Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ (по материалам В.И. Андреева)

ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ

В условиях всплеска насилия и жестокости, которые расползлись как инфекционная болезнь по всей России, хотелось бы и помечтать и поразмышлять о любви.

Нас так долго учили, что в жизни есть место только подвигу, что о чувствах, о любви в учительской среде говорить почти не принято. Я говорю почти... Ибо нет-нет, да и прорвется в учительский разговор самое главное, на чем держится земная ось всех человеческих взаимоотношений: о любви.

Часто можно слышать, что «любовь творит чудеса». Обратите внимание на сочетание слов: любовь и творит, то есть созидает, творчески создает нечто новое, неординарное. Более того, любовь и творчество - процесс двусторонний, чаще всего взаимный, можно сказать, сотворческий.

Однажды в среде учителей экспериментальной школы случайно зашел разговор о любви учителя к своим ученикам и о любви учеников к своему учителю. И в процессе дискуссии мне пришла блестящая, просто потрясающая мысль: творчество учителя - это состояние любви! При написании этого параграфа о состоянии любви я попытался осмыслить глубину и взаимосвязь этих двух понятий -любовь и творчество. Где истоки первого и второго? Или они имеют общее начало?

Действительно, учитель только в состоянии любви к детям, к своим ученикам, способен их понять, созидать в них творческое начало зарождающуюся творческую личность. И этот процесс опять-таки идет как процесс сотворчества, которому нужно состояние резонанса, чувство взаимной любви. Если движение планет осуществляется силами гравитации, то человеческая деятельность детерминирована, прежде всего, человеческими потребностями.

В иерархии человеческих потребностей известный психолог Маслоу выделяет потребность в привязанности и любви. Эта человеческая потребность формируется очень рано, вероятно, она в прямом и переносном смысле передается с молоком кормящей своего младенца матери. Не случайно, как заметили психологи, дети, не испытавшие тепла и материнской ласки, чаще всего страдают или агрессивностью, или отчужденностью, а в общении и дружбе часто просто не испытывают взаимной любви.

То, что в реальной практике обучения и воспитания во многих наших школах дети испытывают дефицит ласки и любви - известно многим. Но часто мы на эту проблему просто не обращаем внимания. Вот как об этом высказывался на одной из Всероссийских научно-практических конференций по комплексному обучению известный педагог, директор 109-й средней школы г. Москвы Е.А.Ямбург: «Я побывал на Западе и понял, что «тамошние» учителя учат детей хуже «нашенских», но у них радостные и даже счастливые дети. Их дети мало знают, но все равно счастливы, главное - уверены в себе. Потому что их любят! Наши знают больше, а счастливы меньше. Нам надо учиться любить всяких детей: больных, слабых, неуспевающих, неусидчивых, шалунов... Каждый ребенок- ценность! Это надо, наконец, понять». Талант учителя, особенно талант любви к детям, особенно к «детям риска», - это тот архимедов рычаг, который может и должен сделать наших детей счастливыми.

В связи с этим одной из приоритетных стратегий развития педагогики, которая может стать неиссякаемым источником духовных сил растущего человека, может стать то, что мы условно назовем «Педагогика любви».

О колоссальной силе любви учителя к детям, к своим ученикам, и ответной любви учеников к своим учителям написано много. Так, например, Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам».

Однако чувство любви как движущая сила самосовершенствования человека еще не стало предметом глубоких педагогических исследований. Вместе с тем для учителя, стремящегося достичь педагогического мастерства, представляет значительный профессиональный интерес получать ответы на его трудные вопросы.

Что же такое любовь? В чем смысл и особенность педагогической любви? Почему одних учителей ученики любят, а других нет? Как влияет взаимная педагогическая любовь, то есть любовь учителя к ученикам и любовь учеников к учителю, на эффективность обучения и воспитания? Возникает и много других вопросов, которые все вписываются в ту область, которую мы условно обозначим «Педагогика любви».

В энциклопедических словарях можно найти следующее определение и разъяснение сущности «любви». «Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии – космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь (эрос) - побудительная сила духовного восхождения».

Применительно к той области нашего интереса, которую мы обозначим «Педагогика любви», возьмем за основу следующее

представление о любви: любовь - это глубокое чувство между участниками педагогического процесса, которое проявляется как побудительная сила их духовного роста, сотворчества и саморазвития. С учетом этого представления и понимания в качестве исходного возьмем за основу следующее определение.

Педагогика любви - это область педагогики, в которой исследуются закономерности взаимовлияния педагогической любви на духовное развитие, сотворчество и саморазвитие как учителей, так и учащихся в процессе обучения и воспитания.

В педагогической, как и в любой другой любви, много тайн и смыслов. О смысле любви В.С.Соловьев писал так: «Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно признать за другим то, безусловно, центральное значение, которое в силу эгоизма мы ощущаем только в самих себе».

Для учителя любовь к ученикам и любовь учеников к учителю важна не как одно из наших чувств, а как перенесение глубокого жизненного интереса из нашей жизни на объект любви.

Человек любого возраста сталкивается с одним и тем же вопросом: как преодолеть непонимание других, как завоевать уважение и любовь тех, кто тебе интересен, общение с кем представляет духовную ценность. Любовь, особенно взаимная любовь, перекидывает мост взаимопонимания, взаимоуважения, сочувствия. То есть любовь - это мост взаимных чувств духовной близости.

Как писал Э.Фромм, «любовь есть связь, предполагающая сохранение ценности личности, ее индивидуальности. Любовь - действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими людьми; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчужденности и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохраняя свою целостность».

На вопрос «что такое любовь?» Фромм отвечает, что это «деятельность души, возможная только при определенных условиях». Любовь - это всегда деятельность души, но деятельность активного характера, ее вектор деятельности направлен на то, чтоб отдавать, а не получать. То есть ценность любви в ее бескорыстии, добродетели. Итак, запомним, что принципом любой, в том числе педагогической любви, является бескорыстное стремление отдать, духовно обогатить того, кого мы любим.

Есть и другие замечательные свойства любви, одно из которых заключается в удовлетворении потребности познать тайну другого. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, мы находим себя, открываем в другом и в самом себе глубинную духовную сущность человека.

По классификации Э.Фромма, в зависимости от особенностей субъект-объектных отношений бывает любовь между родителями и детьми, братская любовь, материнская любовь, отцовская любовь, эротическая любовь, любовь к себе, любовь к Богу. В этой классификации нет педагогической любви, но она в какой-то мер не является самостоятельной, а синтезирует материнскую и отцовскую любовь.

Развитие способности любить начинается с любви к матери. Материнская любовь отличается от отцовской. Мать любит свое дитя потому, что это ее дитя. Мать любит своего ребенка независимо от того, имеет от достоинства или недостатки или нет.

