средний дошкольный возраст
Сюжетно-ролевые игры
(методические рекомендации)
В сюжетно-ролевых играх детей среднего дошкольного возраста появляются первые коллективные игры, идёт развитие темы, содержания игр. Темы – трудовые, общественные явления и события. Игры уже отражают отношения и поступки. Мама одевает, кормит дочку, но и воспитывает её. Врач делает укол, но и уговаривает, успокаивает игрушку. В играх отражается не только деятельность и труд людей, но и их взаимоотношения. Это связано с расширением источников: знания из книг, рассказов взрослых, наблюдений.
Постепенно выделяется подготовительный период- этап:
- дети договариваются о теме игры,
- дети распределяют между собой роли,
- продумывают линии сюжета ( что сначала.., что потом).
РУКОВОДСТВО ИГРАМИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА:
Задача: обогащать содержание игр, формировать умение организовывать игровые группы, сговариваться по поводу игры, поддерживать положительные взаимоотношения:
- обогащение знаний по теме игры,
- вопросы к детям, направленные на обдумывание темы игры, содержания, ролей,
- разговоры с детьми о содержании ролей, их действиях,
- помощь в объединении детей,
- участие в косвенных ролях,
- помощь в преодолении в возникающих конфликтных ситуациях,
- совместные с воспитателем изготовления атрибутов к игре.
ТЕМА
| ВЕТЕРИНАРЫ
| ЦЕЛЬ
| 1. Учить детей выбирать для себя роль и соответствующие атрибуты.
2. Учить детей выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
3. Развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.
4. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли.
5. Воспитывать организованность, умение выполнять правила игры, настойчивость, выдержку.
| РОЛИ
И ДЕЙСТВИЯ
| Ветеринар рассматривает животное, обрабатывает больное место, смазывает болячку, делает укол, даёт лекарство, выписывает рецепт, делает перевязку.
Хозяин животного рассказывает о болезни, происшествии с животным, благодарит за приём, берёт рецепт, идет в аптеку, выкупает лекарство, идёт домой, лечит животное.
| ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
| 1. Беседы с детьми о больнице для животных, врачах, которые принимают больных животных – ветеринар.
2. Рассматривание альбома «Домашние животные».
3. Подготовка атрибутов к игре: лекарства для животных, мази, рецепты, уколы.
| ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА
| Стол, стулья, полочка с лекарствами, уколами, кушетка для животного, баночки с мазями, карточки для рецептов, сумка для перевозки животного.
| ВАРИАНТЫ
ИГРЫ
| В семье заболела кошка, и дочка понесла её к ветеринарному врачу. Дети шли пошлее школы домой, нашли щенка с больной лапкой и понесли к ветеринару.
|
ТЕМА
| СВЕТОФОР
| ЦЕЛЬ
| 1. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр.
2. Учить детей готовить обстановку для игры, готовить предметы, атрибуты, место.
3. Учить детей выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
4. Развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать им помощь в игре.
5. Расширять и обогащать словарный запас детей.
| РОЛИ
И ДЕЙСТВИЯ
| Около светофора стоит полицейский, в руках у него жезл и свисток. Он следит за движением транспорта. Водители в автомобилях проезжают по проезжей части. Пешеходы по сигналу светофора переходят дорогу.
| ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
| - Беседа с детьми о правилах дорожного движения.
- Беседа и экскурсия к светофору.
- Чтение произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер».
- Рассматривание альбома «Транспорт».
- Наблюдения за транспортом с участка, выход.
- Работа с моделями по правилам дорожного движения.
- Практические занятия по разметкам.
| ИГРОВАЯ
ОБСТАНОВКА
| Светофор, жезл, свисток, форма для постового, рули, макеты знаков, пешеходная дорожка.
| ВАРИАНТЫ
ИГРЫ
| Водители заправляют автомобили бензином и едут по заданию, которое указано в путёвке. Случилась авария и нужно наладить движение. Сын неправильно перешёл улицу и его остановил полицейский.
|
ТЕМА
| ПОЖАРНЫЕ
| ЦЕЛЬ
| 1. Учить детей придумывать несложный сюжет.
2. Учить выбирать посильную роль.
3. Совершенствовать умение объединяться в игры, распределять роли.
4. Учить детей готовить обстановку для игры: подбирать предметы и атрибуты, готовить место.
5. Развивать умение идти на компромисс с товарищами по игре.
