Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Психология семьи» является одной из обязательных в системе профессиональной подготовки бакалавра. Она тесно взаимодействует с такими учебными дисциплинами, как «Психодиагностика», «Основы индивидуальной и групповой психотерапии», «Социология», «Экономика», «Психология развития и возрастная психология» и призвана сформировать психологическую готовность специалиста к конструктивным действиям по поддержанию и диагностике семейных отношений.
2.Структура и содержание
2.1. Объем и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Теоретическая часть
|
| Практические занятия
|
| Подведение итогов
Зачет
|
|
2.2. Примерный тематический план и содержание
Наименование разделов
| Содержание учебного материала
| Объем часов
|
|
|
| Раздел 1.
Введение
Социально-исторические аспекты брачно-семейных отношений
| Социальная сущность брака и семьи. Ф.Энгельс о paзличных формах организации семьи и их обусловленности типом общественно-экономической формации. Формы организации семья в истории человеческого общества: промискуитет, групповой брак, полиандрия, полигамия, моногамия. “Нетрадиционные” формы семьи: сознательное одиночество, незарегистрированный брак, неполная семья, семья с приемными детьми, “разветвленная” семья. Социально-психологические и этические проблемы “альтернативных” форм брака (“коммуна”, “открытый брак”, “свингерство”, “брак на время”, гомосексуальный брак и др.). Моногамия как основа современного брака.
Позитивные социально-психологические изменения, парадоксально сказавшиеся на стабильности брака: увеличение продолжительности жизни; освобождение брака от классовых, религиозных и национальных предрассудков; урбанизация; усиление миграционных процессов; изменение положения женщины в обществе и др. Рассогласование архаичных матримониальных ценностей, экспектаций и представлений с такими тенденциями развития современной семьи, как ориентация на личностные характеристики брачного партнера, существенное изменение содержания ролей и ролевых отношений в семье, нуклеаризация семьи, эгалитаризация внутрисемейных отношений.
Эволюция семьи в истории человеческого общества — ключ к пониманию многих проблем современной семьи. Культурно-этнические типы семей на территории страны и их особенности.
|
| Раздел 2.Структура и функции семьи
| Брак как основа семьи. Семья и родственные связи. Типы семей. Психологическое здоровье семьи. Потребности человека. Иерархия потребностей. Место потребностей, удовлетворяемых в семье в пирамиде потребностей по А.Маслоу. Показатели брачности и разводимости в стране. Семья как социальный институт. Формальная и неформальная структура семьи. Статус, правила и нормы.. Межличностные отношения. Основные функции семьи: прокреативная, педагогическая, хозяйственно-экономическая, рекреативная (терапевтическая и организации досуга и отдыха). Социально-психологические последствия дестабилизации института семьи (конфликтов и разводов): понижение рождаемости, ухудшение качества семейного воспитания, падение производительности труда, рост алкоголизма, наркомании и преступности, снижение качества здоровья населения и др. Роль семьи в формировании отклоняющегося поведения. Актуальность проблемы стабилизации семьи.
|
| Раздел 3.
Жизненный цикл и основные подсистемы семьи
| Особенности семьи как малой социальной группы: нормативность, полифункциональность, гетерогенность состава, закрытость, частичная общность целей, совместный быт. Понятие “психологический климат семьи”.
Основные концептуальные подходы к семье: структурно-функциональный, интеракционистский, психоаналитический, психодинамический.
Представление о семье как системе (Н. Аккерман, М. Андольфи): семья как постоянно трансформирующаяся система; семья как активно саморегулирующаяся система;семья как открытая система во взаимодействии с другими системами. Г. Бейтсон и учение о семейных коммуникациях.
Основные подсистемы семьи: родителя и сиблинги, их характеристики. Понятие границ подсистем и большой семейной системы. Оптимальные границы и оптимальная дистанция.
Жизненный цикл семьи: шесть стадий развития семьи и последовательное изменение семейных ролей. Социокультурные влияния на жизненный цикл семьи. Два закона развития семейной системы — стремление к гомеостазу и стремление к преобразованиям.
Понятия здоровой и больной семейной системы. Симптоматическое поведение и семейный диагноз.
|
| Раздел 4.
Кризисные периоды в браке.
| Добрачный кризис: кризис соединения. Проблемы объединения в пару.
Первый кризисный период: адаптация молодоженов к условиям совместной жизни. Основные проблемы: возможное разочарование в партнере из-за быстрого спадения предбрачных “масок”; неспособность к самоограничению в плане привычных потребностей, уровня и уклада жизни; трудности в установлении отношений Друг с другом, с новыми друзьями и родственниками; возможные сексуальные проблемы, связанные с гетерохронностью психосексуального развития мужчины и женщины.
Второй кризисный период: рождение первого ребенка. Типовые проблемы: необходимость перехода от недостаточно освоенных супружеских ролей к родительским; диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с уходом за младенцем; различия в динамике родительских чувств супругов и в их состояниях: депрессия, монотония, тревога матери и страх отвержения и потери статуса у отца; нарушения сексуального общения супругов. В случае “стимулированного” брака — наложение проблем первого кризисного периода.
Третий кризисный период: ситуация ухода из родительской семьи последнего ребенка, обнажающая диадические факторы семейного неблагополучия; возрастные трудности в сексуальных отношениях супругов; возможности проявления “кризиса личности” одного из супругов.
Стадии развода (по Э. Фишер): эмоциональный развод, физический развод, пробный разрыв, юридический развод. Стадии развода по модели А.Маслоу.
Социально-психологическая помощь семье на различных стадиях дезорганизации отношений и в постразводной ситуации. Необходимость смягчения последствий развода для всех членов семьи.
|
| Раздел 5.
