Здавалка
Главная | Обратная связь

Прогнозирование товарно-групповой структуры спроса с помощью коэффициентов эластичности спроса от различных факторов (цен, доходов населения, покупательных фондов)

Содержание

 

14. Прогнозирование товарно-групповой структуры спроса с помощью коэффициентов эластичности спроса от различных факторов (цен, доходов населения, покупательных фондов) 3

Задание 1. 8

Список литературы.. 16

 

Прогнозирование товарно-групповой структуры спроса с помощью коэффициентов эластичности спроса от различных факторов (цен, доходов населения, покупательных фондов)

 

Коммерсанты, бизнесмены, кооператоры хотят знать, чего ожидать от будущего состояния рынка. Это знание для них — вопрос "жизни и смерти". Кто знает, как изменятся спрос, товарное предложение и цены через месяц, через год, через пять лет, тот может принимать наиболее эффектив­ные коммерческие решения. Поэтому одной из важнейших функций маркетинга является прогнозирование рынка.

Научное предвидение (прогноз) следует отличать от пред­видения, основанного на субъективных ощущениях отдель­ных лиц, гадания, авантюрной астрологии. Их легко отли­чить друг от друга по основному принципу. Принцип прори­цателей — "хотите верьте, хотите нет". Прогнозист же все­гда может отчитаться о своих действиях. Он собирает и обра­батывает определенную информацию, при расчетах прогноза применяет определенную методику, обязательно количествен­но оценивает точность прогноза. Его действия может повто­рить и проверить любой грамотный экономист. Его принцип — "хотите верьте, хотите проверьте". Поэтому определение прогноза можно сформулировать следующим образом.

Прогноз рынка — это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполнен­ное в рамках определенной методики, на основе достовер­ной информации, с оценкой его возможной ошибки.

Прогнозы рынка базируются на учете закономерностей и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов прогно­зирования.

В общем виде разработка прогноза рынка имеет четыре этапа:

1) установление объекта прогнозирования;

2) выбор метода прогнозирования;

3) процесс разработки прогноза;

4) оценка точности прогноза.

Выбор метода прогнозирования зависит от цели прогно­за, периода его упреждения, уровня детализации и наличия исходной (базисной) информации. Если прогноз возможной продажи товаров делается для определения перспектив раз­вития розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы прогнозирования. Если же он вы­полняется для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы. Если имеются данные о спросе за последние несколь­ко лет, а также материалы, характеризующие изменение факторов, формирующих спрос, то можно применить очень надежные методы прогнозирования. Если же базисная ин-

формация недостаточно достоверна или ее динамический ряд неполный, то и методы ее прогнозирования менее надежны. (Характеристика методов прогнозирования рассматривается ниже.)

По сущности применяемых методов выделяют группы прогнозов, основой которых являются: экстраполяция ряда динамики, интерполяция ряда динамики, коэффициенты эла­стичности спроса, цен и товарного предложения, экономико-математическое моделирование, структурное моделирование, экспертные оценки, аналогия.

Методы экстраполяции и интерполяции динамических рядов предполагают, что показатели элементов рынка явля­ются лишь функцией времени, которое нивелирует влияние других факторов развития. В то же время общеизвестно, что спрос, товарное предложение и цены зависят от большого числа факторов, изменение которых может оказаться реша­ющим при их перспективной оценке. Известно, что учесть все факторы при расчетах перспектив развития рынка не­возможно. Поэтому исследователи зачастую стараются выб­рать лишь главные, определяющие факторы, а чаще всего один из них, и измерить его влияние на тот или иной эле­мент рынка.

Одним из методов такого измерения является, напри­мер, расчет коэффициентов эластичности спроса от того или иного фактора. Эластичностью называется способность спро­са изменяться под влиянием изменений фактора (например, дохода потребителей). Спрос на одни товары существенно изменяется при изменении дохода — их называют товарами высокой эластичности спроса, спрос на другие товары изме­няется в примерно одинаковой пропорции с изменением до­ходов (товары умеренной эластичности), спрос на третьи то­вары изменяется мало при изменении доходов (товары малой эластичности). Коэффициенты эластичности спроса вычисля­ют по формуле

где ∆у – прирост спроса; ∆х – прирост фактора (цена, доход, покупательные фонды);

х, у – базисные значения фактора и спроса.

