Подъемно-транспортное оборудование. Классификация, назначение и принцип действия.
Классификация Одним из эффективных средств, позволяющих повысить производительность труда АТП, является использование подьемно-осмотрового и подъемно-транспортного оборудования, так как известно, что при выполнении полного объема работ по техническому обслуживанию автомобиля средней грузоподъемности получается следующее распределение по видам работ: снизу - 40...45, сверху - 40...45 и 10...20 % - работы, выполняемые сбоку. Следовательно, при выполнении работ по обслуживанию и ремонту автомобиля необходимо иметь оборудование, обеспечивающее его обслуживание со всех сторон и способствующее при этом повышению производительности и качеству труда ремонтных рабочих. По данным НИИАТа, применение современного высокопроизводительного подъемного оборудования позволяет повысить производительность труда ремонтных рабочих при ТО и ТР примерно на 25 %? Рассматриваемую группу технологического оборудования подразделяют (рис. 4.1.) по функциональному назначению на две группы: подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное. К подъемно-осмотровому относится оборудование, обеспечивающее удобный доступ к агрегатам, механизмам и деталям, расположенным снизу и сбоку автомобиля. При этом работы, выполняемые с использованием данного оборудования снизу, могут производиться с полным или частичным вывешиванием автомобиля. Подъемно-осмотровое оборудование включает осмотровые канавы, эстакады, подъемники, опрокидыватели, домкраты. К подъемно-транспортному относится оборудование для подъема и перемещения автомобиля или его агрегатов и узлов по зонам и участкам АТП, которое применяется в случае, когда движение автомобиля своим ходом исключается или не рационально. К подъемно-транспортному оборудованию относятся: грузовые тележки, крановые балки, тельферы, ручные тали, передвижные краны, консольные краны, конвейеры, погрузчики.
Рис. 4.1. Классификация подъемно-осмотрового и подъемно-транспортного оборудования
Значительная часть этого оборудования, за исключением передвижных кранов и грузовых тележек, является стандартизированной и широко повсеместно используется на промышленных предприятиях различного назначения. Технические характеристикиt конструкция и условия эксплуатации данных устройств подробно рассматривается в курсе «Грузоподъемные машины и оборудование». Передвижные краны и грузовые тележки, предназначены для технологического дополнения подъем но-осмотро во го оборудования и в настоящее время заслуживает особого внимания конструкторов, так как применительно к перспективным подъемникам напольного типа такое оборудование выпускается в очень незначительном количестве.
Конвейеры Классификация конвейеров Гаражные конвейеры применяются для передвижения легковых и грузовых автомобилей и автобусов при организации их обслуживания на потоке. Целесообразность применения конвейеров на поточных линиях обслуживания автомобилей определяется рядом причин: - исключается загазованность производственных помещений, которая возникает при движении транспорта своим ходом;
- повышается производительность линии за счет ритмичного перемещения автомобилей с одного поста на другой, что невозможно выдержать при движении машин самоходом; - на моечных установках производительность возрастает за счет минимизации расстояния между автомобилями, установленными на конвейеры; - перемещение автомобилей своим ходом в зоне мойки не обеспечивает высокого качества работ из-за неравномерного движения автомобиля мимо щеток или моющих коллекторов струйных установок, поломок моечных установок вследствие резкого наезда автомобилей на щетки. По характеру своего движения конвейера подразделяют на непрерывного и периодического действия (рис. 4.35), Первые применяются при ежедневном обслуживании, а вторые - на линиях ТО - I и ТО - 2. По способу передачи движения автомобилю конвейеры классифицируются на несущие, толкающие и тянущие. При этом тянущая схема характерна для конвейеров периодического действия. В настоящее время используется большое количество разнообразных конструктивных видов конвейеров (рис. 4.35), которые отличаются; - количеством ветвей тягового рабочего органа; одна или две; - конструктивным исполнением самого тягового рабочего органа: тросовый, штанговый, ленточный;
