметами, а некоторые из них - и амулетами (Художественная культура первобытного общества. - С. 316-328). Вероятно, это был один из первых шагов человечества на пути, который привел к тому, что в культуре многих народов различные представления о предках, о злых и добрых духах, богах нашли свое воплощение именно в антропоморфных образах.
По мнению Э.Б. Тайлора, первые идолы, сделанные человеком, не воспринимались им как живые и деятельные предметы. Он предполагал, что первоначально идолы являлись изображениями какого-либо духовного существа и должны были служить напоминанием о нем. Лишь затем, в силу развитого в детях и необразованных людях вообще стремления отождествлять символ с представляемым им существом, люди стали видеть в идоле живое и могущественное существо, что "затем привело даже к появлению учения о способе проявления его силы, или одушевлении" (Тайлор Э.Б., 1989. - С. 346).
Предполагаемый процесс превращения таких статуэток в игрушки для детей практически не описан в работах исследователей. Однако косвенное свидетельство того, что он имел место в истории человечества, можно, по мнению некоторых авторов, обнаружить, в частности, в английском языке, где слово "doll" является сокращением греческого слова "eidolon" - идол (Encyclopedia Americana, 1966. - С. 732).
Надо заметить, что данный взгляд на происхождение кукол был назван Е.А. Аркиным "теорией деградации". В целом, соглашаясь с тем, что кукла как изображение человека занимает в жизни людей первобытной культуры исключительное место, Е.А. Аркин выделял три качества, в которых существовали куклы: ü кукла - идол ü кукла - магическое средство ü кукла - игрушка. По его мнению, все эти виды кукол сосуществовали у первобытных народов. Е.А. Аркин писал, что, по его мнению, замечание Леббока, что "кукла это - помесь дитяти и фетиша, в которой обнаруживаются противоположные характеры ее родителей", полнее отражает суть куклы-игрушки, чем взгляд на нее как на продукт деградации (Аркин Е.А., 1935. - С. 46).
Он считал, что, основной "пробел" данной точки зрения заключается в том, что он "совершенно игнорирует роль ребенка в эволюции человечества, что ребенок почти всегда третируется как пассивное автоматически-подражательное существо, лишенное творческого воображения и инициативы" (Аркин Е.А., 1935. - С. 46). Е.А. Аркин считал, что единственным создателем игрушки, в том числе и куклы, является ребенок (Аркин Е.А., 1935. - С.35).
Таким образом, этот автор достаточно необычным образом ставит вопрос о происхождении игрушек и видит различные основания для появления в культуре кукол - игрушек и кукол - идолов. Примеры совмещения разных функций в одном изображении он объяснял различным восприятием предмета ребенком и взрослым. "Те самые куклы, которые служат предметом игры для детей, в глазах взрослых имеют магическое значение талисмана" (Аркин Е.А., 1935. - С.45).
Тем не менее, в ряде культур была проведена четкая грань между куклами - детскими игрушками и куклами - антроморфными изображениями, имеющими ритуальное или магическое значение. В некоторых случаях куклы, действительно выполняя функции детских игрушек, тем не менее, сохраняли и некоторые магические свойства, например, являлись оберегами. Однако эти ситуации не всегда находили отражение в терминах, использовавшихся исследователями.
Таким образом, термин "кукла", используемый в публикациях, достаточно условен. Разнообразие функций, которые выполняет кукла в культуре различных народов, привело к тому, что под термином "кукла" в литературе стало пониматься скорее некое антропоморфное изображение, а также предмет, символически изображающий человека, использующийся в качестве его "заместителя" не только в детских играх. Выражения "шаманская кукла", "обрядовая кукла" исключают данные предметы из мира детей или, по крайней мере, указывают на то, что детская игра - не единственное назначение кукол.
Таким образом, сталкиваясь с подобными, вероятно, своего рода переходными стадиями существования кукол в культуре, необходимо рассмотреть, по возможности наиболее полно, функции этих предметов в традиционной культуре народа. Так, В.Б. Миримановым, например, была рассмотрена функциональная многоплановость такого явления как традиционное искусство. В своей работе он выделил следующие его функции: идеологическую, общеобразовательную, коммуникативно-мемориальную, социальную, познавательную, магико-религиозную и эстетическую (Художественная культура первобытного общества, 1994. - С. 220-232).
