Здавалка
Главная | Обратная связь

Место дисциплины в структуре ООП



Дисциплина «Психология семьи» является одной из обязательных в системе профессиональной подготовки бакалавра. Она тесно взаимодействует с такими учебными дисциплинами, как «Психодиагностика», «Основы индивидуальной и групповой психотерапии», «Социология», «Экономика», «Психология развития и возрастная психология» и призвана сформировать психологическую готовность специалиста к конструктивным действиям по поддержанию и диагностике семейных отношений.

 

2.Структура и содержание

2.1. Объем и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Теоретическая часть  
Практические занятия  
Подведение итогов Зачет

 


2.2. Примерный тематический план и содержание

Наименование разделов Содержание учебного материала Объем часов
Раздел 1. Введение Социально-исторические аспекты брачно-семейных отношений Социальная сущность брака и семьи. Ф.Энгельс о paзличных формах организации семьи и их обусловленности типом общественно-экономической формации. Формы организации семья в истории человеческого общества: промискуи­тет, групповой брак, полиандрия, полигамия, моногамия. “Нетрадиционные” формы семьи: сознательное одиночество, незарегистрированный брак, неполная семья, семья с прием­ными детьми, “разветвленная” семья. Социально-психологические и этические проблемы “альтернативных” форм бра­ка (“коммуна”, “открытый брак”, “свингерство”, “брак на время”, гомосексуальный брак и др.). Моногамия как основа современного брака. Позитивные социально-психологические изменения, парадоксально сказавшиеся на стабильности брака: увеличение продолжительности жизни; освобождение брака от классовых, религиозных и национальных предрассудков; урбаниза­ция; усиление миграционных процессов; изменение положения женщины в обществе и др. Рассогласование архаичных матримониальных ценностей, экспектаций и представлений с такими тенденциями развития современной семьи, как ориен­тация на личностные характеристики брачного партнера, существенное изменение содержания ролей и ролевых отношений в семье, нуклеаризация семьи, эгалитаризация внутрисемейных отношений. Эволюция семьи в истории человеческого общества — ключ к пониманию многих проблем современной семьи. Культурно-этнические типы семей на территории страны и их особенности.  
Раздел 2.Структура и функции семьи   Брак как основа семьи. Семья и родственные связи. Типы семей. Психологическое здоровье семьи. Потребности человека. Иерархия потребностей. Место потребностей, удовлетворяемых в семье в пирамиде потребностей по А.Маслоу. Показатели брачности и разводимости в стране. Семья как социальный институт. Формальная и неформальная структура семьи. Статус, правила и нормы.. Межличностные отношения. Основные функции семьи: прокреативная, педагогическая, хозяйственно-экономическая, рекреативная (терапевтическая и организации досуга и отдыха). Со­циально-психологические последствия дестабилизации инсти­тута семьи (конфликтов и разводов): понижение рождаемости, ухудшение качества семейного воспитания, падение произво­дительности труда, рост алкоголизма, наркомании и преступно­сти, снижение качества здоровья населения и др. Роль семьи в формировании отклоняющегося поведения. Актуальность проблемы стабилизации семьи.    
Раздел 3. Жизненный цикл и основные подсистемы семьи Особенности семьи как малой социальной группы: норма­тивность, полифункциональность, гетерогенность состава, закрытость, частичная общность целей, совместный быт. Понятие “психологический климат семьи”. Основные концептуальные подходы к семье: структурно-функциональный, интеракционистский, психоаналитический, психодинамический. Представление о семье как системе (Н. Аккерман, М. Андольфи): семья как постоянно трансформирующаяся система; семья как активно саморегулирующаяся система;семья как открытая система во взаимодействии с другими системами. Г. Бейтсон и учение о семейных коммуникациях. Основные подсистемы семьи: родителя и сиблинги, их ха­рактеристики. Понятие границ подсистем и большой семейной системы. Оптимальные границы и оптимальная дистан­ция. Жизненный цикл семьи: шесть стадий развития семьи и последовательное изменение семейных ролей. Социокультурные влияния на жизненный цикл семьи. Два закона развития семейной системы — стремление к гомеостазу и стремление к преобразованиям. Понятия здоровой и больной семейной системы. Симпто­матическое поведение и семейный диагноз.
Раздел 4. Кризисные периоды в браке.     Добрачный кризис: кризис соединения. Проблемы объединения в пару. Первый кризисный период: адаптация молодоженов к ус­ловиям совместной жизни. Основные проблемы: возможное разочарование в партнере из-за быстрого спадения предбрачных “масок”; неспособность к самоограничению в плане привычных потребностей, уровня и уклада жизни; трудности в установлении отношений Друг с другом, с новыми друзья­ми и родственниками; возможные сексуальные проблемы, связанные с гетерохронностью психосексуального развития мужчины и женщины. Второй кризисный период: рождение первого ребенка. Типовые проблемы: необходимость перехода от недостаточно освоенных супружеских ролей к родительским; диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с уходом за младенцем; различия в динамике родительских чувств супругов и в их состояниях: депрессия, монотония, тревога матери и страх отвержения и потери статуса у отца; наруше­ния сексуального общения супругов. В случае “стимулиро­ванного” брака — наложение проблем первого кризисного периода. Третий кризисный период: ситуация ухода из родитель­ской семьи последнего ребенка, обнажающая диадические факторы семейного неблагополучия; возрастные трудности в сексуальных отношениях супругов; возможности проявления “кризиса личности” одного из супругов. Стадии развода (по Э. Фишер): эмоциональный развод, физический развод, пробный разрыв, юридический развод. Стадии развода по модели А.Маслоу. Социально-психологическая помощь семье на различных стадиях дезорганизации отношений и в постразводной ситуации. Необходимость смягчения последствий развода для всех членов семьи.    