Графически это можно проиллюстрировать следующим образом:

Коэффициент эластичности показывает, насколько про­центов изменяется спрос при изменении факторов на 1%. Сле­довательно, он может быть определен как отношение –

Различают статические и динамические коэффициенты эластичности спроса. Статические рассчитываются по дан­ным двух соседних периодов и имеют в основном аналитичес­кое значение. Их использование при прогнозных расчетах не всегда возможно. Дело в том, что коэффициенты эластично­сти спроса могут изменяться в динамике (год от года). Поэто­му прежде чем использовать их при прогнозировании, необ­ходимо проанализировать их динамический ряд и экстрапо­лировать его на период прогноза, т. е. перевести в динамичес­кую форму. Например, динамика доходов и спроса на одежду характеризуется следующими данными.

 

 

Годы Прирост в % к прошлому году Коэффициент эластичности спроса
Доходы Спрос на одежду
1-й 3,0
2-й 2,8
3-й 2,5
4-й 2,2
5-й 2,0

 

Очевидно, что средний коэффициент эластичности, рав­ный 2,5, не подходит для прогнозирования на 6-й и 7-й годы. Не подойдет и последний из них в динамическом ряду (2,0). Экстраполяция динамического ряда этих коэффициентов дает такие результаты: Э6 = 1,8; Э7 = 1,6. Они-то и могут исполь­зоваться при прогнозировании.

Зная, как будут изменяться доходы населения в перс­пективе, нетрудно спрогнозировать спрос на одежду по фор­муле

где Сп — спрос в перспективе; С0 — спрос в базисном периоде;

Эt — динамический коэффициент эластичности спроса от дохода;

Ах% — прирост доходов в прогнозируемом периоде.

Например, если спрос на одежду в базисном году состав­лял в небольшом городе 4,5 млн. руб., а доходы населения в прогнозируемом году возрастут на 10%, то возможная прода­жа (спрос) одежды в этом году может составить

 

 

Задание 1

 

Составить баланс денежных доходов и расходов населения региона и на его основе рассчитать на планируемый год:

А) покупательные фонды населения;

Б) сумму покупок товаров местным населением;

В) спрос учреждений социального характера (ясли, больницы, школы, детские сады);

Г) емкость рынка региона;

Д) коэффициент охвата емкости рынка покупательными фондами населения.

На основании выполненных расчетов в пояснительной записке к заданию сделать выводы об изменении общей суммы, структуры денежных доходов и расходов населения; об основных причинах изменения покупательных фондов населения, покупок товаров местным населением и емкости рынка региона в планируемом году.

Исходные данные:

- в планируемом году заработная плата наемных работников определяется с учетом предполагаемых темпов прироста средней заработной платы и изменения численности занятых (таблица 1).

Таблица 1

Показатели баланса  
1. Прирост средней заработной платы 1 работника 14,0
2. Изменение численности работников (+/-) -1,0
3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах 6,7

- прогнозируется рост доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности на 5% и 4% соответственно;

- темп прироста пенсий, пособий, стипендий в соответствии с бюджетными прогнозами составят 5%;

- прочие поступления в текущем году составят 250 млн. руб., на планируемый год предполагается сокращение прочих поступлений на 5%;

- оплата услуг (коммунальных и бытовых) возрастет на 18%;

- прочие расходы в текущем году составят 810 млн. руб.; на планируемый год предполагается изменение суммы прочих расходов – увеличение на 10% по сравнению с текущим годом;

- покупка товаров и оплата услуг в текущем году составят 31,5 млрд. руб., в том числе покупка товаров – 23 млрд. руб.;

- обязательные платежи, включающие подоходный налог и налоги на доходы от предпринимательской деятельности, определяются в текущем и планируемом годах расчетным путем при условиях: подоходный налог определяется по ставке законодательства РФ от суммы начисленной заработной платы и составляет 60% общей суммы обязательных платежей и взносов;

- расходы населения на покупку иностранной валюты в текущее году составят 4 млрд. руб., в планируемом году останутся на уровне текущего года;

- превышение доходов над расходами за последние 3 года указано в таблице 2.