Идеологическая функция кукол, вероятно, может быть рассмотрена в связи с ее ролью в духовном воспитании детей. Как отмечала Л.Р. Павлинская, "в силу своей образности, доступной пониманию ребенка на ранних этапах детства, игрушка являлась одной из основных форм духовного воспитания ребенка, именно поэтому в ее содержании отразились наиболее существенные мировоззренческие идеи общества" (Павлинская Л.Р., 1988. - С. 248).
Вероятно также, что на тех формах, пластических образах, которые воплощались при создании куклы, должно было отразиться и то, что "в традиционном обществе художник творит в полном согласии с устоявшимися представлениями, и в этом смысле каждое его изделие является выражением не частного, личного, но общего - коллективного - взгляда на мир" (Художественная культура первобытного общества, 1994. - С. 221).
Достаточно ярко проявляется и коммуникативно-мемориальная функция кукол. Так, Л.Р. Павлинская писала, что "игрушка является одним из овеществленных каналов межпоколенной связи". С ее помощью детьми усваивались как навыки трудовой деятельности, так и идеологические представления народа (Павлинская Л.Р., 1988. - С. 248-249).
С другой стороны, куклы как всякий изобразительный символ могли быть "фиксирующими элементами" в сохранении родовой преемственности, "своеобразными родовыми реликвиями, выполняющими ту же роль, что и портреты предков, напоминающие о генеалогии семьи" (Художественная культура первобытного общества, 1994. - С. 223).
Содержание игр с куклами часто связано с воспроизведением существующих в обществе взаимоотношений. Так, в игровой деятельности девочек народов Сибири преобладали темы "гости", "свадьба" и другие близкие по сюжетам игры. Таким образом, кукла становилась одним из средств моделирования социального пространства и усвоения норм социальных отношений. В связи с этим можно говорить о достаточно очевидной социальной функции куклы. Кроме того, В.Б. Мириманов писал, что "даже статуэтки, предназначенные для культа предков и служащие как бы вместилищем душ умерших, имеют определенное социальное значение, так как они отражают реально существующую социальную структуру общества, ибо, по бытующим представлениям, иерархия в царстве духов соответствует иерархии земной" (Художественная культура первобытного общества, 1994. - С. 224-225).
Познавательная функция кукол также в значительной степени определена их близостью к ребенку, возможностью донести до него посредством игры с куклой знания из различных сфер человеческой жизни. Немаловажную роль при этом играла также и условность образа традиционной куклы. "Отсутствие конкретных черт и высокая степень условности образа позволяли вкладывать в него широкое содержание, стимулировали ассоциативную интерпретацию его с использованием присущего данной культуре пласта мифологических представлений и реалий окружающего мира. Абстрагированный, условный характер игрушки превращал ее в объект, насыщенный многими смыслами и образами, которые в игровой деятельности приобретали реальное наполнение и способствовали активному, творческому познанию ребенком окружающего мира" (Павлинская Л.Р., 1988. - С. 249).
Хотя для традиционной культуры в целом не характерны изделия, имеющие исключительно художественную ценность, декоративное эстетическое начало будет скорее всего каким-либо образом проявлять себя. Поскольку, как отмечал В.Б. Мириманов, "в конечном счете, каково бы ни было назначение традиционных масок и статуэток, степень их воздействия определяется именно художественной убедительностью, так как сами по себе эти формы не могут быть "узнаны", поскольку они не существуют в природе" (Художественная культура первобытного общества, 1994. - С. 231). Эстетическая функция кукол, вероятно, может быть наиболее полно понята только при очень тонком анализе всей культуры народа, выявлении его представлений о "красивом" и атрибутов, ее маркирующих.
Применение подобного подхода при анализе кукол кадиувео представляется достаточно правомерным, поскольку, с одной стороны, они в определенной степени представляют собой проявления художественного творчества кадиувео и являются традиционными для этого племени, а с другой - указанный выше список хозяйственно-прикладных функций сможет стать достойной основой для изучения практически любого явления материальной культуры.
Хотя, как правило, предметы, существующие в традиционной культуре, совмещают в себе целый ряд функций, акцентирование той или иной из них может свидетельствовать о повышении ее значимости в культуре в целом или об утрате значимости других функций.
История куклы.
