Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные положения инновационной системы Республики Беларусь



В последние годы Республика Беларусь и белорусская наука развиваются достаточно динамично. В Республике Беларусь в 2006г. Государственным комитетом по науке и технологиям с участием Национальной академии наук, министерств и ведомств разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы. Программа утверждена Президентом Республики Беларусь в марте 2007г. В 2006г. году затраты республиканского бюджета на науку по сравнению с предыдущим годом увеличены на 22,0% и составили около 310 млрд. руб. (около 150 млн. $). В 2007г. объем финансирования на научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета увеличен на 11% по сравнению с 2006 годом. К 2010г. поставлена задача увеличить за счет всех источников финансирования наукоёмкость внутреннего валового продукта в республике до 1,4%. [2, с.118].

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики - экономики, основанной на знаниях. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества [там же]. Стратегическая цель Программы - создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, защиту экологии [13].

Основными задачами Программы являются:

· построение национальной инновационной системы

· формирование благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды;

· модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики

· повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности

· развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения [там же].

Структура Программы включает следующие основные разделы.

1. Мировые и отечественные тенденции инновационного развития

2. Цели и задачи Программы. Приоритеты и ключевые индикаторы инновационного развития

3. Направления и меры по достижению целей, реализации приоритетов инновационного развития и формирования Национальной инновационной системы

3.1. Совершенствование макроэкономических условий и формирование эффективных экономических институтов

3.2. Модернизация экономики на основе новых технологических решений:

- Создание новых предприятий;

- Создание новых производств на действующих предприятиях;

- Модернизация действующих производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий;

3.3. Инновационное развитие регионов

3.4. Переоснащение исследовательской базы науки

4. Механизмы финансирования и реализации Программы

5. Система научного сопровождения и мониторинга реализации программных мероприятий

6. Ожидаемые результаты выполнения Программы [там же].

Для законодательного обеспечения реализации Программы предусмотрено принятие ряда новых и внесение изменений и дополнений в действующую нормативно-правовую базу. Так, уже в начале 2007г. принят Указ Президента Республики Беларусь «О порядке создания инновационной инфраструктуры и условиях ее функционирования». Программой запланировано создание базовых компонентов и институциональных структур Национальной инновационной системы Республики Беларусь, укрепление связи науки, образования, производства и рынка в инновационном процессе; создание рынка научно-технической продукции; налаживание механизмов коммерциализации нововведений, включая объекты интеллектуальной собственности; усиление инновационной конкуренции и роли инноваций как основного катализатора инвестиций; обеспечение концентрации финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития отраслей и регионов; удовлетворение спроса реального сектора экономики на инновации. Программой предусматриваются дополнительные меры по усилению роли творческого труда в стимулировании высокотехнологичных, конкурентоспособных исследований и разработок и инновационной активности в области изменения системы оплаты труда и пересмотре системы вознаграждения всех участников инновационного процесса за достижения в приоритетных направлениях развития науки и технологий. Программой также предусматривается обеспечение инновационной ориентации бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, таможенной, ценовой политики, создании эффективной системы преференций для инновационной деятельности [13].

В качестве преференций для финансирования отдельных проектов Программы предоставляют правительственные гарантии по возврату кредитов, а также преференции по оплате процентов по кредитам. Преференции также предусмотрены для высокотехнологичных производств и предприятий, которые включены в государственный реестр. От обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС освобождаются ввозимые оборудование и приборы для научно-исследовательских целей, материалы и комплектующие, предназначенные для выполнения заданий Программы [там же].

Значительные льготы представлены организациям-резидентам Парка высоких технологий (ПВТ), созданного в соответствии с декретом Президента № 12 от 22 сентября 2005 года. Для резидентов и инвесторов ПВТ предоставляются следующие льготы, в числе которых - освобождение от налогов на прибыль, добавленную стоимость, платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, от уплаты таможенных пошлин и обязательной продажи иностранной валюты. Для резидентов ПВТ будет действовать самый низкий в мире фиксированный 9-процентный подоходный налог с физических лиц. Они смогут в уменьшенном размере оплачивать обязательные страховые взносы и экономить при расчете арендной платы. [там же].

В белорусском ПВТ смогут участвовать крупные компании, имеющие филиалы вне ПВТ; кроме того, на его территории будет разрешено строить жилые дома для сотрудников. Налоговые стимулы будут распространяться не только на резидентов парка, но и на предприятия традиционных отраслей промышленности, зарегистрировавшие свои проекты в нем. Специальный правовой режим ПВТ будет действовать на протяжении 15 лет [там же].

Важнейшими задачами государственной политики в целях сохранения и развития кадрового потенциала научно-инновационного комплекса страны являются: повышение уровня оплаты научного труда, экономической и социальной защищенности ученых и разработчиков, престижа научной деятельности; омоложение кадрового состава науки, создание дополнительных условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий; сокращение интеллектуальной эмиграции и создание условий для возвращения в страну ученых и специалистов, работающих за рубежом. Для повышения эффективности кадровой политики будут продолжены работы по стимулированию научной деятельности и планированию подготовки научных кадров высшей квалификации с учетом государственных потребностей развития науки и отраслей экономики [1, с.162].

Что касается охраны, и использования объектов интеллектуальной собственности то тут гарантируется создание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, защита перспективных научно-технических разработок в целях недопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского и смежных прав [1, с.163].

Согласно Программе планируется создание 100 новых предприятий, около 400 новых производств с освоением новых и высоких технологий на действующих предприятиях, проведена комплексная модернизация около 600 действующих производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий [13].

Формирование инновационной инфраструктуры, как отмечалось выше, предусматривает: создание и дальнейшее развитие центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров подготовки кадров для инновационной деятельности и др.; создание глобальной информационной системы по инновациям и мониторингу (включая республиканские и региональные центры научно-технической и деловой информации и т.п.). В целом в Беларуси в настоящее время создано более 80 различных структур (Парк высоких технологий - 1, научно-технологические парки - 10, научно-производственные центры - 56, инновационные центры - 5, центры трансфера технологий - 24, Белорусский инновационный фонд - 1, информационные и маркетинговые центры - 10, бизнес-инкубаторы - 9, научно-технические библиотеки - 476, инновационно-активные предприятия - 318), работающих в сфере инновационной деятельности [тамже].

В период до 2010 года планируется увеличить количество субъектов инновационной инфраструктуры до:

- научно-технологические парки - 20;

- научно-производственные центры - 71;

- инновационные центры - 8;

- центры трансфера технологий - 30;

- информационные и маркетинговые центры - 30;

- бизнес-инкубаторы - 10;

- научно-технические библиотеки - 490;

- инновационно-активные предприятия - 581 [2, с.121].

На реализацию Программы в 2007-2010 гг. планируется выделение из разных источников примерно 17 триллионов рублей.

Распределение средств по финансированию Программы: примерно в следующей пропорции 30 % - средства бюджет, 30% - кредиты, 30% - собственные средства предприятий.

В соответствии с Программой планируется создать около 50 тыс. новых рабочих мест, достигнуть высоких показателей по глубокой переработке нефти, лесных ресурсов [13].

Для оперативного контроля хода выполнения Программы Белорусскому институту системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы целесообразно разработать информационно-аналитическую систему мониторинга мероприятий программы с представлением аналитической информации органам государственного управления [там же].

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.