«Материнское сознание говорит: «Никакой дурной поступок, никакое преступление не смогут лишить тебя моей любви, я всегда буду желать тебе счастья». Отцовское сознание говорит: «Ты поступил дурно и тебе придется смириться с известными последствиями твоего дурного поведения, а главное - тебе придется изменить его, если ты хочешь, чтобы я тебя любил».

У Фромма есть много и других весьма тонких для учителя наблюдений о том, что особенности того, какой тип любви доминировал у ребенка в детстве - материнская или отцовская, - будут определять характер и стиль взаимодействия человека с людьми на всю оставшуюся жизнь. «У мальчика любящая, но слишком снисходительная или слишком властная мать и равнодушный отец. В этом случае он может задержаться на стадии ранней младенческой привязанности к матери и развиться в человека, зависимого от матери. Он будет чувствовать себя беспомощным, у него будут преобладать стремления, характерные для рецептивной личности: получать, быть под защитой, быть предметом заботы. У него не будет отцовских качеств: организованности, независимости, умения самому распоряжаться своей жизнью. Возможно, он будет искать «мать» в каждом - иногда в женщинах, иногда в мужчинах, у которых он находится в подчинении. С другой стороны, если мать холодная, равнодушная и властная, он может либо перенести свою потребность в материнской защите на отца и впоследствии на его образы - тогда конечный результат будет таким же, как и в предыдущем случае, - либо развиваться в одностороннюю личность с ориентацией на отца, которая живет исключительно по принципу закона, порядка и авторитета и не способна отдать или получить безусловную любовь».

Все эти весьма важные наблюдения и замечания Фромма нам следует всегда помнить и переносить в ситуацию педагогической любви. Не случайно говорят, что один любит бескорыстно, беззаветно, а другой требовательно, то есть любя, предъявляет к своим ученикам все более высокие требования.

Педагогическая любовь по своему характеру близка любви между родителями и детьми. Материнскую и отцовскую любовь по типологии Э.Фромма можно с полным основанием отнести к «идеальной» любви. И для педагогики важно понять механизмы, движущие силы этой «идеальной» любви. Не случайно, когда учителя или учительницу любят ученики, то говорят, что он (учитель) для них, как отец, она (учительница) для них, как мать. Но как в родительской любви, так и в любви педагогической, возникают и противоречия, суть которых заключается в том, что на определенном этапе развития ребенка мать должна кроме любви дать возможность ребенку проявить свою самостоятельность и независимость. Особенность педагогической деятельности учителя и его взаимодействия с учениками, которых он любит, такова, что он более целенаправленно и самое главное более профессионально и компетентно может создать условия для проявления самостоятельности и творческого саморазвития ученика.

В контексте рассматриваемых проблем хотелось бы обсудить вопрос, какого учителя любят ученики, то есть каким личностным и профессиональным качествам отдают предпочтение ученики?

На вопрос: «Какими качествами обладает ваш любимый учитель?», ученики чаще всего в первую очередь называют: честный, справедливый, отзывчивый, то есть отдают предпочтение нравственным качествам. Затем, как правило, перечисляют: умеющий выслушать, понять, способный обсуждать те проблемы, которые волнуют его учеников, то есть на втором месте называются коммуникативные способности учителя. И только далее ученики называют: глубоко знающий свой предмет, умеющий заинтересовать и объяснить, применяющий новые формы и методы обучения, то есть на третье место ученики ставят профессионально-педагогические качества. Нельзя не отметить, что чем старше ученики, тем они выше оценивают профессионализм, компетентность учителя, но в любом случае на первое место ставят его духовно-нравственные качества, следует также помнить, что ученики всякий раз отмечают интеллигентность, общую культуру и эрудицию своих любимых учителей. Поэтому если вы испытываете дефицит привязанности и любви со стороны ваших учеников, то проанализируйте, почему? Найдя ответ, немедленно перестраивайтесь, и не только внешне, но и внутренне. Пересмотрите свои цели и ценности, овладевайте теми приемами и методами, которые повысят рейтинг интереса и любви к вам со стороны ваших учеников.

И еще хотелось бы несколько слов сказать о «любимчиках». Как бы ни старался учитель быть объективным и предъявлять одинаковые требования, одинаково относиться ко всем своим ученикам, дети отмечают, что ваше внимание, ваши требования к отдельным ученикам, как они называют «любимчикам», несколько иные. Среди «любимчиков» могут быть и отличники, и особо одаренные и «трудные» ученики. Какие советы, какие пожелания можно дать учителю относительно его взаимоотношений с любимыми учениками. Или, как говорят ученики, с «любимчиками»?

Прежде всего, не оправдывайтесь ни перед кем, и особенно перед своими учениками, что у вас нет «любимчиков». Пусть их будет больше, расширяйте их число. Ищите в каждом своем ученике нечто такое, что бы представляло для вас некоторый исключительный интерес. Стремление понять, соприкоснуться с душевными струнами, войти в духовный мир своих учеников, не быть навязчивым, но необходимым им в трудную минуту это и есть та ступенька по лестнице любви, которая приведет вас к взаимной любви, расширит число ваших «любимчиков», а значит и любимых вами учеников.

В задачу учителя, кроме всего прочего, входит учить искусству любви, любви к Родине, любви к ближнему, любви к природе. Однако учим ли мы своих детей, своих учеников любить природу? И что, значит, учить любить природу? Учить любить природу - это, значит, учить слушать музыку леса и видеть все богатство красок заходящего солнца или любоваться красками осени. Учить любить природу - это пробудить в каждом своем ученике желание посадить и вырастить дерево. Учить любить природу - это, значит, научить оберегать ее от разорения и варварского истребления. Перечень приемов, методов стимулирования этого святого чувства любви к природе у своих учеников можно было бы продолжить. Но главное, чтобы учитель сам глубоко и трепетно любил природу, и это чувство было бы понятно его ученикам.

Очень важно, чтобы учитель не только любил своих учеников, учил их искусству любви, но и формировал у них умение узнавать и оберегать любовь во всех ее проявлениях.

О проблеме любви и счастья, об умении узнавать любовь А.С.Макаренко писал так: «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это, значит, научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. Никакие образовательные экскурсии в автономную область Венеры не помогут этому делу... Половое воспитание не может быть воспитанием физиологии. Половой акт не может быть уединен от всех достижений человеческой культуры, от условий жизни социального человека, от гуманитарного пути истории, от побед эстетики. Если мужчина или женщина не ощущает себя членом общества, если у них нет чувства ответственности за его жизнь, за его красоту и разум, как они могут полюбить? Откуда у них возьмутся уважение к себе, уверенность в какой-то своей ценности, превышающей ценность самца или самки? Половое воспитание - это, прежде всего воспитание культуры социальной личности».

