Анализ использования материально-производственных запасов ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей. К обобщающим показателям относятся прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов. Прибыль на рубль материальных затрат является наиболее обобщающим показателем эффективности использования материальных ресурсов. Определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат. Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.). Материалоемкостъ продукции - отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции - показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции. Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат определяется отношением индекса валового производства продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции. Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно. Частные показатели материалоемкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов, а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий. Удельная материалоемкость исчисляется как в стоимостном выражении (отношение стоимости всех потребленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене), так и в натуральном или условно-натуральном выражении (отношение количества или массы израсходованных материальных ресурсов на производство i-го вида продукции к количеству выпущенной продукции этого вида). В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения, а также влияние на объем производства продукции. Материалоемкость, как и материалоотдача в первую очередь зависит от объема выпуска продукции и суммы материальных затрат на ее производство. Объем же валовой (товарной) продукции в стоимостном выражении (ВП) изменяется за счет количества произведенной продукции (УВП), ее структуры (Щ) и уровня отпускных цен на продукцию (ЦП). Сумма материальных затрат (МЗ) также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материалов на единицу продукции (УР), стоимости материалов (ДМ). В итоге общая материалоемкость зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, норм расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию: ∑(VBПобщ •Удi • УРi • ЦМ) МЕ = - ----------- ∑(VBПобщ •Удi • ЦП) Влияние факторов первого порядка на материалоотдачу или материалоемкость можно определить способом цепных подстановок, используя данные табл.4. Таблица 4. Данные для анализа материалоемкости продукции
На основании приведенных данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции рассчитаем показатели материалоемкости продукции, которые необходимы для определения влияния факторов на изменение ее уровня (табл.5). Таблица 5. Факторный анализ материалоемкости продукции
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на предприятии в отчетном периоде увеличился удельный вес продукции с более высоким уровнем материалоемкости (изделия С и D). Имел место перерасход материалов по сравнению с утвержденными нормами, в результате чего материалоемкость возросла на 0,48 коп. или на 1,64%. Наиболее существенное влияние на повышение материалоемкости продукции оказал рост цен на материалы в связи с инфляцией. За счет этого фактора уровень материалоемкости повысился на 1,35 коп. или на 4,6%. В связи с ростом отпускных цен материалоемкость снизилась, но не в такой степени, как она возросла за счет предыдущего фактора. Затем необходимо проанализировать показатели частной материалоемкости как составных частей общей материалоемкости (табл.6). Таблица 6. Анализ частных показателей материалоемкости
Следует изучить также материалоемкость отдельных видов продукции и причины изменения ее уровня: удельного расхода материалов, их стоимости и отпускных цен на продукцию: ∑(УРi • ЦМi) МЕi = - ----- ЦПi Данные табл.7 показывают, что более высокий уровень материалоемкости имеют изделия С и D). Однако за отчетный период он снизился: по изделию С - за счет более экономного использования материалов, а по изделию D - за счет применения более дешевых материлов. По изделиям А и В материалоемкость возросла из-за перерасхода материалов на единицу продукции относительно нормы и в связи с повышением их стоимости. Таблица 7. Факторный анализ материалоемкости отдельных видов продукции
Основное внимание уделяется изучению причин изменения удельного расхода сырья на единицу продукции и поиску резервов его сокращения. Количество расходованных материальных ресурсов на единицу продукции может измениться за счет качества материалов, замены одного вида другим, техники и технологии производства, организации материально-технического снабжения и производства, квалификации работников, изменения норм расхода, отходов и потерь и т.д. Эти причины устанавливаются по актам о внедрении мероприятий, извещений об изменении нормативов затрат от внедрения мероприятий и др. Из таблицы 8 видно, по каким видам материальных ресурсов произошла экономия, а по каким перерасход по сравнению с установленными нормами. Таблица 8. Анализ изменения норм расхода материальных ресурсов
Стоимость материалов зависит также от их качества, внутригрупповой структуры, рынков сырья, роста цен на них в связи с инфляцией, транспортно-заготовительных расходов и др. Обобщенные сведения об изменении цен на материальные ресурсы можно получить, используя данные табл.9. Таблица 9 .Изменение стоимости материальных ресурсов
