Здавалка
Главная | Обратная связь

Теорические основны



В арсенале инструментария практического психолога методика В. М. Когана или «проба на совмещение признаков» («методика совмещения признаков») занимает особое место. Со времени ее разработки и первой публикации в 1967 году В. М. Коганом и Э. А. Коробковой, если судить по упоминанию в специальной литературе, она периодически то исчезает из поля зрения специалистов, то вновь появляется.

Эта методика, уже вошедшая в ряд пособий (С. Я. Рубинштейн, 1979; 1999; В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986), апробировалась и усовершенствовалась многими авторами. В частности, упрощенный вариант методики апробирован Э. А. Кробковой и Л. Е. Резник на детях 5-7 лет (1968). Позднее О. В. Романенко (1973) разрабатывает под руководством В. М. Когана вариант методики с использованием сортировочного ящика. Для совершенствования статистической обработки расчетов Т. Д. Молодецких и А. Я. Иванова (1982) вводят «коэффициент врабатываемости» и «анализ кривых ошибок». Высокие потенциальные возможности методики позволили использовать ее в качестве инструмента для исследования обучаемости слабослышащих детей и их мышления

(Л. И. Тигранова, 1985). К счастью, добавления, внесенные в интерпретацию экспериментальных результатов, не ухудшили исходного варианта, а только расширили его возможности, но и создали ряд модификаций. Она включена в набор методик кейса «Лилия». В основном данная методика пропагандировалась С. Я. Рубинштейн (1979) и известна патопсихологам и дефектологам (коррекционным педагогам) по ее работам. В последнем издании труда С. Я. Рубинштейн (1999) «Проба на совмещение признаков» также занимает достойное место, но в ее описании не внесены многие моменты, предложенные после 1979 года другими авторами, работавшими с методикой. Возможно, что упоминание в контексте инструментов исследования умственной отсталости и наложило определенный отпечаток на ее принятие другими психологами.

Процедура исследования.

Выполнение методики предполагает прохождение исследуемым четырех этапов задания. Перед каждым из этапов карточки тщательно перетусовываются экспериментатором. Желательно, чтобы психолог, объяснив цель исследования, сделал показ на нескольких первых карточках и лишь после этого предложил самостоятельное выполнение ребенку.

На I этапе ребенку предлагают произвести простой пересчет карточек вслух. На этом этапе определяется показатель ВI , который свидетельствует об индивидуальном темпе работы. Ошибки в пересчете на этом этапе могут указывать на плохой навык присчитывания. Инструкция I этапа: "Пересчитай вслух эти карточки, откладывая их по одной на стол".

На II этапе предлагают произвести пересчет карточек с одновременной их сортировкой по цвету: «Красную к красной, синюю к синей и т. д.». Временной показатель, полученный по окончанию процедуры, записывают как ВII. Ошибки на II этапе интерпретируются как нарушение концентрации произвольного внимания. Инструкция II этапа: "Теперь ты должен также вслух пересчитать эти карточки и одновременно раскладывать их на группы по цвету".

На III этапе происходит операция отвлечения от иррелевантного признака (цвета). Цвет, по И. П. Павлову, является сильным признаком. На этом этапе задача исследуемого субъекта следующая: он должен, пересчитывая карточки вслух, располагать их по соответствующим стопкам в зависимости от формы фигур, изображенных на них. Эмпирические данные, полученные при исследовании учащихся вспомогательной школы, показывают низкую эффективность работы детей-олигофренов на этом этапе. Показатель ВIII отражает способность к переключению внимания. Инструкция III этапа: "Эти же карточки пересчитывай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме".

На IV этапе перед ребенком кладут таблицу совмещения форм. Ему предлагают раскладывать карточки в соответствии с их местоположением на таблице форм: на пересечении формы и цвета предполагаемого места карточки, сопровождая это пересчетом карточек вслух. Временные показатели (ВIV), наличие ошибок в присчитывании и совмещении отражают особенности распределяемости внимания у исследуемого субъекта. По данным литературы у умственно отсталых не вырабатывается навык раскладки карточек с учетом цвета и формы, практически счет за них ведет экспериментатор. В исследованиях Л. Е. Резник показано, что процесс совмещения признаков умственно отсталым детям 5-6 лет почти недоступен. Инструкция IV этапа: "Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учитывая одновременно цвет и форму. При этом по-прежнему веди счет - пересчет карточек".

Интерпретация получаемых данных.