В рамках этих нескольких страниц, посвященных педагогике любви, автор не ставит своей задачей раскрыть все проблемы, дать читателю ответы на все вопросы по этой неисчерпаемой теме. Многие ответы на эти нелегкие вопросы каждому учителю придется найти, «открыть» непременно самостоятельно. Например, что делать, если вы безумно влюбились. Неважно, кто вы - мужчина или женщина, но вдруг в вашей жизни любовь, как наваждение, стала занимать центральное место. Такая любовь чаще всего основана на погоне за фантазией, на желании чуда, на высоко степени идеализации объекта своей любви, вопреки своим возможностям иметь встречное чувство, иметь ответную любовь. Хорошо, если эта безответная любовь способна если не остановиться, то хотя бы сместить вектор своих интересов на что-то другое, например, на педагогическое творчество. И этим хотя бы частично и временно излечиться. А если это единственная, оглушительная и ослепляющая, поглощающая своей уникальностью и ценностью любовь, то, как поступить в этом случае учителю или учительнице, которая должна ежедневно входить в класс, где тебя ждут уверенную, невозмутимую, или уверенного, невозмутимого, способного быть учителем, прожить с учениками 45 и еще 45 минут школьной, порой размеренно-монотонной жизни? Вопрос этот не такой простой, если все это касается вас лично.

Завершая свои размышления о педагогике любви, хотелось бы в заключение сказать о следующем. Человек любой эпохи, любой культуры, любого возраста имеет уникальную человеческую потребность - стремление преодолеть одиночество, достичь взаимопонимания и единения с другим человеком, которого он любит. Но на этом тернистом пути его поджидает много сложных проблем, которые он может и должен решить только сам.

 

 

ЭВРИСТИКА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ

Творческое саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики и педагогики XXI века.

Но творческому саморазвитию, как и другим наукам и видам деятельности, можно и нужно учить. В связи с этим автором был разработан специальный курс «Эвристика для творческого саморазвития». Опираясь и извлекая из «Эвристики для творческого саморазвития» самое главное, автор хотел бы раскрыть ее специфику и значимость применительно для учителя-исследователя, для учителя, занимающегося инновационной, творческой деятельностью, ориентированного на стимулирование творческого саморазвития своих учеников.

В одной из книг Эриха Фромма проходит мысль о том, что «человек изначально наделен способностью авантюры саморазвития». Задача этого параграфа - показать, что творческое саморазвитие - это не только авантюра или импровизация, но и целенаправленная деятельность, которая имеет свои цели, мотивы, принципы, содержание, методы и в соответствии с ними и результаты. Однако чтобы все это понять, обратимся к истории становления и развития эвристики.

«Эврика!» Согласно преданию, это восклицание Архимеда в момент открытия им закона гидравлики, который известен как закон Архимеда. Эврика - значит «нашел», «открыл».

Понятие «эвристика» в энциклопедических словарях характеризуется в трех значениях. 1. Это специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы).

2. Наука, изучающая продуктивное творческое мышление.

3. Восходящий к Сократу метод обучения, который называют сократический метод, или метод эвристической беседы.

В области эвристики наиболее плодотворно работали Д.Пойя, Г.Я.Буш, Г.С. Альтшуллер, И.Мюллер, А.И.Половинник. Нам представляется, что кроме эвристических методов, которые разрабатываются в педагогике, учителю важно понимание эвристики для творческого саморазвития. Эвристика для творческого саморазвития - это область (раздел) науки эвристики, в которой исследуются и разрабатываются цели, закономерности, принципы и правила такого специфического вида творческой деятельности, как творческое саморазвитие личности.

В задачи эвристики для творческого саморазвития входят:

1. Стимулировать по возможности самостоятельное овладение учащимися, студентами теоретическими знаниями по истории эвристики, философии, психологии, педагогики творческого саморазвития личности.

2. Обучить учащихся, студентов технологии творческого саморазвития с учетом их интересов, творческих способностей и других личностных качеств.

Творческое саморазвитие человека во многом предопределяется потребностями, целями и смыслом жизни, которые у каждого человека имеют разный вектор направленности. Смысл жизни постигается человеком в течение всей жизни, но поскольку меняются условия жизни, меняется сам человек, его цели, мотивы, интересы потребности, то с неизбежностью меняется и смысл жизни. Вероятно, прав был Н.А.Бердяев, который утверждал: «Смысл жизни - в поисках смысла».

Наше будущее зависит от свободы выбора. Поэтому устремление к личной свободе должно стать главным смысла образующим правилом жизни каждого человека! При этом в слово «свобода» мы вкладываем философское понимание свободы как свободы самоопределения, выбора, свободы в принятии решений, свободы в духовном и физическом саморазвитии, как свободы действий против уготовленных человеку ударов судьбы.

Осмысление работ С. Л. Франкла, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева и других позволило нам разработать эвристические правила для поиска смысла и целей жизни.

1. Смысл жизни - в поисках смысла.

2. Жизнь человека, какой бы она ни была трудной, никогда не теряет своего смысла.

3. В споре Судьбы и Воли решающее слово принадлежит человеку, имеющему сильную волю.

4. В поисках смысла и целей жизни нужна внутренняя свобода выбора.

5. Жизнь каждого человека уникальна, поэтому смысл и цель жизни для каждого человека выверяются самой жизнью.

6. Каждый человек, осуществляя свои цели, одновременно несет и ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни.

7. В поисках смысла жизни, в достижении намеченных целей будьте одновременно и оптимистом, и реалистом.

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве.

Творчество - это вид человеческой деятельности, для которой характерно:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, то есть она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, - это не творчество, а варварство);

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д.) новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков мысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Обобщая сказанное, есть основание принять следующее определение понятия «творчество». Творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.

Созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно созидает, преобразует себя, то есть осуществляет творческое саморазвитие. В связи с этим в последние годы философы стали рассматривать саму человеческую жизнь как творчество.

Поскольку понятие «саморазвитие» является для нас базисным понятием, то остановимся на его анализе более подробно.

Прежде всего, хотелось бы акцентировать внимание читателя на сравнении понятий «развитие» и «саморазвитие». Когда речь идет о «развитии личности», то мы чаще всего раскрываем его через такой его признак, как «изменение», причем прогрессивное количественное и качественное изменение личности. Например, применительно к личности это изменения в мотивационной, интеллектуальной, эстетической, нравственной или каких-либо других свойствах личности. Этот процесс может идти с разной скоростью, быстрее или медленнее, но, как правило, это забота педагога, а для самой личности часто остается незамеченной.

Когда же речь идет о саморазвитии, то по сравнению с процессом развития мы отмечаем, по крайней мере, два существенных отличия:

а) изменения в личной сфере детерминированы не извне, а под целенаправленным воздействием личности на самое себя;

б) изменения происходят не только в мотивах, интеллектуальной, эмоциональной сферах, но и в процессах «самости»: самопознания, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, самоуправлении. При этом главным механизмом, как развития, так и саморазвития является разрешение противоречий, решение личностно постоянно усложняющихся творческих задач.

Наши исследования показывают, что процесс творческого саморазвития личности включает довольно-таки обширное число «самости»: самопознание, самоанализ, самонаблюдение, самосознание, саморегулирование, самодеятельность, самоактуализация, самоуправление, самоопределение, самосовершенствование и др.