Таблица 2

Превышение доходов над расходами
t-3год=2,0%
t-2год=2,2%
t-1год=2,3%

- возможная покупка товаров приезжим населением – 210 млн. руб., коэффициент эластичности покупки товаров приезжим населением от покупательных фондов населения составляет 1,35;

- спрос учреждений социального характера в текущем и планируемом годах определяем по таблице 3.

 

Таблица 3

Спрос учреждений социального характера в текущем и планируемом годах

Номер года Млн.р.
t-4
t-3
t-2
t-1
t

Выполнение:

На первом этапе составим баланс денежных доходов и расходов населения (табл. 4).

Изменение заработной платы работников определим с помощью индекса заработной платы одного работника (1,14) и индекса численности (0,99), т.е. составит 1,14*0,99= 1,129 или 112,9% к текущему году.

Обязательные платежи и взносы населения в текущем и планируемом годах определяем исходя из пропорций соотношения доли подоходного налога (60%) и других налогов (40%) в общей сумме налогов. Сумма подоходного налога определяется по формуле:

ПН=СН*ЗП, где ПН – сумма подоходного налога; СЗ – ставка подоходного налога; ЗП – сумма оплаты труда в соответствующем году.

Получаем в текущем году: ПН=13%*13965= 1815 млн.р., а сумма обязательных платежей составит: млн.р.

Получаем в планируемом году: ПН=13%*13965*1,129= 2050 млн.р., а сумма обязательных платежей составит: млн.р.

Суммы превышения доходов над расходами является сальдирующими статьями баланса. Они необходимы для определения суммы расходов в планируемом году:

, где ДР – сумма денежных расходов; ДД – сумма денежных доходов; ∆ДР – сумма превышения расходов над доходами.

Сумму превышения расходов над доходами в планируемом году определим с учетом динамики суммы превышения из за последние 4 года методом скользящей средней по формуле:

, где

- прогнозируемое значение доли, %;

- среднегодовое изменение темпов превышения указанных показателей (d):

, где .

Получаем: .

;

;

; млн. р.

Расходы на покупку товаров и оплату услуг определяем путем вычета из суммы расходов (45016,5+1078,6=46095,1 млн. р.) известных статей баланса и определяем сумму для данной статьи: 46095,1-3416-3734,5-4000-891=34053,6 млн.р.

Расходы на покупку определим вычитанием из общих затрат на покупку товаров и оплату услуг стоимости оплаты услуг, т.е. 34053,6-10030=24023,6 млн.р.

 

 

Таблица 4

Баланс денежных доходов и расходов населения региона

Разделы и статьи Текущ. год (t), млн. р. Планируемый год (t+1)
в сумме, млн.р. в % к текущему году
Доходы      
1. Заработная плата работников 15766,5 112,9
2. Доходы от предпринимательской деятельности 12316,5
3. Доходы от собственности
4. Пенсии, пособия, стипендии
5. Прочие поступления 237,5
6. Итого доходов 45016,5 107,5
7. Превышение расходов над доходами 1078,6 114,7
8. БАЛАНС 46095,1 107,6
Расходы      
1. Покупка товаров и оплата услуг, в том числе: 34053,6 108,1
1.1. покупка товаров 24023,6 104,5
1.2. оплата услуг
2. Обязательные платежи и взносы 112,9
3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах 3734,5 106,7
4. Покупка иностранной валюты
5. Прочие расходы
6. Итого расходов 46095,1 107,6
7. Превышение доходов над расходами
8. БАЛАНС 46095,1 107,6

Покупательные фонды населения (ПФН) определяем по следующим формулам:

,

,

где НТР – статьи нетоварных расходов баланса;

ПТмн – сумма покупки товаров местным населением.