6. Воспитывать чувство доброжелательности к играющим детям, уступчивости в нужных ситуациях.
| РОЛИ И
ДЕЙСТВИЯ
| Диспетчер сидит около телефона и отвечает на звонки тех, у кого случился пожар; сообщает пожарным, чтобы они срочно готовили машины к выездам. Пожарные сидят, готовят необходимо оборудование, моют машины, заправляют бензином. Надевают каски, садятся в машину и едут на пожар, подъезжают, достают шланги и поливают из шлангов на огонь. Также тушат огнетушителями. Спасают кукол и зверей. После пожара складывают инвентарь, садятся в машину и уезжают.
| ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
| - Беседа с детьми о профессии пожарного,
- Чтение рассказа С.Маршака «Пожар»,
- Приглашение пожарных в группу для беседы,
- Рассматривание атрибутов,
- Экскурсия в пожарную часть,
- Изготовление игрушек-заместителей для игры.
| ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА
| Стол, стул, телефон для диспетчера, лавки для пожарных, «машина», щланги, маски, верёвки, огнетушители, каски, бачок с бензином, куклы и животные, которых спасают.
| ВАРИАНТЫ
ИГРЫ
| Девочка была одна дома, начался пожар. Соседи вызвали пожарную команду.
|
ТЕМА
| ПАРОХОД
| ЦЕЛЬ
| 1. Учить детей выбирать роль и наделять её игровыми действиями.
2. Продолжать учить детей продумывать несложный сюжет и устанавливать элементарные правила.
3. Развивать умение договариваться, словесно и спокойно разрешать споры.
4. В процессе игровой деятельность продолжать развивать активное речевое общение детей, расширять и обогащать словарный запас.
5. Воспитывать организованность, умение выполнять правила игры, придумывать варианты.
| РОЛИ
И ДЕЙСТВИЯ
| Рыболовы поставили сети, поплыли на рыбацкой лодке; ловят рыбу, тянут сети, складывают рыбу в вёдра, плывут обратно, моют палубу, поют песни. Рыбаки привозят рыбу в магазин, продают. Моряки измеряют глубину моря, обследуют корабль, собирают на дне кораллы, водоросли. Пассажиы разговаривают, поют песни. Капитан управляет пароходом, объявляет остановки, моряки бросают якорь, пассажиры выходят.
| ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
| - Беседа с детьми о водном транспорте,
- Рассказ воспитателя о пароходах,
- Рассматривание иллюстраций о водном транспорт и работе моряков, рыбаков,
- Рисование на тему: Плывёт пароход»,
- Пени песни: «Мы едем в далёкие края» и др.
- Изготовление атрибутов для игры,
- Рассматривание папки «Морские обитатели».
| ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА
| Пароход из стульев, строительных материалов. Руль, рупор, якорь, канат, форма для капитана и моряков, сети, вёдра, рыба, удочки, камни, ракушки, бинокль.
| ВАРИАНТЫ
ИГРЫ
| Пассажиры плывут по Волг и выходят на остановках в разных городах.
На пароходе показывают концерт.
|
ТЕМА
| КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
| ЦЕЛЬ
| 1. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр,
2. Продолжать учить подготавливать необходимую обстановку, подбирать, готовить необходимые атрибуты и пособия,
3. Совершенствовать умения развёртывать сюжет, планировать игру, вводя новые роли и действия,
4. Воспитывать интерес к народному творчеству, желание принять участие в самодеятельности,
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
| РОЛИ
И ДЕЙСТВИЯ
| Артисты показывают знакомую сказку, после показа выходят и кланяются.
Кассир продаёт билеты на спектакль.
В буфете продавец предлагает сок и мороженое.
Зрители заходят в зал, занимают места, в конце спектакля аплодируют, благодарят артистов.
| ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
| - Беседа с детьми о театре, о её работниках,
- Экскурсии в театр на спектакли и за кулисы.
- Приглашение в группу артистов театра, беседа.
- Рисование на тему: «В театре», «Любимая сказка».
- Изготовление различных видов театра. - Организация актёрского уголка, уголка ряженья.
- Изготовление декораций к спектаклям.
| ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА
| Подиум, сцена, касса, билеты, стулья для зрителей, ширма, куклы, декорации, костюмы, игрушки и виды театра.
| ВАРИАНТЫ
ИГРЫ
| Выезд артистов театра в больницу для поднятия у больных настроения.
Дети из детского сада поехали на автобусе в театр.
Семья пола в театр на просмотр сказки.
|
ТЕМА
| СТОЛОВАЯ
| ЦЕЛЬ
| 1. Продолжать работу по развитию и обогащению словаря детей в процессе игры.
2. Подводить детей к придумыванию новых сюжетов игр.
3. Совершенствовать умения объединяться в игре по несколько человек, совместно обдумывать сюжет, распределять роли и наделять их игровыми действиями.