Перечень процессов «самости» можно было бы продолжить, но простой анализ показывает, что, например, в самопознание, как его составляющий элемент, входят самосознание, самонаблюдение самоанализ. Поэтому анализ и обобщение процессов «самости» в более крупные структурные единицы привели нас к выводу, что в качестве наиболее значимых и система образующих элементов «самости» можно выделить следующие:

1 - самопознание,

2 – творческое самоопределение,

3 - самоуправление,

4 - самореализация,

5 - самосовершенствование.

Далее хотелось бы отметить, что понятие «саморазвитие» по своему содержанию достаточно близко к понятию «самовоспитание», однако не подменяет его.

В педагогической литературе встречаются различные трактовки понятия «самовоспитание». Так, Е.А.Климов считает, что «самовоспитание - это сознательная, продолжительная, систематическая работа над самим собой в целях формирования, укрепления ценных личностных качеств и преодоления недостатков». Л. И. Рувинский, специально исследовавший проблему самовоспитания школьников, дает более лаконичное определение: «Самовоспитание - это деятельность человека с целью изменения своей личности».

В нашей более развернутой трактовке самовоспитание - это один из видов человеческой деятельности, ведущей функцией которого является самоуправление личности в игровой, учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, и общения с целью развития у себя социально и лично значимых свойств и качеств личности. Если соотнести прелагаемое определение «самовоспитания» со структурными компонентами творческого саморазвития личности, то нетрудно сделать вывод, что самовоспитание может протекать как на репродуктивном, так и на творческом уровне.

Другими словами, самовоспитание может быть на уровне подражания (копирования) некоторых желательных черт и качеств и на уровне творческого саморазвития. Если же сравнить понятия «творческое саморазвитие» и «развитие», то первое от второго отличается тем, что творческое саморазвитие - это целенаправленный осознаваемый процесс, а развитие - это процесс разрешения внутренних противоречий, который чаще всего протекает спонтанно. Например, в условиях проблемной ситуации в обучении создается противоречие, то есть рассогласование между условиями, требованиями задачи, с одной стороны, и знаниями, умения, личностными качествами, с другой. Разрешение указанных противоречий развивает некоторые личностные качества, которые ею самой не осознаются.

Кроме того, есть основание утверждать, что саморазвитие значительно шире, чем самовоспитание, так как саморазвитие личности охватывает и философские, и психологические, и педагогические, и физиологические, и другие процессы личности, в то время как самовоспитание - это процесс, отражающий лишь педагогические аспекты. Образно говоря, можно сказать так: когда используется понятие самовоспитание, то личности выступает педагогом для самой себя, когда же речь идет о саморазвитии, то личность выступает для самой себя и философом, и психологом, и педагогом, и во многих других качествах. Таким образом, самовоспитание - это всего лишь один из компонентов саморазвития. Вместе с тем саморазвитие может представлять собой количественные, либо принципиально качественные изменения на основе созидательной творческой деятельности, направленной на поиск оригинальных творческих идей и решений по изменению самого себя.

Процесс творческого саморазвития охватывает все сферы личности и мотивы (потребности): и интеллектуальную, и эмоциональную, и волевую, но, самое главное, этот процесс базируется и всякий раз поднимает на новый уровень функционирования, то есть интенсифицирует, процессы «самости»: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческую самореализацию, самосовершенствование и др.

С учетом изложенных соображений мы приходим к следующему определению базисного для нас понятия «творческое саморазвитие личности».

Творческое саморазвитие личности — это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системо-образующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности.

Нельзя не отметить, что творческое саморазвитие может осуществляться как самостоятельно, так и параллельно, например, в процессе изобретательской деятельности.

Эвристика как наука выделяет и рассматривает творческое саморазвитие в качестве самостоятельного универсального вида творчества, который, однако, вбирает, аккумулирует в себя культуру, опыт других видов творческой деятельности личности.

Было установлено и систематизировано несколько законов творческого саморазвития.

1. Закон неравномерности творческого саморазвития личности.

Неравномерность творческого саморазвития отдельных способностей и качеств личности порождает противоречия, разрешение которых и создает внутренние условия для становления творческой личности.

Закономерность, связанная с неравномерностью развития отдельных сторон и качеств личности, известна в психологии давно. Мы же сформулировали эту закономерность применительно к процессу творческого саморазвития личности.

Опираясь на выше сформулированную закономерность, можно посоветовать придерживаться следующего правила.

Правило1. Там, где это, возможно, опирайтесь на ваши наиболее развитые творческие способности и другие личностные качества, но постоянно активизируйте развитие слабых.

2.Закон целостного творческого саморазвития личности. С учетом того, что в компонентный состав творческого саморазвития личности входят самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация, самосовершенствование и все они между собой тесно взаимосвязаны, изменение любого из компонентов приводит к изменению, а, следовательно, к творческому саморазвитию личности в целом.

Прогрессивные изменения в одном из компонентов «самости» (самопознании, творческом самоопределении, самоуправлении, творческой самореализации, самосовершенствовании) с неизбежностью ускоряют процесс творческого саморазвития личности в целом.

Опираясь на выше сформулированный закон, можно предложить придерживаться следующего правила.

Правило 2. Каждый день хоть в чем-то, но стремитесь изменить себя к лучшему. Пройдет неделя, месяц, год и вы обратите внимание, что вы в целом стали умнее, сильнее, добрее.

3. Закон свободы и творчества.

Чем большей свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает и в творческом саморазвитии.

О необходимости личной свободы творчества, о необходимости условий для творческого самовыражения писал философ Н.А.Бердяев. Вероятно, этот закон имел в виду академик А.Д.Сахаров, когда отстаивал права ученых на свободомыслие, как важнейшее условие продуктивности их научного творчества.

Опираясь на выше сформулированный закон, рекомендуем придерживаться следующего правила.

Правило 3. Не давайте загнать себя в угол! Всякий раз отстаивайте свое право на творчество, право выбора в принятии решений.

4.Закон самоусложнения творческих задач и проблем.

Процесс творческого саморазвития личности осуществляется тем эффективнее, чем более сложные, трудные и вместе с тем посильные для себя творческие задачи личность выбирает и решает.

Опираясь на закон 4, можно сформулировать для себя следующее правило.

Правило 4. Не ищите для себя слишком легких задач. Постепенно усложняйте для себя творческие задачи, проблемы, соизмеряя их со своими силами и способностями.

5.Закон периодической мобилизации и релаксации.

Этот закон известен в психологии давно. Еще в работах В.М.Бехтерева, болгарского ученого Георга Лозанова и многих других было показано, что для успеха в любом виде деятельности, в том числе и творческой, необходимы не только мобилизация, но и периодическая релаксация (расслабление, снятие напряжения).

Периодическая мобилизация и релаксация создают благоприятные условия и для творческого саморазвития личности.

