Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная сущность инновации



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Анализ инновации

1.1 Основные понятия национальной инновационной системы.

1.2 Социальная сущность инновации

1.3Виды и классификация инноваций

Глава 2 Особенности формирования Национальной инновационной системы Беларуси

2.1 Основные положения инновационной системы Республики Беларусь

2.2 Инновации в образовательном процессе Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью внедрения инноваций не только в экономику страны, но и в социальную сферу. Инновационная система охватывает все сферы жизнедеятельности общества и имеет своей целью привнесение новшеств, которые позволят усовершенствовать производственный процесс создания продукции, добиться поставленных целей более экономически целесообразными средствами, создание новых рабочих мест в сфере услуг, которая в последнее время получило развитие, «спровоцировать» экономический рост государства.

В работе были поставлены следующие задачи:

· рассмотреть различные определения понятия;

· раскрыть основные отличительные черты инновации от новшества, нововведения, в виду того, что нередко эти понятия употребляются как синонимы;

· рассмотреть виды и классификации инноваций;

· выделить основные инновации, существующие в настоящее время в Республике Беларусь

Целью исследования стала национальная инновационная система Республики Беларуси, а объектом исследования – пути и методы ее внедрения в общество, процесс становления в современных условиях.

При создании инновационной системы следует учитывать не только передовой опыт зарубежных стран, но и особенности развития государства в котором создается такая система. Не редко при социализации системы приходиться сталкиваться с «недопонимаем» со стороны людей и организаций (сотрудников, учреждений) внедрения тех или иных новшеств и инноваций.

Основные понятия национальной инновационной системы.

Само понятие национальной инновационной системы появилось в 80-е гг. XX в., а ее систематическое описание впервые было дано экономистом Бернд-Аке Лундваллом [1]. Будем определять национальную инновационную систему как совокупность взаимосвязанных формальных и неформальных институтов, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обуславливают развитие, распространение и внедрение новых технологий в пределах конкретного экономического пространства (государства). Понятие НИС тесно связано с понятием инновационного процесса – последовательность событий, в ходе которых идея (новшество) трансформируется в готовый продукт (технологию или услугу) и распространяется в хозяйственной практике. НИС обуславливает форму инновационного процесса, который в свою очередь характеризует форму организации НИС.

В последние годы в экономике инноваций создан ряд теорий, моделирующих и объясняющий взаимодействие различных компонентов в рамках НИС на уровнях от отдельных организаций до национальных, мировой и глобальной экономик. Поскольку для разных временных периодов были характерны различные типы инновационного процесса, были разработаны и периодизированы несколько моделей, описывающих функционирование инновационных систем на разных этапах их развития.

Типология форм организации НИС.

Формирование первых национальных инновационных систем как феномена относится к 50 - 60 гг. XX в. (чуть раньше появления самого понятия). Первые НИС были созданы в эпоху всеобщей веры в силу науки, обусловленную высокими результатами научных исследований. Это предопределило форму организации НИС и инновационного процесса: считалось, что новый продукт может быть получен только в результате достижений фундаментальной или прикладной науки. Для обладания инновационной продукции компании создавали собственные исследовательские центры и инвестировали максимум ресурсов в исследования. Данная модель не предполагала обратной связи: исследовательские институты не получали информацию о результатах коммерциализации созданной ими продукции и не корректировали направления исследования. В связи с этим уровень коммерциализации нововведений был низким и не окупал затрат на исследования. Эта форма организации НИС получила широкое распространение в странах с командной экономикой, в СССР она преобладала вплоть до 90-х гг. XX в.

Рис. 1. Модель организации НИС I поколения [2]

Инновационная система, существовавшая в СССР в рамках научно-технического прогресса, в основном была ориентирована на удовлетворение потребностей военно-промышленного комплекса, а не потребительского рынка и сферы услуг. Особенности НИС в плановой экономике обуславливались фундаментальными принципами социалистической парадигмы: огосударствление создаваемой в общественном производстве собственности, включая интеллектуальную; опора на собственные силы; мобилизационный тип развития и милитаризация народного хозяйства; идеологизация всех видов деятельности и научно-технического сектора [3].

