Здавалка
Главная | Обратная связь

Специфика дизайн-проектирования. Гуманистический подход

Борисова Елена Александровна, преподаватель технологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии

Мы живём среди предметов и вещей. Каждый день мы пользуемся ими, покупаем, создаём своими руками, дарим или выбрасываем. В каждом созданном объекте содержится частичка человеческой души, отпечаток личности и эпохи. Возникает вопрос: вокруг столько разнообразных полезных (и не очень) предметов. Зачем же люди создают всё новые и новые вещи, а от прежних, даже ещё пригодных для использования, избавляются без жалости? Ответ прост. Человеческая мысль, творческое вдохновение, желание жить лучше заставляют людей создавать и приобретать вещи и предметы.

Каждый из тех, кто учится в школе, имеет опыт творческой и проектной деятельности. Известно, что разработка и создание проектов – один из современных профессиональных методов работы. Поэтому проектное мышление считается одним из типологических признаков современной культуры. Проектное мышление, отличающееся целостностью, системностью, образностью и инновационностью, востребовано в любых видах творчества (художественном, научном, конструкторском, изобретательском). Но наиболее интенсивно в совокупности своих специфических признаков проектное мышление проявляется в сфере дизайна. Особенность дизайнерского подхода к проектной практике заключается в глобальном, а не локальном преобразовании социокультурного бытия человека. Именно поэтому, актуальной проблемой, на взгляд учителя и профессионального дизайнера, является формирование у старшеклассников дизайнерского, гуманистического по своей сути подхода к учебному проектированию.

Представленное занятие - это диалог, размышление и творческий поиск. Диалог между учениками и учителем. Диалог между юными творцами и профессионалом. Диалог старшеклассников с самими собой и их размышления над вопросом: с каких позиций создавать новое материальное и информационное окружение человека? Как проектировать этот мир, наполняя его объектами, одухотворёнными сознанием целесообразности, красоты и добра? Моя цель как учителя - создать атмосферу творческого поиска и подвести юных людей в ходе совместного обсуждения, рефлексии, анализа, самостоятельных рассуждений к ответу на вопросы:

  • Что я хочу сказать людям и миру своей идеей?
  • Как я донесу до людей глубинную суть своего творения?
  • Какой ответный отклик вызовет моя творческая мысль?
  • Не нанесёт ли моя идея ущерб экологии человека и природы?
  • Принесёт ли идея радость или счастье людям?

Выполнение упражнения на понимание “языка” дизайна и специфики человеческого восприятия выразительных художественных средств, дизайн – анализ учебных проектов сверстников поставят заключительный штрих в целостной картине гуманистического подхода к учебной, а затем и профессиональной проектной практике.

Представление о дизайне как искусстве и профессиональной деятельности невозможно без понимания основных категорий дизайна и процессов, давших жизнь этому интереснейшему творческому направлению. Оптимальным способов обобщения имеющихся знаний у учащихся, а затем их конкретизации, является беседа, построенная на рассуждениях старшеклассников о сущности дизайна. Учитель в данном случае корректно направляет ход мыслей и помогает точно сформулировать основные положения. Совместно учитель и ученики должны прийти к следующему.

Дизайн прежде всего проектная практика. Профессиональное мышление идеального дизайнера совмещает образное художественное, системное научное и инновационное изобретательское мышление. В конечном итоге, дизайнер проектирует не отдельные вещи или объекты, а стиль и образ жизни человека. Дизайнер своей деятельностью влияет на мировоззрение, мироощущение людей, экологию, а в глобальном смысле, вносит существенный вклад в материальную и духовную культуру всего человечества (Приложение 1, слайд 5).

Томас Мальдонадо, считавший вопрос о гуманистическом освоении технической цивилизации весьма актуальным, утверждал: “Различные философии дизайна являются выражением различного отношения к миру. Место, которое мы отводим дизайну, зависит от того, как мы понимаем этот мир”.

