Здавалка
Главная | Обратная связь

средний дошкольный возраст

Сюжетно-ролевые игры

(методические рекомендации)

 

 

В сюжетно-ролевых играх детей среднего дошкольного возраста появляются первые коллективные игры, идёт развитие темы, содержания игр. Темы – трудовые, общественные явления и события. Игры уже отражают отношения и поступки. Мама одевает, кормит дочку, но и воспитывает её. Врач делает укол, но и уговаривает, успокаивает игрушку. В играх отражается не только деятельность и труд людей, но и их взаимоотношения. Это связано с расширением источников: знания из книг, рассказов взрослых, наблюдений.

 

Постепенно выделяется подготовительный период- этап:

- дети договариваются о теме игры,

- дети распределяют между собой роли,

- продумывают линии сюжета ( что сначала.., что потом).

 

РУКОВОДСТВО ИГРАМИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА:

Задача: обогащать содержание игр, формировать умение организовывать игровые группы, сговариваться по поводу игры, поддерживать положительные взаимоотношения:

- обогащение знаний по теме игры,

- вопросы к детям, направленные на обдумывание темы игры, содержания, ролей,

- разговоры с детьми о содержании ролей, их действиях,

- помощь в объединении детей,

- участие в косвенных ролях,

- помощь в преодолении в возникающих конфликтных ситуациях,

- совместные с воспитателем изготовления атрибутов к игре.

ТЕМА   ВЕТЕРИНАРЫ
ЦЕЛЬ 1. Учить детей выбирать для себя роль и соответствующие атрибуты. 2. Учить детей выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. 3. Развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь. 4. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли. 5. Воспитывать организованность, умение выполнять правила игры, настойчивость, выдержку.
РОЛИ И ДЕЙСТВИЯ Ветеринар рассматривает животное, обрабатывает больное место, смазывает болячку, делает укол, даёт лекарство, выписывает рецепт, делает перевязку. Хозяин животного рассказывает о болезни, происшествии с животным, благодарит за приём, берёт рецепт, идет в аптеку, выкупает лекарство, идёт домой, лечит животное.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Беседы с детьми о больнице для животных, врачах, которые принимают больных животных – ветеринар. 2. Рассматривание альбома «Домашние животные». 3. Подготовка атрибутов к игре: лекарства для животных, мази, рецепты, уколы.
ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА Стол, стулья, полочка с лекарствами, уколами, кушетка для животного, баночки с мазями, карточки для рецептов, сумка для перевозки животного.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ В семье заболела кошка, и дочка понесла её к ветеринарному врачу. Дети шли пошлее школы домой, нашли щенка с больной лапкой и понесли к ветеринару.

 

ТЕМА   СВЕТОФОР
ЦЕЛЬ 1. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр. 2. Учить детей готовить обстановку для игры, готовить предметы, атрибуты, место. 3. Учить детей выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. 4. Развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать им помощь в игре. 5. Расширять и обогащать словарный запас детей.
РОЛИ И ДЕЙСТВИЯ Около светофора стоит полицейский, в руках у него жезл и свисток. Он следит за движением транспорта. Водители в автомобилях проезжают по проезжей части. Пешеходы по сигналу светофора переходят дорогу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА - Беседа с детьми о правилах дорожного движения. - Беседа и экскурсия к светофору. - Чтение произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер». - Рассматривание альбома «Транспорт». - Наблюдения за транспортом с участка, выход. - Работа с моделями по правилам дорожного движения. - Практические занятия по разметкам.
ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА Светофор, жезл, свисток, форма для постового, рули, макеты знаков, пешеходная дорожка.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ Водители заправляют автомобили бензином и едут по заданию, которое указано в путёвке. Случилась авария и нужно наладить движение. Сын неправильно перешёл улицу и его остановил полицейский.