Показатели ВI, ВII, ВIII и ВIV, как было сказано выше, являются самостоятельными диагностическими данными. Кроме них учитываются показатели «Д» и «К». Показатель «Д», введен В. М. Коганом - дефицит внимания или разница между временем, затраченном на IV этапе и суммой временных затрат на II и III этапах. Он определяется по формуле: Д = ВIV - (ВII + ВIII). Показатель «Д» указывает на способность/неспособность к совмещению признаков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свидетельствует о трудностях его распределения. Этот показатель высок при астенических состояниях и при нарушениях психики по сосудистому типу. Показатель «К», введенный Т. Д. Молодецких и А. Я. Ивановой, назван ими как «коэффициент врабатываемости». Определяется формулой: К = (Д/ВIV). Чем меньше величина этого коэффициента, тем выше врабатываемость исследуемого, тем лучше он усваивает принцип работы. В норме показатель «К» не превышает 0,1 - 0,2. Запись в протоколе количества секунд, потраченных на пересчет десяти карточек, позволит проследить, как нарастают нарушения работоспособности у ребенка в ходе выполнения задания.

Анализ кривых распределения ошибок (был предложен Т. Д. Молодецких и А. Я. Ивановой, 1982) - это уже качественный критерий. Авторы выделили четыре типа таких кривых.

«Нормальный» тип - кривая с малым количеством ошибок на II, III и IV этапах (не более 1-2), характерна для детей с нормальным развитием. При соответствующих временных показателях она действительно свидетельствует о нормальном уровне умственной работоспособности.

«Истощающийся» тип, при котором кривые распределения ошибок носят характер неуклонно нарастающей вверх линии от минимального числа ошибок на II этапе и до максимального на IV этапе. Это свидетельствует об истощаемости, утомляемости и плохой способности сохранять устойчивое внимание.

«Ригидно-возбудимый» тип - кривая, обращенная вверх, свидетельствует о значительном колебание внимания, о трудностях переключения: работоспособность снижалась на II этапе, а число ошибок нарастало на III этапе, затем к концу задания (IV этап) работоспособность вновь повышается, но не достигает первоначального уровня.

«Заторможенный» тип - количество ошибок максимальное на II этапе выполнения методики достигает минимума в конце, что говорит о значительном затруднении в организации целенаправленного внимания.

В ходе изучения особенностей произвольного внимания у детей с ЗПР был получен еще один вид кривой, не описанный ранее и названный «лабильный» (Л. Ф. Чупров, 1988; 1997). При этом типе большое количество ошибок дети допускают на II и наибольшее на IV этапах, в то время как на III этапе количество ошибок резко снижалось. Этот тип кривой может указывать на затруднения врабатываемости и истощаемость внимания.

Результат

Личный код: 820511

Фамилия: во

Имя: лоан

Пол: F

Возраст: 22

Дата работы: 12.10.2012 14:50

Время работы общее: 45 с. (0 м. 45 с.)

Продолжительность чистая: 42 с. (0 м. 422 с.)

Отчет о работе:

Ответы и количество ошибок:

N | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Ошибок |Повторных ошибок|

---+---+---+---+---+---+---+---+---+--------+----------------+

1 | 4 | | | | | | | | 0 | 0 |

2 | 6 | | | | | | | | 0 | 0 |

3 | 2 | | | | | | | | 0 | 0 |

4 | 7 | | | | | | | | 0 | 0 |

5 | 4 | | | | | | | | 0 | 0 |

6 | 8 | | | | | | | | 0 | 0 |

7 | 1 | | | | | | | | 0 | 0 |

8 | 5 | | | | | | | | 0 | 0 |

9 | 7 | | | | | | | | 0 | 0 |

10 | 4 | | | | | | | | 0 | 0 |

11 | 2 | | | | | | | | 0 | 0 |

12 | 5 | | | | | | | | 0 | 0 |

-------------------------------------------------------------+

Времена ответов:

1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

---+------+------+------+------+------+------+------+------+

1 | 1.8 | | | | | | | |

2 | 0.8 | | | | | | | |

3 | 0.9 | | | | | | | |

4 | 1.7 | | | | | | | |

5 | 1.4 | | | | | | | |

6 | 1.3 | | | | | | | |

7 | 2.0 | | | | | | | |

8 | 1.8 | | | | | | | |

9 | 1.5 | | | | | | | |

10 | 1.5 | | | | | | | |

11 | 1.2 | | | | | | | |

12 | 2.0 | | | | | | | |

-----------------------------------------------------------+

Среднее время первого ответа: 1.5

СКО времени первого ответа: 0.4

Всего ошибок: 0, в том числе 0 повторно

Оценка: 5

 

Методика Виткина







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.