Здавалка
Главная | Обратная связь

По базисным знаниям



Кафедра эпидемиологии с курсом

Основы безопасности жизнедеятельности

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема: «Учение об эпидемическом процессе. Структура и формы проявления эпидемического процесса. Факторы оказывающие влияние на эпидемический процесс. Эпидемиологическая диагностика.»

Курс: 2

 

 

Составитель

преподаватель __________Брицкая Т.М.

 

 

КАРАГАНДА - 2010 г.

 

Обсуждены на заседании кафедры

Протокол № _______от _________________ 2010 г.

 

 

Утверждены заведующей кафедрой эпидемиологии с курсом ОБЖ

______________________ к.м.н., доцент Шайзадиной Ф.М.

 

1.Тема: «Учение об эпидемическом процессе. Структура и формы проявления эпидемического процесса. Факторы оказывающие влияние на эпидемический процесс. Эпидемиологическая диагностика.»

2.Количество учебных часов: 4 часа (180 мин.).

3. Актуальность темы:

Эпидемиология инфекционных болезней как наука возникла из потребности общества организовать целенаправленную работу по защите людей от распространенных и тяжело протекающих болезней. На протяжении веков массовые "повальные болезни", "моры", эпидемии сопровождали человечество, унося огромное число жизней. Развитие микробиологии, вирусологии, иммунологии расширило возможности изучения различных болезней и способствовало совершенствованию мер профилактики и борьбы с ними.

В настоящее время эпидемиологию инфекционных болезней определяют как науку о закономерностях эпидемического процесса. Она изучает причины возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей, разрабатывает меры борьбы, предупреждения и ликвидации этих болезней.

Работу с инфекционными больными в эпидемических очагах начинают врачи-лечебники, которые выявляют больного, предполагают и устанавливают диагноз инфекционной болезни. Первичные противоэпидемические мероприятия, проводимые ими, во многом определяют своевременность и эффективность последующей деятельности специалистов санэпидстанций. Поэтому студенты лечебного факультета должны уметь объяснить проявления эпидемического процесса с учетом причин, условий и механизма его развития, с целью организации и проведения противоэпидемических мероприятий в конкретных эпидемических очагах.

4. Цель занятия: Освоение теоретических основ эпидемиологии. Изучить признаки паразитарных систем, характеризующие специфику эпидемического процесса при отдельных нозологических формах инфекционных болезней; существо и содержание основополагающей и регулирующей роли социальных и природных условий развития эпидемического процесса.

Студент должен знать:

• определение эпидемиологии как общемедицинской науки и как науки об эпидемическом процессе;

• закономерности возникновения и распространения инфекционных (паразитарных) заболеваний среди населения; причины и условия, механизм развития и проявления эпидемического процесса при различных группах инфекционных (паразитарных) болезней.

• современные подходы к оценке проявления эпидемического процесса.

Студент должен уметь:

• применять знания общего учения об эпидемическом процессе в проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий при конкретных нозологических формах инфекционных заболеваний.

5. Вопросы для самоподготовки:

по базисным знаниям

• понятие "паразит", "паразитизм", "паразитарная система" (Ярыгина В.Н.-М.: Высшая школа. 1999.-800 с, Слюсарев А.А., Жукова М.Н. Биология с общей генетикой К.: - Высшая школа. 1987.- 415 с.).

• популяция как элементарная ячейка эволюционного процесса.

(Ярыгина В.Н.-М.: Высшая школа. 1999.-800 с, Слюсарев А.А., Жукова М.Н. Биология с общей генетикой К.: - Высшая школа. 1987.- 415 с.).

• облигатные и факультативные паразиты (сапрофиты) как возбудители инфекционных болезней. (Коротяев А.И., Бабичев С.А., Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.: Специальная литература. 1998. - 580 с.).

• генотипическая и фенотипическая неоднородность популяции паразита и хозяина. (Коротяев А.И., Бабичев С.А., Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.: Специальная литература. 1998. - 580 с.).

по теме занятия:

• Определение эпидемиологии как науки об эпидемическом процессе.

• Определение эпидемического процесса (Л.В.Громашевский, И.И.Елкин, В.Д.Беляков).

• Разделы учения эпидемического процесса.

• Биологический фактор, как внутренняя причина возникновения эпидемического процесса.

• Эпидемиологические признаки популяции паразита.

• Эпидемиологические признаки популяции хозяина.

• Значение природного и социального факторов в развитии ЭП.

• Определение понятия источника инфекции, виды и категории источников инфекции.

• Эпидемиологическое значение больных при различных формах проявлениях инфекции.

• Эпидемиологическое значение заразоносителей, их классификация.

• Определение и типы механизма передачи возбудителя.

• Факторы и пути передачи инфекции.

• Теория природной очаговости Е.Н.Павловского.

• Теория саморегуляции эпидемического процесса В.Д.Белякова.