 

 

ТЕМА   ПОЖАРНЫЕ
ЦЕЛЬ 1. Учить детей придумывать несложный сюжет. 2. Учить выбирать посильную роль. 3. Совершенствовать умение объединяться в игры, распределять роли. 4. Учить детей готовить обстановку для игры: подбирать предметы и атрибуты, готовить место. 5. Развивать умение идти на компромисс с товарищами по игре. 6. Воспитывать чувство доброжелательности к играющим детям, уступчивости в нужных ситуациях.
РОЛИ И ДЕЙСТВИЯ Диспетчер сидит около телефона и отвечает на звонки тех, у кого случился пожар; сообщает пожарным, чтобы они срочно готовили машины к выездам. Пожарные сидят, готовят необходимо оборудование, моют машины, заправляют бензином. Надевают каски, садятся в машину и едут на пожар, подъезжают, достают шланги и поливают из шлангов на огонь. Также тушат огнетушителями. Спасают кукол и зверей. После пожара складывают инвентарь, садятся в машину и уезжают.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА - Беседа с детьми о профессии пожарного, - Чтение рассказа С.Маршака «Пожар», - Приглашение пожарных в группу для беседы, - Рассматривание атрибутов, - Экскурсия в пожарную часть, - Изготовление игрушек-заместителей для игры.
ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА Стол, стул, телефон для диспетчера, лавки для пожарных, «машина», щланги, маски, верёвки, огнетушители, каски, бачок с бензином, куклы и животные, которых спасают.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ Девочка была одна дома, начался пожар. Соседи вызвали пожарную команду.

 

 

ТЕМА   ПАРОХОД
ЦЕЛЬ 1. Учить детей выбирать роль и наделять её игровыми действиями. 2. Продолжать учить детей продумывать несложный сюжет и устанавливать элементарные правила. 3. Развивать умение договариваться, словесно и спокойно разрешать споры. 4. В процессе игровой деятельность продолжать развивать активное речевое общение детей, расширять и обогащать словарный запас. 5. Воспитывать организованность, умение выполнять правила игры, придумывать варианты.
РОЛИ И ДЕЙСТВИЯ Рыболовы поставили сети, поплыли на рыбацкой лодке; ловят рыбу, тянут сети, складывают рыбу в вёдра, плывут обратно, моют палубу, поют песни. Рыбаки привозят рыбу в магазин, продают. Моряки измеряют глубину моря, обследуют корабль, собирают на дне кораллы, водоросли. Пассажиы разговаривают, поют песни. Капитан управляет пароходом, объявляет остановки, моряки бросают якорь, пассажиры выходят.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА - Беседа с детьми о водном транспорте, - Рассказ воспитателя о пароходах, - Рассматривание иллюстраций о водном транспорт и работе моряков, рыбаков, - Рисование на тему: Плывёт пароход», - Пени песни: «Мы едем в далёкие края» и др. - Изготовление атрибутов для игры, - Рассматривание папки «Морские обитатели».
ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА Пароход из стульев, строительных материалов. Руль, рупор, якорь, канат, форма для капитана и моряков, сети, вёдра, рыба, удочки, камни, ракушки, бинокль.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ Пассажиры плывут по Волг и выходят на остановках в разных городах. На пароходе показывают концерт.

 

 

ТЕМА   КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
ЦЕЛЬ 1. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, 2. Продолжать учить подготавливать необходимую обстановку, подбирать, готовить необходимые атрибуты и пособия, 3. Совершенствовать умения развёртывать сюжет, планировать игру, вводя новые роли и действия, 4. Воспитывать интерес к народному творчеству, желание принять участие в самодеятельности, 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
РОЛИ И ДЕЙСТВИЯ Артисты показывают знакомую сказку, после показа выходят и кланяются. Кассир продаёт билеты на спектакль. В буфете продавец предлагает сок и мороженое. Зрители заходят в зал, занимают места, в конце спектакля аплодируют, благодарят артистов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА - Беседа с детьми о театре, о её работниках, - Экскурсии в театр на спектакли и за кулисы. - Приглашение в группу артистов театра, беседа. - Рисование на тему: «В театре», «Любимая сказка». - Изготовление различных видов театра. - Организация актёрского уголка, уголка ряженья. - Изготовление декораций к спектаклям.
ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА Подиум, сцена, касса, билеты, стулья для зрителей, ширма, куклы, декорации, костюмы, игрушки и виды театра.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ Выезд артистов театра в больницу для поднятия у больных настроения. Дети из детского сада поехали на автобусе в театр. Семья пола в театр на просмотр сказки.