4. Учить планировать игру с придумыванием вариантов и новых правил.
5. Развивать умение считаться с интересами товарищей по игре, поровну распределять игровой материал.
| РОЛИ
И ДЕЙСТВИЯ
| Повар готовит еду для посетителей, помощник повара раскладывает пищу в тарелки, разливает чай в чашки, раздаёт ложки, хлеб. Посетители приходят в столовую, смотрят меню, платят деньги, кладут на поднос еду, садятся за стол, едят. Помощник повара собирает грязную посуду, уносит, моет. Водитель подвозит к столовой продукты и выгружает их. Посетители после еды благодарят работников столовой за вкусный обед и уходят.
| ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
| - Рассматривание картин из серии «Кем быть?».
- Беседы о труде повара, о его костюме.
- Рассказ воспитателя о посещении кафе, столовой, рассказы детей.
- Рассматривание принадлежностей для работы повара: кастрюли, половник, сито, доска, нож и т.д.
- Беседа о еде: первые блюда, вторые, третьи, десерты.
- Беседы о полезных и вредных продуктах.
| ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА
| Столы и стулья для посетителей, вывеска с названием столовой, касса и деньги, костюмы для поваров, скатерти, кухонные и столовые приборы, «машина», кошельки.
| ВАРИАНТЫ ИГРЫ
| Дети после цирка зашли в столовую пообедать.
Строители ужинают в столовой.
Столовая на палубе теплохода.
|
ТЕМА
| АПТЕКА
| ЦЕЛЬ
| 1. Подводить детей к выбиранию не только главных ролей, но и второстепенных ролей.
2. Учить детей самостоятельно изготавливать атрибуты к играм.
3. Учить выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение решать споры и конфликты.
5. Продолжать учить детей обогащать игры новыми сюжетами.
| РОЛИ
И ДЕЙСТВИЯ
| Продавец в аптеке называется фармацевт – он берёт рецепт, ищет лекарство, считает деньги, выбивает чек, упаковывает лекарство, даёт советы о том, как принимать лекарство, благодарит за покупку.
Покупатель говорит о его болезни, подаёт рецепт, платит деньги за лекарство, благодарит за покупку.
| ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
| - Беседа с детьми про аптеку и о фармацевте.
- Рассматривание альбома «Профессии».
- Изготовление атрибутов к игре.
- Беседы о том, что самим нельзя принимать никакие лекарства, таблетки, мази без взрослых.
- Рисование на тему «Врачи – наши друзья».
| ИГРОВАЯ ОБСТАНОВКА
| Стол, стул, касса, полка для медикаментов, деньги, халат, шапочка, стеллажные карточки.
Для покупателей: сумки, кошельки, рецепты.
| ВАРИАНТЫ
ИГРЫ
| Мама с дочкой после поликлиники зашли в аптеку.
У актёра заболела голова, нужны лекарства.
Пожарный обжёгся – нужна мазь из аптеки.
|
ТЕМА
| АВТОБУС
| ЦЕЛЬ
| 1. Учить детей самостоятельно придумывать несложный сюжет.
2. Учить выбирать роль и наделять её игровыми действиями.
3. Поощрять самостоятельно возникающие игровые группировки.
4. Подводить детей к мирному разрешению проблемных ситуаций, складывающихся в игре.
5. Поддерживать разговоры детей в игре новыми словами и оборотами, встречающимися в жизни.
6. Воспитывать доброжелательность.
| РОЛИ
И ДЕЙСТВИЯ
| Водитель моет свой автобус, заправляет бензином, объявляет остановки, рулит, сигналит, предупреждает пассажиров. Кондуктор ходит по салону автобуса и продаёт билеты за деньги, предупреждает о следующих остановках, помогает удобнее сесть на места. Пассажиры сидят с детьми, покупают билеты, платят деньги, спрашивают о следующей остановке, выходят на остановках.
| ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
| - Наблюдения за транспортом на улице.
- Беседы о видах транспорта.
- Рассматривание альбома «Транспорт».
- Рисование на тему «Наш весёлый автобус».
- Изготовление атрибутов для игры.
- Беседы о приключениях и неприятностях на дороге.
- Изучение правил дорожного движения.
| ИГРОВАЯ
ОБСТАНОВКА
| Автобус из строительного материала, стулья для пассажиров и кондуктора, деньги, билеты, сумки, руль, фуражка, светофор, игрушки.
| ВАРИАНТЫ
ИГРЫ
| Ребята из школы поехали в театр.
Автобус едет в лес за грибами и ягодами.
У пассажира заболел зуб, нужен врач.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|