Правило 5. Овладевайте наиболее эффективными приемами периодической мобилизации и релаксации.

6.Закон ускорения творческого саморазвития в условиях конкуренции и стремления к лидерству.

Процесс творческого саморазвития существенно ускоряется, если личность достаточно мотивирована к лидерству в конкурентной борьбе с сильным и достойным соперником.

Этот закон достаточно отчетливо проявляет себя в спорте, в спортивных соревнованиях. Но он применим и в любой другой деятельности, в том числе и в творчестве. Автору этих строк неоднократно приходилось беседовать со спортсменами и их тренерами, и однажды он стал свидетелем такого размышления очень опытного тренера: «Настоящий спортсмен побеждает своего соперника дважды. Вначале он должен победить его умом, а второй раз - силой!».

Правило 6. Стремясь к лидерству, не бойтесь конкурентной борьбы, но при этом не только ищите слабые места конкурента, но и учитесь у него. Настоящий лидер побеждает своего конкурента дважды: вначале интеллектуально и морально, а затем реально!

7.Закон сотворчества.

Творческое саморазвитие личности осуществляется тем эффективнее, чем большей продуктивности она достигает в процессе сотворчества и кооперации в решении творческих задач.

Для ускорения творческого саморазвития в условиях сотворчества и кооперации можно предложить следующее правило.

Правило 7. Ищите себе Учителя - творческую личность! Ваше творческое саморазвитие и становление как творческой личности возможно не иначе, как через сотворчество с талантливой, творческой личностью.

Для творческого саморазвития личности большое значение имеют эвристические методы генерирования новых идей (мозгового штурма, эмпатии, инверсии, случайных ассоциаций, эвристических вопросов, организационных стратегий, Однако не менее значимы и приемы саморазвития творческого воображения.

Движение человека к намеченной цели невозможно без фантазии, без мечты, без хорошо развитого творческого воображения. Творческое воображение, хотя и в разной степени, однако, присуще всем людям, особенно изобретателям, писателям, художникам. Д.И Писарев в связи с этим заметил: «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни».

Роль и значение творческого воображения трудно переоценить в любой деятельности. Вот как писал о роли творческого воображения актера Ф.И.Шаляпин: «При создании внешнего облика персонажа актеру должно служить его воображение. Надо вообразить душевное состояние персонажа в каждый данный момент действия. Певца, у которого нет воображения, ничто не спасет от творческого бесплодия - ни хороший голос, ни сценическая практика, ни эффектная фигура. Воображение дает роли следующую жизнь и содержание».

Как бы ни была необычна и богата человеческая фантазия, творческое воображение, они всякий раз опираются и представляют собой необычайное сочетание известных образов, объектов, которые представляют собой элементы чего-то известного. В связи с этим определим творческое воображение следующим образом.

Творческое воображение - это такой вид умственной деятельности, который направлен на образование новых структур, идей, проектов на основе сочетания или рекомендации известных элементов.

В процессе художественного, научного и любого другого вида творческой деятельности часто требуется не просто высокоразвитое творческое воображение, соединенное со смелостью суждений, дерзостью обобщений и действий. Достаточно вспомнить, казалось бы, фантастические проекты Э.К.Циолковского, С.П.Королева, в реальность замыслов которых не всегда верили даже их современники, как мы осознаем исключительную роль творческого воображения в развитии нашей цивилизации.

Поскольку для любой творческой деятельности так значимо творческое воображение, возникает вопрос: А нельзя ли это качество, эту способность сделать предметом целенаправленного саморазвития? Психологи, педагоги, изобретатели, писатели наработали для этих целей достаточно много приемов.

Для того чтобы далее изложение материала было продуктивным, для саморазвития вашего творческого воображения, выделим и кратко обозначим наиболее эффективные приемы саморазвития творческого воображения.

Прием 1. Сочетание ранее известных элементов.

Может показаться, что процесс «сочетания» известных элементов для получения нового удовлетворяющего творческому замыслу автора легок и прост. Однако это не так. Приведем всего лишь один пример из творческой лаборатории поэта В.В.Маяковского. В статье «Как делать стихи» он приводит пример из написания всего лишь одной строчки из стихотворения «Сергею Есенину»: ...для веселия планета наша мало оборудована..., которая имела одиннадцать неудачных вариантов:

наши дни к веселью мало оборудованы,

наши дни под радость мало оборудованы,

наши дни под счастье мало оборудованы,

наша жизнь к веселью мало оборудована,

наша жизнь под радость мало оборудована,

наша жизнь под счастье мало оборудована,

для веселий планета наша мало оборудована,

для веселостей планета наша мало оборудована,

не особенно планета наша для веселий оборудована,

не особенно планета наша для веселья оборудована,

планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована.

И только 12 вариант удовлетворил поэта: для веселия планета наша мало оборудована!

«Я мог бы, - писал поэт, - произнести целую защитную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку нескольких строк».

Прием 2. Увеличение или уменьшение предмета.

Этот прием классически применен у Джонатана Свифта в его сказке «Путешествие Гулливера».

Прием 3. Прием личной эмпатии - вхождение в образ.

Классическим примером, иллюстрирующим этот прием, может быть творчество Г.Флобера, который, будучи мужчиной, великолепно описал образ женщины в самых невероятных, в том числе драматических, обстоятельствах. Приведем отрывок из письма Флобера, датированного 23 декабря 1853 г., 2 часа ночи: «С двух часов дня (за исключением 25 минут на обед) я пишу «Бовари». Описываю прогулку верхом. Сейчас я в самом разгаре, дошел до середины; пот льет градом, сжимается горло, я провел один из тех редких дней в моей жизни, когда с начала и до конца живешь иллюзией. Давеча в 6 часов в тот момент, когда я писал слова «нервный припадок», я был так возбужден, так горланил, и так глубоко чувствовал, что переживает моя бабенка, что даже испугался, как бы со мной самим не случился нервный припадок; чтобы успокоиться, я встал из-за стола и открыл окно. У меня кружилась голова».

Прием 4. Выдвижение гипотез.

Вначале уточним, что гипотезой называется предположение, которым пользуются для объяснения каких-либо явлений, достоверность которых проверяется экспериментальным путем. Следует помнить, что выдвинуть гипотезу - это, значит, сформулировать предположение о наиболее вероятных причинах вновь наблюдаемых фактов, явлений или предсказать наиболее вероятный ход и результаты эксперимента.

При выдвижении гипотезы необходимо проанализировать и уточнить, что может быть причиной того или иного явления, а что следствием. Гипотеза всегда находится в определенной связи с имеющимся знанием (с известной ранее теорией, знаком и т.д.). Но она (гипотеза) как бы перекидывает мост от известного к неизвестному. Формулируя гипотезу, бывает полезно сначала записать все возможные варианты, а затем из них отобрать наиболее правдоподобный. Выдвигая гипотезу, не бойтесь думать рискованно, избегайте шаблонов в своих рассуждениях. Помните, что проверить гипотезу - это, значит установить, что следствия, которые из нее должны вытекать, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, с результатами эксперимента. Обычно считается, что выдвижение гипотез - удел предметов естественно-математического цикла. Это далеко не так. Продуктивность гипотез достаточно велика применительно к самому себе, к процессу вашего творческого саморазвития. Допустим, вы считаете, что у вас плохая память. Изучив курс «Психология!», вы делаете предположение, что можете существенно улучшить память, если овладеете приемами запоминания.