Методы изучения семьи.
| Основные диагностические подходы: эклектический (“модель Мак-Мастерса”), проблемный (“трехосевая” классификация проблемных семейств” В. Ценга и Дж. Мак-Дермотта), факторный (“круговая модель” Д. Олсона и соавт.).
Сбор первичной информации о семье в рамках системно-структурного подхода. Построение генограммы. Циркулярные вопросы. Выявление границ между семейными подсистемами. Анализ и уточнение запроса (жалобы) семьи как клиента.
Направления и предмет диагностики семьи в целом и ее членов:
1) Психофизиологические свойства членов семьи;
2) Характерологические свойства членов семьи;
3) Особенности ценностно-мотивационной сферы;
4) Характеристики когнитивной сферы;
5) Характеристики межличностных отношений;
а) эмоциональных отношений,
6) сознательных рефлексивно-оценочных отношений;
6) Особенности внутрисемейного общения и взаимодействия.
Типы применяемых стандартных методик: аппаратурные, задачно-игровые, тест-опросники, техники шкалирования.
Общая схема семейной психодиагностики, сфокусированной на ребенке. Первичная психодиагностика. Психодиагностика отклонений в поведении и развитии ребенка. Диагностика психологических нарушений у детей без аномалий психического развития.
|
| Раздел 6.
Формирование супружеской пары.
| Готовность к браку
Развитие высших чувств. Приятельские, товарищеские отношения, симпатия, дружба, любовь, как виды межличностных отношений привязанности. Психологическая характеристика любви. Виды и фазы любви. Исторические аспекты любви. Роль воспитания в становлении чувств. Добрачные половые отношения. Культура воздержания. Традиционные культурные ценности и устойчивость семьи.
Физиологическая, социальная, психологическая и духовная зрелость. Мотивация брака. Нравственные нормы брака в христианской культуре. 2. Выбор спутника жизни и мотивы вступления в брак.
Социально-демографические характеристики вступающих в брак. Теории выбора брачного партнера: психоаналитическая модель, модели “фильтров” А.Керкгоффа и К.Дэвиса, “круговая теория любви” А.Рейса, “максимальной выгоды” Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса и “дополняющих потребностей” Р.Уинча. Модель М.А.Абалкиной. Соционическая модель потребности в дуализации.
Развитие отношений в паре. Факторы, способствующие возникновению аттракции по Л.Я. Гозману: физическая привлекательность партнера (совпадение, с социокультурным или субъективным эталоном красоты); соответствие внешним, характерологическим или коммуникативным паттернам родительской семьи; позитивные установки, сформированные посредниками знакомства, рекомендациями гороскопов и т. п.; особое потребностно-мотивационное и эмоциональное состояние человека.
Любовь как переживание и как действие. Половозрастные и индивидуально-типологические детерминанты. Типология любви Д. Ли. Три стадии возникновения любви по Л.М. Панковой.
Принятие решения о вступлении в брак. Влияние самооценки и уровня притязаний на эталонный образ спутника жизни. Мотивы вступления в брак. Альтруистическая любовь и потребность быть вместе как оптимальная основа брака. Полимотивированность принятия решения, неосознаваемые “ловушки влюбленности”. Рентные мотивы вступления в брак: меркантильно-экономические интересы, добрачная беременность или легализация интимных отношений, желание повысить свой социальный статус или уйти из-под опеки родителей, боязнь одиночества.
2. Выбор спутника жизни и мотивы вступления в брак.
Социально-демографические характеристики вступающих в брак. Теории выбора брачного партнера: психоаналитическая модель, модели “фильтров” А.Керкгоффа и К.Дэвиса, “круговая теория любви” А.Рейса, “максимальной выгоды” Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса и “дополняющих потребностей” Р.Уинча. Модель М.А.Абалкиной. Соционическая модель потребности в дуализации.
Развитие отношений в паре. Факторы, способствующие возникновению аттракции по Л.Я. Гозману: физическая привлекательность партнера (совпадение, с социокультурным или субъективным эталоном красоты); соответствие внешним, характерологическим или коммуникативным паттернам родительской семьи; позитивные установки, сформированные посредниками знакомства, рекомендациями гороскопов и т. п.; особое потребностно-мотивационное и эмоциональное состояние человека.
Любовь как переживание и как действие. Половозрастные и индивидуально-типологические детерминанты. Типология любви Д. Ли. Три стадии возникновения любви по Л.М. Панковой.
Принятие решения о вступлении в брак. Влияние самооценки и уровня притязаний на эталонный образ спутника жизни. Мотивы вступления в брак. Альтруистическая любовь и потребность быть вместе как оптимальная основа брака. Полимотивированность принятия решения, неосознаваемые “ловушки влюбленности”. Рентные мотивы вступления в брак: меркантильно-экономические интересы, добрачная беременность или легализация интимных отношений, желание повысить свой социальный статус или уйти из-под опеки родителей, боязнь одиночества.
|
| Раздел 7.
Нравственно-психологические основы супружеских отношений.
| Социокультурные модели.
Культура интимных отношений. Отношение к сексу. Здоровая сексуальность. Сексуальная терапия. Соотнесение различных аспектов супружеских отношений – сексуальных, хозяйственно-бытовых, эмоциональных, личностных.
Семья в Ветхом и Новом Завете. Брак в Православии. Домострой. Психология возрождения личности. Таинство брака и семьи: космология домостроительства. Об осмысленном несении жизненного креста. Встреча и любовь. Архетипическая структура семьи. Дом и его мистика. О блуде.
|
|
Итого
|
Подведение итогов
Зачет
|
|
УСЛОВИЯ КУРСОВ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|