 

 

ТЕМА   СТОЛОВАЯ
ЦЕЛЬ 1. Продолжать работу по развитию и обогащению словаря детей в процессе игры. 2. Подводить детей к придумыванию новых сюжетов игр. 3. Совершенствовать умения объединяться в игре по несколько человек, совместно обдумывать сюжет, распределять роли и наделять их игровыми действиями. 4. Учить планировать игру с придумыванием вариантов и новых правил. 5. Развивать умение считаться с интересами товарищей по игре, поровну распределять игровой материал.
РОЛИ И ДЕЙСТВИЯ Повар готовит еду для посетителей, помощник повара раскладывает пищу в тарелки, разливает чай в чашки, раздаёт ложки, хлеб. Посетители приходят в столовую, смотрят меню, платят деньги, кладут на поднос еду, садятся за стол, едят. Помощник повара собирает грязную посуду, уносит, моет. Водитель подвозит к столовой продукты и выгружает их. Посетители после еды благодарят работников столовой за вкусный обед и уходят.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА - Рассматривание картин из серии «Кем быть?». - Беседы о труде повара, о его костюме. - Рассказ воспитателя о посещении кафе, столовой, рассказы детей. - Рассматривание принадлежностей для работы повара: кастрюли, половник, сито, доска, нож и т.д. - Беседа о еде: первые блюда, вторые, третьи, десерты. - Беседы о полезных и вредных продуктах.
ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА Столы и стулья для посетителей, вывеска с названием столовой, касса и деньги, костюмы для поваров, скатерти, кухонные и столовые приборы, «машина», кошельки.  
ВАРИАНТЫ ИГРЫ Дети после цирка зашли в столовую пообедать. Строители ужинают в столовой. Столовая на палубе теплохода.

 

ТЕМА   АПТЕКА
ЦЕЛЬ 1. Подводить детей к выбиранию не только главных ролей, но и второстепенных ролей. 2. Учить детей самостоятельно изготавливать атрибуты к играм. 3. Учить выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. 4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение решать споры и конфликты. 5. Продолжать учить детей обогащать игры новыми сюжетами.
РОЛИ И ДЕЙСТВИЯ Продавец в аптеке называется фармацевт – он берёт рецепт, ищет лекарство, считает деньги, выбивает чек, упаковывает лекарство, даёт советы о том, как принимать лекарство, благодарит за покупку. Покупатель говорит о его болезни, подаёт рецепт, платит деньги за лекарство, благодарит за покупку.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА - Беседа с детьми про аптеку и о фармацевте. - Рассматривание альбома «Профессии». - Изготовление атрибутов к игре. - Беседы о том, что самим нельзя принимать никакие лекарства, таблетки, мази без взрослых. - Рисование на тему «Врачи – наши друзья».
ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА Стол, стул, касса, полка для медикаментов, деньги, халат, шапочка, стеллажные карточки. Для покупателей: сумки, кошельки, рецепты.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ Мама с дочкой после поликлиники зашли в аптеку. У актёра заболела голова, нужны лекарства. Пожарный обжёгся – нужна мазь из аптеки.

 

ТЕМА   АВТОБУС
ЦЕЛЬ 1. Учить детей самостоятельно придумывать несложный сюжет. 2. Учить выбирать роль и наделять её игровыми действиями. 3. Поощрять самостоятельно возникающие игровые группировки. 4. Подводить детей к мирному разрешению проблемных ситуаций, складывающихся в игре. 5. Поддерживать разговоры детей в игре новыми словами и оборотами, встречающимися в жизни. 6. Воспитывать доброжелательность.
РОЛИ И ДЕЙСТВИЯ Водитель моет свой автобус, заправляет бензином, объявляет остановки, рулит, сигналит, предупреждает пассажиров. Кондуктор ходит по салону автобуса и продаёт билеты за деньги, предупреждает о следующих остановках, помогает удобнее сесть на места. Пассажиры сидят с детьми, покупают билеты, платят деньги, спрашивают о следующей остановке, выходят на остановках.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА - Наблюдения за транспортом на улице. - Беседы о видах транспорта. - Рассматривание альбома «Транспорт». - Рисование на тему «Наш весёлый автобус». - Изготовление атрибутов для игры. - Беседы о приключениях и неприятностях на дороге. - Изучение правил дорожного движения.
ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА Автобус из строительного материала, стулья для пассажиров и кондуктора, деньги, билеты, сумки, руль, фуражка, светофор, игрушки.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ Ребята из школы поехали в театр. Автобус едет в лес за грибами и ягодами. У пассажира заболел зуб, нужен врач.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.