НИС первого поколения оказалась недостаточно приспособлена к реалиям рыночной и смешанной экономик развитых стран и поэтому в большинстве развитых стран НИС эволюционировала ко второму поколению форм организации. В данной форме организации инновации инициируются теми отделами компаний, которые работают непосредственно с конечным потребителем продукции, обнаруживают потенциальные слабости своей продукции и продукции конкурентов и предлагают направления возможного исследования, а основные вложения чистой прибыли осуществляются в маркетинговые подразделения [4]. Вера в возможность прогнозов будущего поведения и потребностей клиентов привела к широкому росту отделов планирования, развитию социологии потребления и экономической географии, однако одновременно с этим отрицательно повлияла на развитие научных направлений, особенно фундаментальных и не имевших коммерческого потенциала в кратко- и среднесрочной перспективе.

Рис. 2. Модель организации НИС II поколения [2]

Дальнейшая история развития национальных инновационных систем и трансформации их форм организации показала, что модели первого и второго поколения несколько упрощены – в действительности инновационный процесс не линеен и имеет прямые и обратные связи между отдельными стадиями процесса. В зависимости от индустрии производства, инициатива создания инновации может исходить как от маркетингового подразделения, так и из научно-исследовательской среды, а также может иметь несколько источников своего развития.

Новшеством третьего поколения инновационных систем стало добавление в модель механизма обратных связей между различными этапами инновационного процесса.

 

 

Рис. 3. Модель организации НИС III поколения [2]

Наиболее современным этапом эволюции форм организации НИС является пятое поколение. Оно предполагает, что функционирующая в рамках НИС компания-инноватор не просто осуществляет инновационный процесс, а участвует или осуществляет ряд процессов, объединенных единой инновационной стратегией компании с учетом инновационной стратегии государства. В рамках пятого поколения форм организации НИС большое внимание уделяется технологической и стратегической интеграции между компаниями-инноваторами и институтами поддержки инновационной деятельности для совместного осуществления инновационной стратегии как основного средства конкурентной борьбы. Модель пятого поколения НИС отвечает современным формам организации НИС в развитых странах.

Рис. 4. Модель организации НИС V поколения [2]

В данной модели национальная инновационная система включает в себя активное государственное регулирование, но не государственную доминанту (поскольку модель построена в рамках рыночной экономики). В такой форме организации инновационной системы государство становится активным участником создания условий для развития инновационной деятельности, прогнозирования и стратегического планирования развития технологий и науки, при этом уходя от методов прямого участия в инновационной деятельности. Одной из основных задач государства в рамках пятого поколения НИС становится формирование государственной стратегии инновационного развития совместно с представителями всех сторон инновационной деятельности. Пятое поколение форм существования НИС предполагает развитие равноправных отношений между тремя главными участниками инновационного процесса: частным сектором – производителем инноваций, научной средой - генератором идей и государственным сектором - регулятором [5]. Разветвленная инфраструктура позволяет создавать инновации в результате повторяющегося непрерывного процесса обмена информацией, формировать кластеры высокотехнологичных и наукоемких отраслей.

Рис. 5. Сравнение смен поколений форм организации НИС в России (СССР) и развитых странах [7]

Форма организации национальной (государственной) инновационной системы определяется не только характером инновационного процесса, но общественно-экономическими отношениями и уровнем развития производительных сил страны, на территории которой она функционирует, а также зависит от институциональных, политических, социальных и культурных особенностей государства. Ряд таких экономических переменных, как: система национальных институтов, ресурсы отраслей промышленности, правовая и социокультурная инфраструктура являются экзогенными по отношению к модели НИС и могут варьироваться независимо от свойств самой модели. Поэтому инновационные системы отдельных стран существенно отличаются друг от друга.

Социальная сущность инновации

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации, государства. Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости- бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной). Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики [3, с.25].

Под инновацией (англ. «innovation»- нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия [12].

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом [4, с.21].

Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

· использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

· внедрение продукции с новыми свойствами;

· использование нового сырья;

· изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

· появление новых рынков сбыта [4, с.23].

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Девиз инновации «новое и иное» характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей [1, с.163].

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его, как уже отмечалось выше, с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации». Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу [4, с.18].

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение- или использует что-то уже существующее новым образом- для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект [4, с.25].

Таким образом, получается, что инновация- это такой процесс (или результат процесса), в котором:

· используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;

· обеспечивается выпуск патентоспособной продукции;

· обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих мировому уровню [11, с.7].

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни [11, с.86].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.