Раньше кукол было совсем другое призвание. Все началось еще тогда, когда люди едва добыв огонь, поселились в пещерах и создали своих божеств, олицетворением которых являлись тотемы. У каждого племени был свой тотем, олицетворяющий божество, которое представало перед людьми в образе какого-либо животного. Люди племени считали, что дух животного, воплощенный в тотеме помогает племени выживать, оберегает от злых сил и способствует процветанию. А чтобы дух всегда был в хорошем настроении и не гневался на людей племени, жрецы приносили ему жертвы и совершали молитвенные обряды. В таких обрядах часто использовали уменьшенную копию тотема, по сути, куклу. Затем появились небольшие куклы-обереги, воплощающие в себе языческие божества, существовали и в древней Руси. Их часто давали детям, чтобы спасти от порчи или сглаза. Чтобы оберег действовал, его нужно было делать без применения иголок и ножниц. В основном пользовались разными вариантами скручивания, мотания, плетения, перевязывания.
Со временем ритуальное значение кукол забывалось, и они становились просто игрушками, с помощью которых можно было развлечь детвору, показав веселую сценку. Например, в Древней Греции, куклы были также очень популярны, причем, как в религиозных обрядах, так и в домашних увеселительных спектаклях. Как раз в это время кукольники придумали способ заставить кукол двигаться, привязывая к ним ремешки. Наиболее популярным кукольный театр стал в Средневековье, когда это развлечение почти полностью покинуло лоно церкви и кукольные спектакли стали устраивать на улицах, ярмарках и площадях. Тогда появилось много бродячих кукольников, рассказывающих зрителям разные истории. В то время куклы не просто веселили публику со сцены, а служили этаким «гласом народа», разоблачая продажных чиновников, высмеивая пороки и грехи, борясь за добро и справедливость. Эти разоблачительные выступления всегда имели оглушительный успех, из-за чего кукольники подвергались гонениям со стороны властей, которых и высмеивали в своих спектаклях. Эволюция и развитие кукольного театра не останавливаются даже в наши дни. Появляются все новые виды кукол, новые способы управления ими. Частенько вместе с куклами на сцене выступают на равных и настоящие актеры, делая спектакль еще более живым. Сейчас куклы носят сугубо развлекательный характер. Некоторые созданы для игры, некоторые для того, чтобы украшать собой интерьер, некоторые играют в театрах. Роль куклы. С куклами играли все дети лет до восьми, пока ходили в одинаковых рубахах, а когда мальчики надевали штаны (портки), получали посильные мужские обязанности, то куклы оставались забавой для девочек–нянек. Наши предки строго следили, чтобы своих кукол дети никогда не оставляли на улице и не разбрасывали по избе. Кроме игровой функции, куклы использовались во многих обрядах и ритуалах. Это были специально изготовленные фигурки, с которыми не разрешалось играть, считалось, что они обладают мистической силой, чаще всего их хранили в местах, недоступных для чужого глаза и доставали, когда приходило время совершать тот или иной обряд – сбор урожая, встреча весны, сватанье, женитьба... Некоторых кукол ставили, наоборот, на видное место, для выполнения своих функций – привлекать достаток в доме, избавлять от болезней. Были и куклы, которых изготавливали специально перед совершением обряда. Например, когда празднуют Масленицу, то делают соломенную куклу - чучело зимы, которую сжигают на костре вместе с маленькими соломенными куколками – символами бед, болезней и несчастий, чтобы скорее пришла теплая весна. Куклы-обереги у многих народов мира делались без лица, чтобы в них не вселились злые духи, приняв куклу за человека. Материалы для изготовления таких кукол брались из того, что было под рукой – веревочки, ниточки, тряпочки, остатки одежды, природные материалы. Назначение оберегов часто сходно с основными потребностями любого человека любой национальности – охранять от невзгод, приносить счастье, давать здоровье, оберегать в дальней дороге, привлекать богатство, удачу, любовь. В Японии считается, что не важно, верит или не верит человек в силу действия оберега, все равно, оберег будет работать. Самая простая традиционная кукла-оберег у всех народов – это маленькая тряпичная куколка скрутка или мотанка, которую клали в колыбельку ребенку для защиты от злых сил и для того чтобы, подрастая, ему было чем поиграть, пока мать освободится от множества своих забот. У славян тканевую Берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, чтобы замужество было удачным. Обереги также давали сыну, уходящему служить в армию, мужу – для благополучия в дороге. Африканские женщины изготовляли для своих дочерей куклу Рождаемости (или Плодородия), используя материалы своей местности – дерево, пальмовые листья, шерсть, бисер. Эти куклы Тсонга обшивают бисером так, что не видно даже основы, закладывая в вышитый орнамент свои традиционные символы благополучия, деторождения, богатства. Кукле давали имя, которое при рождении первой девочки становилось и ее именем. Далее кукла переходила к дочери по наследству. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|