Вы можете экспериментально проверить, если изучить и систематически применять 10-15 приемов запоминания, то, действительно, эффективность в усвоении иностранного языка возрастает в несколько раз... И мы советуем вам это проверить практически.

. Прием 5. Мысленный эксперимент.

Этот прием заключается в том, что на основе выдвинутой гипотезы мысленно проигрываются все основные (узловые) этапы. Ситуации, которые считаются наиболее вероятными применительно к развитию какого-то явления, процесса. Например, вы хотите избавиться от такого своего недостатка, как отсутствие способности к риску. Для саморазвития способностей к риску вам необходимо мысленно проиграть наиболее характерные ситуации, в которых вы можете оказаться в ближайшие годы, описать их, а затем выстроить их по какому-либо признаку. Например, за основу можно взять такой признак, как степень сложности выхода из той или иной ситуации.

Прием 6. Использование моделей.

Представим себе, что вы решили повысить вашу работоспособность в 2 раза. Необходим поиск резервных возможностей. Если вы изобразите графически зависимость работоспособности от времени в течение дня, то на графике легко обнаружите резервы для увеличения вашей работоспособности.

Прием 7. Аппликация теорий.

Для стимулирования творческого воображения можно использовать аппликацию (наложение, применение) теории из одной сферы в другую. Ясно, что это не дает окончательного решения творческой задачи, но очень сильно стимулирует воображение. Например. Представьте себе, что законы гравитации из физики можно применить к явлению саморазвития творческих способностей личности. Можно рассуждать так. Притяжение двух тел обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Нечто подобное происходит и с саморазвитием способностей. Скорость саморазвития творческих способностей обратно пропорциональна квадрату расстояния, то есть продвижения к уровню способностей, которые вы хотели бы иметь. Можно возразить, что прием аппликации теорий не корректен. Да, это так, но он используется не для того, чтобы получить окончательный и заведомо правильный ответ, а для поиска идеи, нового подхода, нового объяснения какого-то явления.

Прием 8. Опора на случайные ассоциации.

Суть этого приема заключается в следующем. Берется случайное слово, понятие и оно рождает неожиданно новую ассоциацию, идею для решения вашей творческой задачи. Например, вы допускаете при написании сочинений много грамматических ошибок. Вам необходимо существенно повысить грамотность. Это и есть для вас творческая задача - задача саморазвития грамотности письма.

Используемые приемы опоры на случайные ассоциации с тем, чтобы придумать как можно больше идей, способов повышения грамотности письма. Для этого берем любое слово, например, «книга». Какая ассоциация может возникнуть в вашем сознании применительно к решению вашей творческой задачи? «Книга»... «словарь». Вам необходимо составить словарь из слов, в которых вы систематически делаете ошибки. Или слово «книга» порождает у вас ассоциацию, идею, что нужно систематически и больше читать художественную литературу, чтобы меньше допускать грамматических ошибок. И так далее.

Прием 9. Дивергенция.

Этот прием и, естественно, термин обозначают расширение границ поиска идеи с целью обозначения достаточно обширного и более плодотворного пространства для решения творческой задачи. Действительно, большинство творческих задач, проблем нам не удается решить только потому, что мы искусственно сужаем и ограничиваем область поисков или число ходов, стратегий решения. Для дивергентного поиска решения творческой задачи характерно:

а) неустойчивость и размытость целей;

б) временное устранение ограничений;

в) отсроченный характер оценочных суждений, которые принимаются во внимание не сразу, а только на заключительных стадиях отбора наиболее продуктивных идей решения творческой задачи.

Прием 10. Конвергенция,

Этот прием, и соответственно, термин обозначают сужение границ поиска идеи, более тщательная проработка решения части задачи (подзадачи). Действительно, имеются творческие задачи, которые, как бы мы не расширяли поле поиска, не удается решить. В этой ситуации более плодотворным будет прием конвергенции, который включает в себя:

а) сужение поля поиска, уменьшение неопределенности, исключение альтернатив, не заслуживающих рассмотрения;

б) выбор особо важных целей и стратегий в решении творческой задачи;

в) более деятельная проработка только части задачи, решение подзадачи.

Цель конвергенции - сократить перебор идей, вариантов решения творческой задачи до единственного, но такого, который бы был наиболее оптимальным и наиболее эффективным.

Прием 11. Неоконченные тексты.

Возьмите любой рассказ. Прочитайте его до половины. Затем пофантазируйте, чем и как он закончится. Сравните то, что предсказали вы и то, что реально далее описано в рассказе.

Прием 12. Составление из нескольких мало связанных слов рассказа.

Возьмите, например, пять любых слов (ночь, дождь, автомобиль, погоня, реклама). Составьте из них рассказ.

Прием 13. Изменение стратегии мыследеятельности.

Например, в поисках средств ускорения вашего творческого саморазвития вы пытаетесь развивать интеллектуальные способности. А что будет, если вы измените стратегию ваших размышлений и акцентируете внимание:

а) на волевых качествах;

б) на нравственных;

в) на эстетических и т.д.

Прием 14. Смена ролевых функций.

Решая какую-либо творческую задачу, можно мысленно сменить позицию, роль. Например, вы хотите преодолеть в себе вредные привычки. Посмотрите, какие из них замечаете вы сами,/ на какие вредные привычки вам указывают родители, учителя, друзья и т.д. или, принимая то или иное творческое решение, попытайтесь мысленно сменить свою позицию, свое видение проблемы и способы ее решения с учетом различных ролевых функций.

Прием 15. Взгляд на проблему профессионала и непрофессионала.

Принято считать, что профессиональный подход к решению какой-либо творческой задачи является наиболее эффективным. Однако это не всегда так. Иногда новый, свежий, непрофессиональный взгляд на проблему, способы ее решения бывает более оригинальным и открывает принципиально новый подход в ее решении.

Прием 16. Взгляд на проблему с позиции разных наук.

Мы уже обращали внимание читателя в начале этой книги, что эвристика интегрирует, использует и опирается на достижения самых разных наук: истории, философии, психологии, педагогики и других. Поэтому эвристический подход в решении любой проблемы предполагает использование знания из самых разных областей и наук.

Прием 17. Взгляд... гения.

Суть этого приема заключается в том, что, анализируя проблемы, мы мысленно можем задать себе вопрос: А как бы вышел из этой ситуации, как бы решил эту проблему Наполеон, Эдисон, Эйнштейн?... Постановка такого вопроса иногда дает неожиданно новые, оригинальные решения.