Раздел 5. Методы изучения семьи.   Основные диагностические подходы: эклектический (“мо­дель Мак-Мастерса”), проблемный (“трехосевая” классификация проблемных семейств” В. Ценга и Дж. Мак-Дермотта), факторный (“круговая модель” Д. Олсона и соавт.). Сбор первичной информации о семье в рамках системно-структурного подхода. Построение генограммы. Циркуляр­ные вопросы. Выявление границ между семейными подсистемами. Анализ и уточнение запроса (жалобы) семьи как клиента. Направления и предмет диагностики семьи в целом и ее членов: 1) Психофизиологические свойства членов семьи; 2) Характерологические свойства членов семьи; 3) Особенности ценностно-мотивационной сферы; 4) Характеристики когнитивной сферы; 5) Характеристики межличностных отношений; а) эмоциональных отношений, 6) сознательных рефлексивно-оценочных отношений; 6) Особенности внутрисемейного общения и взаимодействия. Типы применяемых стандартных методик: аппаратурные, задачно-игровые, тест-опросники, техники шкалирования. Общая схема семейной психодиагностики, сфокусированной на ребенке. Первичная психодиагностика. Психодиагностика отклонений в поведении и развитии ребенка. Диагностика психологических нарушений у детей без аномалий психического развития.    
Раздел 6. Формирование супружеской пары.   Готовность к браку Развитие высших чувств. Приятельские, товарищеские отношения, симпатия, дружба, любовь, как виды межличностных отношений привязанности. Психологическая характеристика любви. Виды и фазы любви. Исторические аспекты любви. Роль воспитания в становлении чувств. Добрачные половые отношения. Культура воздержания. Традиционные культурные ценности и устойчивость семьи. Физиологическая, социальная, психологическая и духовная зрелость. Мотивация брака. Нравственные нормы брака в христианской культуре. 2. Выбор спутника жизни и мотивы вступления в брак. Социально-демографические характеристики вступающих в брак. Теории выбора брачного партнера: психоаналитическая модель, модели “фильтров” А.Керкгоффа и К.Дэвиса, “круговая теория любви” А.Рейса, “максимальной выгоды” Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса и “дополняющих потребно­стей” Р.Уинча. Модель М.А.Абалкиной. Соционическая модель потребности в дуализации. Развитие отношений в паре. Факторы, способствующие воз­никновению аттракции по Л.Я. Гозману: физическая привлекательность парт­нера (совпадение, с социокультурным или субъективным эталоном красоты); соответствие внешним, характерологическим или коммуникативным паттернам родительской семьи; пози­тивные установки, сформированные посредниками знакомст­ва, рекомендациями гороскопов и т. п.; особое потребностно-мотивационное и эмоциональное состояние человека. Любовь как переживание и как действие. Половозраст­ные и индивидуально-типологические детерминанты. Типоло­гия любви Д. Ли. Три стадии возникновения любви по Л.М. Панковой. Принятие решения о вступлении в брак. Влияние самооценки и уровня притязаний на эталонный образ спутника жизни. Мотивы вступления в брак. Альтруистическая любовь и потребность быть вместе как оптимальная основа брака. Полимотивированность принятия решения, неосознавае­мые “ловушки влюбленности”. Рентные мотивы вступления в брак: меркантильно-экономические интересы, добрачная беременность или легализация интимных отношений, желание повысить свой социальный статус или уйти из-под опеки родителей, боязнь одиночества. 2. Выбор спутника жизни и мотивы вступления в брак. Социально-демографические характеристики вступающих в брак. Теории выбора брачного партнера: психоаналитическая модель, модели “фильтров” А.Керкгоффа и К.Дэвиса, “круговая теория любви” А.Рейса, “максимальной выгоды” Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р.Сентерса и “дополняющих потребно­стей” Р.Уинча. Модель М.А.Абалкиной. Соционическая модель потребности в дуализации. Развитие отношений в паре. Факторы, способствующие воз­никновению аттракции по Л.Я. Гозману: физическая привлекательность парт­нера (совпадение, с социокультурным или субъективным эталоном красоты); соответствие внешним, характерологическим или коммуникативным паттернам родительской семьи; пози­тивные установки, сформированные посредниками знакомст­ва, рекомендациями гороскопов и т. п.; особое потребностно-мотивационное и эмоциональное состояние человека. Любовь как переживание и как действие. Половозраст­ные и индивидуально-типологические детерминанты. Типоло­гия любви Д. Ли. Три стадии возникновения любви по Л.М. Панковой. Принятие решения о вступлении в брак. Влияние самооценки и уровня притязаний на эталонный образ спутника жизни. Мотивы вступления в брак. Альтруистическая любовь и потребность быть вместе как оптимальная основа брака. Полимотивированность принятия решения, неосознавае­мые “ловушки влюбленности”. Рентные мотивы вступления в брак: меркантильно-экономические интересы, добрачная беременность или легализация интимных отношений, желание повысить свой социальный статус или уйти из-под опеки родителей, боязнь одиночества.  
Раздел 7. Нравственно-психологические основы супружеских отношений.     Социокультурные модели.   Культура интимных отношений. Отношение к сексу. Здоровая сексуальность. Сексуальная терапия. Соотнесение различных аспектов супружеских отношений – сексуальных, хозяйственно-бытовых, эмоциональных, личностных. Семья в Ветхом и Новом Завете. Брак в Православии. Домострой. Психология возрождения личности. Таинство брака и семьи: космология домостроительства. Об осмысленном несении жизненного креста. Встреча и любовь. Архетипическая структура семьи. Дом и его мистика. О блуде.  
  Итого   Подведение итогов Зачет    

УСЛОВИЯ КУРСОВ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.