• Проявление эпидемического процесса по уровню, территории, времени, группам населения.

6. Информационно-дидактический блок:

для лучшего усвоения информации используйте материал Приложение 3.

 

7. Содержание занятия:

1. Этапы самостоятельной работы студентов:

1.1. Решение тестов исходного уровня знаний;

1.2. Самостоятельное решение задач;

1.3. Решение тестов заключительного уровня знаний студентов.

2. Этапы работы с преподавателем:

2.1. Вступительное слово преподавателя;

2.2. Оценка исходного уровня знаний студентов в том числе:

2.2.1. Оценка тестового контроля (Приложение 1);

2.2.2. Оценка исходного уровня знаний по контрольным вопросам (Приложение 2);

2.3. Совместная работа с преподавателем по теме занятия. Последовательно рассматриваются вопросы по теме занятия.

2.4. Оценка заключительного уровня знаний по контрольным вопросам (Приложение 4);

2.5. Оценка заключительного уровня знаний по тестовым вопросам (Приложение 5);

Литература.

а/ основная

1. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. - М.: Медицина,

1989. - 416 с.

2. Ющук Н.Д., Жогова М.А. Эпидемиология. - М.: Медицина,

1993. - 333 с.

в/ дополнительная

1. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник. - М.: Медицина, 1994.- 616 с.

9. Домашнее задание(смотреть методические рекомендации на следующее занятие согласно календарному плану).

10. Перечень приложений:

Приложение 1. Тестовые вопросы для исходного уровня знаний.

Приложение 2. Контрольные вопросы для исходного уровня знаний.

Приложение 3. Информационно-дидактический блок.

Приложение 4. Контрольные вопросы для заключительного уровня знаний.

Приложение 5. Контрольные тесты для заключительного уровня знаний.

Приложение 6.Задачи для самостоятельной работы.

Приложение 7.Таблицы для самостоятельной работы.

Приложение 1

 

Тестовые вопросы для исходного уровня.

1. Источник инфекции - это:

А. совокупность животных, объединенных генофондом

Б. коллектив с высокой заболеваемостью его членов

В. зараженные люди и животные

Г. природный биоценоз

Д. естественная среда обитания возбудителя.

 

2. Выберите источник инфекции при антропонозах:

А. грызуны

Б. блохи

В. больные люди

Г. насекомые

Д. вода

 

3. Выберите источник инфекции при зоонозах:

А. вши

Б. животные

В. человек

Г. пищевые продукты

Д. вода

 

4. Сапронозы - это инфекции, резервуаром которых является:

А. человек

Б. животное

В. растение

Г. абиотическая среда

Д. насекомые

 

5. Выберите механизм передачи возбудителя:

А. водный

Б. парентеральный

В. аэрозольный

Г. пищевой

Д. алиментарный

 

6. Укажите фактор передачи инфекции:

А. грызуны

Б. больной человек

В. заразоноситель

Г. домашние животные

Д. вода

 

7. Укажите путь передачи при кишечных инфекциях:

А. воздушно-капельный

Б. фекально-оральный

В. водный

Г. вертикальный

Д. трансмиссивный

 

8. Антропонозы - это инфекции, при которых источником инфекции является:

А. человек

Б. животное

В. вода

Г. пищевые продукты

Д. насекомые

 

9. Выберите фактор передачи возбудителей кровяных инфекции:

А. грызуны

Б. птицы

В. вши

Г. мухи

Д. тараканы

 

10. Выберите эпидпризнак популяции хозяина:

А. патогенность

Б. восприимчивость

В. манифестность

Г. контагиозность

Д. иммуногенность

 

Критерии оценки знаний студентов:

"Отлично" - 10 правильных ответов

"Хорошо" - 9 правильных ответов

"Удовлетворительно" - 8 правильных ответов

"Неудовлетворительно" - менее 8 ответов

 

Приложение 2

 

Контрольные вопросы для исходного уровня знаний.

1. Определение эпидемиологии как науки об эпидемическом процессе.

2. Определение эпидемического процесса (Л.В.Громашевский, И.И.Елкин, В.Д.Беляков).

3. Разделы учения эпидемического процесса.

4. Биологический фактор, как внутренняя причина возникновения эпидемического процесса.

5. Эпидемиологические признаки популяции паразита.

6. Эпидемиологические признаки популяции хозяина.

7 .Значение природного и социального факторов в развитии ЭП.

8 Определение понятия источника инфекции, виды и категории источников инфекции.

9. Эпидемиологическое значение больных при различных формах проявления инфекции.

1О.Эпидемиологическое значение заразоносителей, их классификация.

11. Определение и типы механизма передачи возбудителя.

12. Факторы и пути передачи инфекции.

13. Теория природной очаговости Е.Н.Павловского.

14. Теория саморегуляции эпидемического процесса В.Д.Белякова.

15. Проявление эпидемического процесса по уровню, территории, времени, группам населения.

 

Приложение 3.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.