Здавалка
Главная | Обратная связь

Комплекс самоприниження



Родительские посылы:
«Ты должен соответствовать нашим ожиданиям»
«Ты должен быть лучше других»
«Если ты не соответствуешь нашим ожиданиям, ты расстраиваешь нас»
«Не высовывайся»
«Ты не достоин уважительного отношения»

Выводы ребенка:
«Раз я не могу выполнять то, что они от меня требуют, значит, я неполноценный»
«Любят только умных, умелых, хороших, успешных людей»
«Мне очень нужна любовь, и я постараюсь, по крайней мере, поменьше раздражать родителей. Для этого я буду милым и предупредительным. И я постараюсь предупреждать их заранее о возможности моих неудач, чтобы они меньше раздражались»
«Нужно тщательно следить, чтобы мои успехи не были слишком заметными. Все равно, это —дело случая. Но потом я обязательно еще больше разочарую и расстрою»

Результаты:
Эгоцентризм («зацикленность» на себе)
Неуверенность в себе
Высокий уровень требований к себе
Стремление привлечь симпатию окружающих посредством жалости к себе
Постоянное чувство вины и стыда
Страх неудачи
Страх успеха
Обидчивость
Тайная мстительность
Избегание конфликтных ситуаций, даже в ущерб себе
Невозможность выразить свое мнение, постоять за себя
Хроническая неудовлетворенность жизнью
Стремление передать ответственность за важные решения и свою судьбу другим людям
Склонность выбирать критикующих и унижающих его партнеров (выполняется модель родительской семьи) Склонность к депрессии.

Человек с "комплексом самоуничижения" всегда старается держаться в тени —так ему спокойнее. Он уже давно убежден: что бы он ни делал, это обязательно получится плохо, он просто не способен оправдать ожидания других людей, ему не дано достигать успеха, лучший способ не вызывать раздражения окружающих —это поменьше путаться у них под ногамим. Самоуничижающийся человек чрезвычайно зависим от мнения окружающих людей.
Слишком убедителен он бывает, доказывая свою ничтожность.

 

Комплекс мученика

Основная черта мучеников — это несгибаемая уверенность в том, что они жертвы, и кто-то (но только не они) виноват в их страданиях.

Свои истоки мученичество берет в раннем детстве. Маленькому ре­бенку больше всего на свете нужна любовь и забота. Для него она — объективно существующий способ выживания. А стремление вы­жить — основная, врожденная потребность всего живого.

В то же время, ему постоянно внушали, что он должен «заработать» любовь родителей, заплатить за то беспокойство, которое он причи­нил родителям самим фактом своего существования. Ведь ночей не спали, а сколько хлопот, сколько труда, одна стирка пеленок доводила до безумия. А когда болел, сколько жертв пришлось принести! И во­обще: после родов здоровье так и не поправилось. Словом, ребенок начинает понимать, что для него многим пожертвовали и он должен, так сказать, компенсировать.

С другой стороны, что он ни делает — мама и папа никогда не бы­вают довольны. А пока он «плохой», любить его не за что. Если он за­болеет, родители будут ухаживать за ним, но и «счет» ему предъявят немалый. Постепенно озлобляясь, ребенок начинает чувствовать себя жертвой и тоже хочет получить расплату.

Отношение родителей является почвой для мученичества. Вот «хими­ческий состав» такой почвы:

Отсутствие выражения родительской любви.

Противоположные реакции родителей (гнев, умиление, равно­душие) при одних и тех же проявлениях ребенка.

Раздражительность родителей, неясность причины их раздра­жения.

Насильственные методы воспитания (жестокие наказания, уни­жения, побои).

«Ты недостаточно хорош, чтобы мы тебя любили. Ты должен за­служить нашу любовь».

«Мы так многим для тебя жертвуем, что ты должен заплатить за это: ты должен соответствовать нашим ожиданиям».

«От тебя одно беспокойство, ты — источник наших страданий и лишений, ты не оправдываешь наших ожиданий».

«Ты не должен злиться, раздражаться или плакать — ты должен испытывать только те чувства, которые нам нравятся».

«Ты в ответе за мое здоровье» — «Я поплатилась своим здоровь­ем, когда рожала тебя» («Я тебя рожала, ночей не спала, а ты...»).

«Ты в ответе за то, что мы чувствуем, и виноват в наших неуда­чах» — «Если бы не ты, я бы могла (мог)..., у меня была бы дру­гая жизнь».