Зная факторы изменения расхода материальных ресурсов на единицу продукции и их стоимости, влияние их на уровень материалоемкости можно определить следующим образом: ∆МЕxi = ∆МЗ xi / ВП0, где ∆МЕxi - абсолютный прирост материалоемкости за счет i-го фактора; ∆МЗ xi - абсолютный прирост материальных затрат за счет i-го фактора. Если какой-либо фактор воздействует одновременно на сумму материальных затрат и объем производства продукции, то расчет производится по формуле МЗ 0) + ∆МЗ xi ∆МЕxi = - ---- - МЕ0 ВП0 + ∆ВП xi Одним из показателей эффективности использования материальных ресурсов является прибыль на рубль материальных затрат. Повышение его уровня положительно характеризует работу предприятия. В процессе анализа необходимо изучить динамику данного показателя, выполнение плана по его уровню, провести межхозяйственные сравнения и установить факторы изменения его величины. Для этого можно использовать следующую факторную модель: П П В ВП - = - • - • - = Rрп • Дв • МО, МЗ В ВП МЗ где П / МЗ - прибыль на рубль материальных затрат; П / В - рентабельность продаж; В/ ВП - удельный вес выручки в общем объеме выпуска продукции (Д,); ВП / МЗ - материалоотдача (МО). Из таблицы 10 видно, что в отчетном году прибыль на рубль материальных затрат снизилась на 2,76 коп., или на 4,3%, в том числе за счет изменения: а) материалоотдачи ∆МО • Дв 0 • Дрп 0 = (-0,123) • 0,9922 • 18,79 = - 2,29 коп.; б) доли реализованной продукции в общем объеме ее производства МО1 • ∆Дв • Rрп 0 = 3,285 • (-0,0341) • 18,79 = - 2,10 коп.; в) рентабельности продаж МО1 • Дв1 • ∆Rрп = 3,285 • 0,9581 • (+0,51) = +1,63 коп. Таблица 10. Данные для факторного анализа прибыли на рубль материальных затрат
Полученные данные показывают, что прибыль на рубль материальных затрат уменьшилась в основном из-за снижения уровня материалоотдачи и доли реализованной продукции. Углубить факторный анализ данного показателя можно за счет детализации материалоотдачи и рентабельности продаж, для чего можно использовать способ пропорционального деления. Таким образом, по результатам анализа следует: чтобы разработать конкретные предложения, направленные на повышение эффективности использования материальных ресурсов на предприятии нужно анализировать тенденции изменения данных показателей, выполнение плана по их уровню, рассчитывать влияние факторов на их прирост, рассчитывать показатели, характеризующие работу промышленных предприятий, себестоимость товарной продукции, прибыль и рентабельность. Из этого следует вывод, какое большое значение имеет анализ. Он позволяет изучить и определить резервы повышения эффективности производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Критерием эффективности маркетинговой деятельности промышленного предприятия является качество выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках. Это вынуждает руководителей промышленных предприятий искать и использовать в своей деятельности наиболее эффективные механизмы и инструменты. Наиболее эффективным инструментом маркетинга, который может ответить на вопросы «какой товар производить?», «какие функции товар должен выполнять?», «с какими затратами товар производить?», на наш взгляд, является функционально-стоимостной анализ (ФСА), позволяющий исследовать все факторы в процессе движения продукции от источника сырья, т. е. с момента ее зарождения, до момента потребления и утилизации, включая два основных фактора конкурентоспособности: цену и качество продукции. Такие возможности ФСА обусловливают его актуальность, поскольку он выявляет источники, экономит материалы и затраты труда, и целенаправленно обеспечить необходимый уровень качества продукции при снижении затрат на ее изготовление, а также способствует созданию органического единства функциональных возможностей и цены товара, т. е. функциональной пригодности товара запросам потребителей. Поэтому следует считать ФСА внутрифирменным методом маркетинговых исследований качества продукции и управления маркетингом на предприятии. В итоге можно сказать, что основные методические положения метода функционально-стоимостного анализа в условиях рынка не теряют своей значимости и целесообразности применения. Следовательно, цели курсовой работы достигнуты
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Уч. Пособие для вузов – М.: ИНФРА-М, 2004. 2. Гордашникова О.Ю. Функционально-стоимостной анализ качества продукции и управления маркетингом на предприятии. – М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2006. 3. Ефимов О.О. Финансовый анализ. - М., Финансы и статистика, 1999. 4. Иванов В,В., Хан О.К. Управленческий учет эффективного менеджмента. – М.: ИНФРА - М, 2007. 5. Ковалёв В.В. Финансовый анализ - М.; Финансы и статистика, 1997. 6. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. пособие/ Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2005. 7. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. 8. Методические рекомендации по учету затрат на производство продукции, работ, услуг. Проект МФ РФ, 2003. 9. О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ МФ РФ от 22 июля 2003 г. № 67н. 10. Селезнва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 11. Соколова Н.А., Каверина О.Д. Управленческий анализ: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2007. 12. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет.3-е издание. М.: ООО «НИТАР АЛЬЯНС». 2004 г. 13. Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Ростов н/Д: ФЕНИКС 2003 г. 14. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие – Ростов-н/Д. Феникс. 2004.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|