Прием 18. Предлагается провести творческий конкурс типа КВН.

То, что творческие конкурсы типа КВН стимулируют творческое воображение, вероятно, ни у кого не вызывает сомнений. Поэтому их активное применение в различных вариантах в обучении с элементами соревновательности и опорой на творческое воображение, фантазию необходимо всячески поощрять.

Прием 19. Написание научно-фантастических микрорассказов на заданную тему.

Предлагается тема или исходная идея. Например, вам предлагается написать научно-фантастический рассказ о жизни на Земле, если бы каждому при рождении выдавалась «Книга судьбы», где бы записывалось:

а) ваш тип творческих способностей;

б) предпочтительные виды профессии;

в) возможные болезни;

г) сколько человеку суждено прожить лет и т.д.

Попытайтесь целенаправленно использовать этот прием, и вы почувствуете, что ваше творческое воображение вначале раскрепостится, а затем вы будете отмечать его активное саморазвитие.

Прием 20. Сочинение сказок с использованием заданного сюжета.

Например, на одном из учебных занятий по развитию творческого воображения мы предложили написать сказку, где действующими лицами были бы... цифры. Вот какая сказка была придумана на одном из таких занятий.

В старом заброшенном кошельке жили медяки. Цены сейчас такие, что хозяин кошелька забыл о существовании потертых монет: копейки, двух копеек, трех копеек, пятака.

Так жить нельзя! - первой нарушила тишину темного кошелька копейка. - Давайте создадим свое государство и отделимся от крупных бумажных купюр!

А где ты крупные купюры видела? - иронично усмехнулся пятак.

В нашем рваном кошельке такие не водятся...

А я поддерживаю копейку, - заверещала двухкопеечная монета.

Голосуем, голосуем! - требовательно скандировала трехкопеечная.

И тут выяснилось, что подсчет голосов - дело нелегкое. У копейки - один голос, у двух - два, у трех копеек - три, а пятак - один целых пять голосов имеет. А поскольку мнение у всех разное, то голосуй, не голосуй: пятак победит.

А что, если с трехкопеечной монетой объединиться, - подумала копейка, - как-никак четыре голоса будет.

Ну да еще! - отмахнулись три копейки. - В старину нас уважительно алтыном звали, пословицы про нас складывали. А ты кто такая? Крошка-грошик!...

Откатилась копейка к пятаку, давай рыдать, приговаривая:

-Ну и что, что я маленькая, зато - по мелочам, как некоторые, не размениваюсь!...

И не заметили они с пятаком, что теперь-то у них стало шесть голосов. Честно говоря, пятак вообще был не восприимчив к чужой беде. Прогнал он копейку, не захотел с ней общаться. А сам стал прикидывать: если с двушкой объединиться - семь голосов будет, если с трехкопеечной монетой - восемь.

Зря я все-таки обидел копейку, - решил он после долгих раздумий и громогласно позвал:

-Эй, копейка, катись обратно сюда. Только не одна, а с алтыном.Так и быть, помирю вас.

А сам подумал:

-Обхитрю их, девять голосов будет.

Но копейка не отзывалась. Закатившись за рваную подкладку кошелька, она воображала, как к ней еще приползут, будут упрашивать, а она... Тут воображение рисовало такие картины мести, что дух захватывало.

И невдомек глупой было, что там, за стенами подкладки уже вовсю идет сговор оставшихся монет: двушка, алтын и пятак создали «Коалицию десяти голосов» и даже название новой республики придумали - «Гривенник». Не по-нашему, красиво, и вроде как из медяков статус серебра приобрели.

Если бы разум у копейки возобладал, то она бы поняла, что, присоединившись к этому соглашению, она сделала бы новую республику неуязвимой даже для десятикопеечной монеты: ведь голосов-то было бы уже одиннадцать! Но копейка думала только о том, что ее недооценили: ведь она первая предложила создать суверенное государство, где каждый обладает полной свободой слова.

 

Для творческого саморазвития личности большое значение имеют эвристические методы генерирования новых идей (мозгового штурма, эмпатии, инверсии, случайных ассоциаций, эвристических вопросов, организационных стратегий) Однако не менее значимы и приемы саморазвития творческого воображения.

Для более углубленного изучения «эвристики для творческого саморазвития» советуем применять законы, принципы и правила эвристики, как для собственного творческого саморазвития, так и для педагогического стимулирования творческого саморазвития учащихся.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИНЕРГЕТИКА

В поисках новых стратегий развития педагогической науки и педагогической практики мы с неизбежностью выходим на концептуальные идеи и законы синергетики, которые открывают нам новое видение старых педагогических проблем. Сам термин «синергетика» ввел немецкий физик Г. Хакен, по инициативе которого в 80-е годы была издана серия книг по синергетике. Вместе с тем, как пишет в предисловии к его книге Ю.Л.Климонтович, следует отметить, что возникновение теории самоорганизации - синергетики - было подготовлено трудами многих выдающихся ученых. Это в первую очередь Ч.Дарвин - создатель теории биологической эволюции, а также физики Л.Больцман и А.Пуанкаре.

Педагогические системы также с полным основанием можно отнести к самоорганизующимся, ибо, как писал Г.Хакен: «мы называем систему самоорганизующийся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру». С учетом представлений о самоорганизующихся системах и закономерностях синергетизма область научного знания на стыке педагогики и синергетики назовем «Педагогической синергетикой».

Педагогическая синергетика - это область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть образовательно-воспитательных систем.

Наш подход очень близок и во многом пересекается с видением перспектив применения синергетических законов в педагогике, которые использованы при создании «Неопедагогики» казанским ученым-педагогом Н. М. Таланчуком. Идеи синергетики получили практическое применение в педагогической теории и практике за рубежом в 70-80-е годы, например при разработке педагогической кибернетики в ФРГ.

Н.М.Таланчук обосновал, что явление синергетизма в педагогических системах можно объяснить при помощи специальных « законов системного синергетизма, которые объясняют процесс развития и формирования личности: закон систем, закон гармонии, закон системогенеза, закон движения, закон развития и саморазвития, закон сообразности, закон синергетизма».

Заметим, что не все из перечисленных Н.М.Таланчуком законов являются новыми и появились благодаря идеям только синергетизма. Так, например закон гармонии - это не что иное, как закон оптимизации в управлении больших систем, сформулированный применительно к педагогическим системам Ю. К. Бабанским как принцип оптимизации в обучении и воспитании. Или законы сообразности (природосообразности и культуросообразности) разрабатывались и применялись в педагогике еще давно в работах К.Д.Ушинского и Ф.А.Дистервега.

Поскольку речь пойдет о возможностях педагогической синергетики в расширении и углублении нашего знания о развитии и саморазвитии самоорганизующихся образовательно-воспитательных систем, то вначале более подробно остановимся на вопросе о том, как переходит педагогическое управление в самоуправление учащихся.