Получаем:

; ;

Прогнозируемый прирост объема покупок приезжим населением определим по формуле:

, где - относительный прирост покупательных фондов населения; Кэл – коэффициент эластичности; Yt – возможная покупка товаров в текущем году.

Получаем: млн.р.

Для прогноза спроса учреждений социального характера по трендовой модели используем систему уравнение:

Расчет оформим в таблице 5.

Таблица 5

Вспомогательная таблица расчета прогноза спроса учреждений социального характера

Годы Y - спрос учреждений фактич., млн.р. t Yt t2 Ytрасч
t-4 -2 -1320 0,000
t-3 -1 -680 0,023
t-2 0,030
t-1 0,007
t 0,015
Итого    
Прогноз t+1        

 

Получаем:

; ; ; .

Прогноз: t+1=3; млн.р.

Расчет емкости рынка покажем в таблице 6.

Таблица 6

Емкость рынка потребительских товаров региона

Элементы емкости рынка Текущий год, млн.р. Планируемый год
сумма, млн.р. % к текущему году
1. Покупательные фонды населения региона
2. Превышение денежных расходов над доходами 1078,6 114,7
3. Возможная покупка товаров местным населением 24023,6 104,5
4. Возможная покупка товаров приезжим населением 221,4 105,4
5. Спрос учреждений социального характера 99,3
6. Итого емкость рынка 104,3
7. Процент охвата покупательных фондов населения покупками товаров местным населением 96,2 96,4 100,2

Сопоставление совокупного спроса с товарными ресурсами в целом по всей товарной массе не позволяет судить о возможности полного удовлетворения спроса на товары в групповом и внутригрупповом ассортименте. Появляющи­еся диспропорции в соотношении спроса и предложения обусловлены чаще всего несоответствием товарных ресурсов покупательскому спросу по ассортименту и качеству товаров. В связи с этим необходимо определить спрос на отдельные группы товаров, сопоставить с ресурсами этих товаров и в конечном итоге сформировать структуру товарооборота, характеризующую соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота. Соотношение отдельных товарных групп и товаров связано, во-первых, с их значимостью и, во-вторых, со степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления.

Обоснование объема розничного товарооборота на прогнозный (плановый) период предполагает определение, с одной стороны, покупательных фондов, с другой — товарных ресурсов. Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос населения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на покупку товаров. Покупательные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования.

Определение покупательного фонда в целом по стране сводится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из нее оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретение ценных бумаг, валюты, расходов на покупку жилых помещений.

Рассчитанный нами покупательный фонд определяет необходимый объем продажи товаров населению в денежном выражении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров организациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли и в результате определяется необходимый объем товарооборота.

Также нами была рассчитана емкость рынка и показан, какой объем поступления товаров необходим для обеспечения торговли в прогнозном периоде.

 

Список литературы

 

1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Уч. пособие. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2000.

2. Королева С.И. Торговля в условиях экономических реформ России. Монография. М.: Изд-во Мос. гос. универс. коммерции, 1984.

3. Крис А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля. Пер. с фр. Общ. ред. В.С. Загашвили. АО Изд. группа "Прогресс"-"Универс", 1993.

4. Малышков В.И. Потребительский рынок Москвы: вчера, сегодня и в ближайшем завтра. – М.: Изд-во типогр. им. А.С. Пушкина, 1987.

5. Российская торговая энциклопедия в 5-ти томах. Под ред. М.И. Горбачева и Я.Л. Орлова. М.: РООИиП "За социальную защиту и справедливое налогообложение", 1999.

6. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, М.: 2000.

7. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. – М.: Изд-во "ДИС", 1999.

8. Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. – М.: Изд-во "ДИС", 1999.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.