«Если ты не будешь соответствовать моим ожиданиям, я накажу тебя: ты увидишь, как я страдаю — ты тоже будешь страдать от чувства вины».

«Не вздумай быть самостоятельным: я не прощу тебе своей не­нужности».

Под влиянием подобных родительских посылов в ребенке начина­ет формироваться соответствующее отношение к себе и к окружаю­щему миру. Другими словами, мученичество пускает свои корни.

Выводы ребенка:

«Мне жизненно важно иметь любовь. Я должен ее получить». О «Я не понимаю, что они от меня хотят».

«Со мной что-то не так: я причиняю одни беспокойства».

«Меня нельзя любить: я недостоин любви».

«Я не в состоянии соответствовать всем ожиданиям» = «Я ни­когда не получу любовь».

«Я не должен сердиться или плакать, но я сержусь и плачу. Зна­чит, я плохой».

«Я почти никогда не оправдываю ожиданий, значит, я плохой, я ничтожество».

«Когда мама (папа) страдает, она добивается большего внима­ния, чем я, когда стараюсь соответствовать ожиданиям».

«Любят только тех, кто исполняет желания, удовлетворяет по­требности — любовь
заслуживают своей необходимостью и по­лезностью».

«Я должен платить за любовь, и мне должны платить за любовь». О «Я не могу заставить вас любить меня, но я могу заставить вас страдать: вы будете видеть, как я страдаю, и будете испытывать чувство вины».

«Я всемогущ: от меня зависит жизнь, успешность, здоровье дру­гих людей».

«Если я скрою, какой я, то они могут подумать, что я хороший, и полюбят меня».

«Я совершенно беспомощен, я ничтожен, но никто не должен знать об этом».

«Окружающие в любой момент могут сделать мне больно или догадаться, что я ничтожество — я должен контролировать их».

«Если я один, значит, меня никто не любит, значит, я действи­тельно полное ничтожество. Чтобы они не покинули меня, я дол­жен сделать так, чтобы они не смогли обходиться без меня».

Результаты:

  • Страх одиночества.
  • Навязчивое стремление к любви, зависимым отношениям. П Стремление к
    превосходству.
  • Стремление к доминированию, власти (открытой или тайной) и контролю.
  • Самоуничижение.
  • Высокомерие.
  • Периодические вспышки раздражительности
    и гнева.
  • Постоянное чувство вины.
  • Склонность к депрессии.
  • Тайная мстительность. Обидчивость..
  • Проецирование своего самоотношения на окружающих и за­тем — страдание от
    чувства недостаточной «ценимости» ими.
  • Построение взаимозависимых отношений. Близкие должны быть в достаточной
    степени беспомощными, чтобы мученик чувствовал свою значимость и незаменимость.
    Мученик для это­го готов вывернуться наизнанку. С этой целью он интуитивно
    выбирает партнеров, которые склонны сваливать ответствен­ность за свою жизнь на
    других. Однако это выматывает и самого мученика.
  • Потребность жаловаться тем, от кого не зависят изменения, ради
    сочувствия, ради желания, чтобы все знали, какие жертвы муче­нику приходится
    приносить.
  • Мстительные мысли и желания. Поступки, слова, вызывающие у окружающих
    чувство вины перед мучеником. Тайное причи­нение душевных страданий тем, кто не
    выражает достаточной благодарности мученику (последней, как уже говорилось, ни­когда
    не бывает достаточно). Ведь страдания из-за него тоже подтверждают его
    значимость и высшую власть — власть над чувствами!
  • Болезненное восприятие критики. Критика воспринимается особенно
    болезненно, потому что в глубине души мученик ей верит, а это значит, он не
    настолько хорош и значим, насколько он хочет казаться. Критика вызывает
    панический страх, а затем уже защитную ярость, потому что критикующий как будто
    бы догадался о том, что мученик тщательно скрывает. И к тому же он целиком
    зависит от мнения окружающих. Все, что он дела­ет, — это только для того, чтобы
    «заработать» любовь. Критика же в понимании мученика лишает его права на
    любовь. Это для него равносильно психологической смерти.
  • Частые конфликты, обиды. Страхи, гнев.
    Собственные болезнен­ные чувства
    оглушают и ослепляют мученика и заставляют яро­стно сражаться даже там, где
    спор может быть разрешен простым вниманием к сути конфликта и к потребностям
    его участников.
  • Сниженный фон настроения, чувство угнетения, усталости, деп­рессия.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.