- способом крепления или установки автомобиля на тяговом рабочем органе: свободнонесущие, с захватом за переднюю ось, о захватом за заднюю ось, с захватом за колесо ведущей оси, с захватом за сцепное устройство автомобиля. Наибольшее распространение в качестве тяговых рабочих органов получили цепи и тросы. Цепи в конвейеростроении получили большее применение, чем тросы. Тем не менее при конструктивной проработке новых конвейеров следует учитывать такие преимущества тросов, как меньшую массу и стоимость при равной с цепями прочности, меньшую чувствительность к воздействию абразивных частиц и простоту в обслуживании и эксплуатации. В конвейерах при передвижении автомобилей, как правило, применяют шарнирные пластинчатые втулочно-роликовые цепи, при выборе которых учитывают два основных требования - прочность и долговечность. При вытягивании звеньев и износе шарниров, если изменение шага цепи превосходит известные пределы, нарушается работоспособность конвейера. Расчет цепи на прочность производится по максимальному действующему на нее усилию, которое складывается из статической и динамической сил: Широкое распространение в настоящее время получили более простые по конструкции и экономичные по эксплуатации конвейеры с одной тяговой ветвью. Любой конвейер (рис. 4.36; 4.37) содержит три основных узла: приводную и натяжную станции (редко встречаются конструкции, у которых функции приводной и натяжной станций совмещаются), тяговый рабочий орган. Приводная станция, служащая для приведения в движение тягового органа, состоит из электродвигателя, клиноременной или цепной передачи и редуктора, на приводном валу которого установлена ведущая звездочка. Приводная станция размещается в замыкающей части конвейера (верхняя ветвь конвейера всегда является тяговой, а нижняя - свободной) и может находиться как справа, так и слева по отношению к продольной оси конвейера. Натяжная станция (натяжное устройство) предназначено для регулировки натяжения тягового органа. Натяжение осуществляется противовесом или винтовым механизмом. Натяжное устройство размещается в головной части конвейера.
Несущая конвейер представляет собой бесконечные (одну или две) цепи или ленты, движущие по направляющим. В зависимости от конструкции конвейера автомобиль на поточную линию может устанавливаться по разному (рис. 4.35): колесами непосредственно на ленту; колесами на специальные тележки, закрепленные а звеньях цепи; вывешиваться, опираясь мостами на цепи; вывешиваться, опираясь мостами на специальные тележки или упоры, закрепленные в звеньях цепи.
Существуют конструкции конвейеров как с продольным, так и с поперечным расположение автомобилей являются более сложными по конструкции, дорогостоящими в изготовлении и применяются в ДТП, где планировочные решения не позволяют установить конвейер с продольным размещением автомобилей. Цепные несущие конвейеры несколько надежнее в работе по сравнению с другими конструкциями конвейеров, но имеют большую металлоемкость. Толкающий конвейер перемещает автомобиль путем упора толкающего устройства в передний, задний мосты или колеса. В качестве тягового органа в толкающих конвейерах используют цени, тросы или жесткие штанги с гибкими элементами на концах. Штанги используются в конвейерах периодического действия с возвратно-поступательным характером движения. Цепи применяют в конвейерах как непрерывного, так и периодического действия. Тяговый орган толкающего конвейера состоит из одной ветви цепи (или троса), в которую вмонтированы упоры (толкатели) на расстоянии, зависящем от базы автомобиля (рис. 4.35). Толкатели могут устанавливаться на цепи шарнирно и поворачиваться вниз при прохождении над ним колеса или наиболее низко расположенной части автомобиля с последующим возвратом в исходное положение для упора. Имеются конструкции, в которых толкатели закреплены на тяговом органе жестко и выходят на рабочую поверхность из под специального щитка, исключающего толчок при наезде колеса. Тянущий конвейер представляет собой одну ветвь цепи или троса, расположенную снизу или сверху линии обслуживания. Автомобиль присоединяется к тяговой цепи специальным захватом за передний буксирный крюк и перемещается, перекатываясь на колесах. В конце поточной линии захват отсоединяется от автомобиля. Конвейеры этого типа с нижним расположение тягового органа имеют ограниченное применение из-за дополнительных работ по прицепке и переносу освободившихся захватов на начало линии, Конвейеры с верхним расположением цепи или троса более удобны в работе, так как в данном случае переноса освободившихся захватов не требуется. Эти конвейеры могут устанавливаться на межэтажных перекрытиях и потолках в одноэтажных зданиях.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|