Для того чтобы наш анализ носил сравнительный характер, используем для сравнения таблицу 4.3.

Как видно из таблицы, генезис, то есть развитие характера педагогического управления, достаточно строго детерминирует развитие и саморазвитие личности обучаемого, воспитуемого. Но здесь следует иметь в виду, что переход от педагогического управления со стороны учителя к самоуправлению ученика в различных ситуациях осуществляется не случайно, а закономерно. И это зависит как от личностных качество учителя, его профессионализма, так и от личности ученика, точнее, от степени его готовности к самоуправлению, саморазвитию. Чем ниже уровень этих способностей, тем учитель чаще вынужден использовать методы и средства жесткого и оперативного управления.

 

Таблица. Переход педагогического управления к самоуправлению

Тип педагогического управления Характер действий ученика по самоуправлению Характер взаимо- действия Результаты развития и саморазви-тия личностных. качеств
Жесткое прямое управление. Однообразная исполнит. деят-ть по предложенному алгориту. Автоар- ность,подчинение, воздействие учителя на ученика. Формирование отд.личн. качеств, преимущесв.исполни- тельских.
Жесткое, прямое с элементами кос- венного перспективного управле ния. В отдельной ситуации частично самоуп равляе мая деят-ть с элемента- ми творчества. Сотрудничество, воздействие с элементами взаимодействия. Развитие личности,способной к неслож- ной творч. деят-ти.
Косвенное,перспективное управле ние. Разнообразная,свободная творческая, преимущ. самоуправ ляемая деят-ть. Сотвор чество, партнерское взаи модейст- вие Развитие творчес-кой лич- ности, спо- собной к самораз витию.

 

Тенденция в повышении культуры педагогического управления, будь то в обучении или воспитании, с неизбежностью ведут к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. В самом деле, переход от авторитарной педагогики, каковой она была долгие годы, к педагогике сотрудничества, как это доказано педагогами-новаторами 80-90-х годов, вскрыл огромные резервы качества обучения и воспитания. Применение в начальных классах методики опережающего обучения Лысенковой или применение опорных сигналов в обучении по методике Шаталова - все они имеют одну общую особенность - учитель и в первом, и во втором случае опирался не на жесткое, а достаточно гибкое педагогическое управление, создавая условия для сотрудничества с учащимися, и это в отдельных случаях, выводило педагога и на сотворчество с учащимися.

Далее, опираясь на идеи и закономерности синергетики, хотелось бы остановиться на некоторых педагогических принципах и правилах для педагогики.

Принцип периодической децентрализации в управлении педагогических систем и перехода управления в самоуправление. Этот принцип базируется на следующей синергетической закономерности.

В саморазвитии педагогической системы достигается тем большая эффективность, чем более благоприятные условия создаются для перехода управления в самоуправление ее подсистем.

Принцип перехода управления в самоуправление базируется на следующих правилах:

1.В управлении педагогических систем, там, где это возможно,необходимо периодически осуществлять децентрализацию управления, то есть делегировать управленческие функции педагогическим подсистемам, то есть отдельным группам, самодеятельным объединениям.

2.Для активизации перехода управления в самоуправление необходимо всячески поощрять инициативные группы, их самодеятельное творчество.

3.Лидеров самодеятельных групп и объединений необходимо периодически обучать принципам и правилам управления.

4.В самодеятельных группах и объединениях необходимо поддерживать дух соревновательности и конкурентоспособности.

5.Необходимо поощрять разнообразные формы и методы самоорганизации и самоуправления, искать лучшие.

Принцип открытости педагогических систем.Этот принцип базируется на следующей синергетической закономерности. В саморазвитии педагогических систем достигается тем большая эффективность, чем более благоприятные условия создаются для ее открытости, взаимообмена и взаимосвязей (информационных, коммуникативных, финансовых) с другими системами.

Принцип открытости педагогических систем может быть реализован на основе следующих требований и правил:

1.Учителю необходимо периодически обмениваться новой и новейшей информацией по педагогике и другим смежным дисциплинам с заинтересованными лицами и организациями.

2.Учителю необходимо поддерживать профессионально-творческие взаимосвязи с родителями, учителями-коллегами, выпускниками, общественными организациями, вузами, учеными.

3.Учитель должен поощрять своих учеников к участию в различных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах со своими сверстниками как из других школ, так и других районов и стран.

4.Учитель должен с учетом своих склонностей и возможностей участвовать в научно-методических семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах, выставках.

5. Администрация школ, как и учитель, должна для поддержки своих творческих инициатив искать дополнительные средства финансирования из различных фондов, государственных и частных организаций.

 

Принцип самоопределения педагогических приоритетов.Этот принцип базируется на педагогической закономерности повышения эффективности самоуправления и саморазвития педагогических систем. Саморазвитие и самоуправление педагогических систем осуществляется тем более эффективно, чем более объективно устанавливаются приоритеты в разрешении педагогических проблем на всех уровнях самоуправления и саморазвития педагогической системы.

Принцип самоопределения педагогических приоритетов базируется на следующих требованиях и правилах:

1.Периодически проводите рейтинг приоритетности возникающих у вас педагогических проблем.

2.Помните, что приоритетная проблема для директора школы не всегда является в такой же степени приоритетной для учителя, для учащихся и для родителей.

3.В каждом конкретно взятом виде деятельности ищите и, в первую очередь, разрешайте свои приоритетные проблемы.

4.При определении приоритетных для вас проблем используйте материалы анализа и объективные критерии.

5.Соотносите приоритетные для вас проблемы с вашими мотивами, желаниями, целями, а главное, возможностями их успешного разрешения.

 

Принцип социально-психолого-педагогического резонанса.Этот принцип базируется на следующей синергетической закономерности развития и саморазвития педагогических систем. Особенностью педагогических систем является то, что они многомерны и многоуровневы и связаны или сопряжены с психологическими и социальными системами и процессами. Поэтому саморазвитие педагогической системы осуществляется тем более эффективно, чем в большей степени входят в своеобразный резонанс, то есть взаимоусиливают, взаимодополняют друг друга процессы разрешения социальных, психологических и собственно педагогических проблем и задач.

Принцип социально-психолого-педагогического резонанса реализуется на основе следующих правил:

1.В процессе решения педагогических задач и проблем очень важно учитывать психологический настрой, психологический отклик учащихся, коллег-учителей, родителей, а также социальные условия их жизнедеятельности.

2.Очень важно периодически иметь достаточно полную обратную информацию об особенностях протекания социальных, психологических и собственно педагогических процессов, чтобы учитывать, в какой степени они входят в резонанс, то есть взаимно усиливают друг друга.

3.В решении управленческих педагогических задач очень важно учитывать, с одной стороны, психологический настрой, а с другой, -степень социальной поддержки всех заинтересованных лиц и организаций.

4.Социально-психолого-педагогический резонанс, то есть взаимосовпадение, взаимостимулирование процессов, следует особо учитыв




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.