Для более глубокого понимания сущности дизайнерского подхода к проектной деятельности рассмотрим значение слова“дизайн”с различных ракурсов. Слово “дизайн” имеет английское и латинское происхождение, а поэтому множество смыслов. Это: замысел, намерение, план, набросок, проект, чертёж, конструкция, эскиз, рисунок, узор, изображение; как глагол означает: замышлять, предназначать, планировать, проектировать. Историческое понятие “дизайн” аккумулировало ещё несколько значений: “изобретать или мысленно формулировать идею или сущностные черты чего – либо”; “намереваться, устремляться к какой – либо цели”, “назначать, определять, указывать”.

Таким образом, термин “дизайн” определяет два состояния мира - то, что в нём уже есть, и то, что в нём ещё только может стать и является процессом создания вещи, предмета, объекта на бумаге с определением его функции.

Цель дизайнагуманизация материального и информационного, окружения человека, его гармонизация в соответствии с этическими и эстетическими нормами данной эпохи и данного культурного региона.

Объект дизайна – любая вещь, совокупность вещей, предметно-пространственная среда, информационное сообщение, непосредственно соприкасаемые с жизнью человека.

Дизайн-проект – результат дизайн–деятельности или проектной практики; определённый интеллектуальный, информационный, виртуальный, материальный продукт, объект. Построение положительного образа будущего, к достижению которого следует стремиться.

Дизайн объединяет в себе искусство, эстетику и технику. Причиной возникновения и выделения дизайна как отдельной отрасли искусства и промышленности стало возникшее противоречие между эстетическими параметрами предмета и его утилитарностью. Первые промышленные изделия были полезными, но не красивыми с художественной точки зрения. Неказистость вещей, на первых этапах массового производства, маскировались декоративными элементами, что было не целесообразно. К примеру, первые стационарные телефоны украшались орнаментом, инкрустировались эмалью и драгоценными камнями, декорировались даже мехом, в результате чего телефонный аппарат вовсе не походил на средство связи, а больше напоминал непонятный и громоздкий аксессуар. Поэтому профессиональными промышленными художниками и архитекторами были разработаны принципы создания красивых, полезных вещей и объектов, где техническая форма не маскировалась, а проектировалась по законам красоты. Главным отличием дизайнерского подхода к созданию вещи стало то, что форма предмета, его конструкция, цвет и материал сами по себе носили декоративный, художественный характер. Дизайн-объект красив сам по себе без дополнительных украшательств, наносимых после создания вещи. Техническая форма, а не украшение поверх формы стали категорией красоты в дизайне.

Рассуждения на тему о сущности и значении проектной практики дизайна постепенно переводят старшеклассников на более высокий уровень понимания меры ответственности за своё творчество. На данном этапе важно стимулировать мыслительную активность школьников. Предложить им, используя метод эмпатии и рефлексии, подумать над факторами, влияющими на проектирование. Поставив себя на место производителя с одной стороны и потребителя с другой стороны, юные дизайнеры составляют собственное мнение о критериях работы проектировщика над новым объектом. Диалог начинающих дизайнеров и профессионала приводят к формулировке наиболее общих объективных факторов,влияющих на проектирование объектов. Это:

  • функция и назначение объекта;
  • специфические особенности потребительских групп (национальные предпочтения и традиции, возраст, пол, социальное и финансовоое положении и т.п.).;
  • имидж объекта, формирование нужного (положительного) отклика у потребителя при восприятии и использовании объекта дизайна;
  • чувства и эмоции человека, возникающие при восприятии, покупке и последующей эксплуатации объекта (Приложение 1, слайд 6)

На мой взгляд, самым основным в современном уроке является совместное творение мировоззрения, когда учитель и ученик взаимно обогащают друг друга мыслями и неожиданными ракурсами освещения темы. Для старшеклассников близки творческие работы сверстников. Анализируя проекты по различным направлениям дизайна, юные люди достигают сразу нескольких целей: начинают понимать внутренние мотивы творчества других людей, осознают свои побудительные силы и мотивы деятельности и, наконец, начинают верить в себя и свои творческие силы. Это очень важный момент для учителя. Тонко используя методы эмпатии и рефлексии, учитель ненавязчиво подталкивает старшеклассников к выработке внутренней позиции: “Ты в ответе, за то, что проектируешь. Ведь потребителем будет реальный человек. Главное в создании нового объекта – не навредить экологии человека и окружающей среде”. Многочисленные проектные работы учащихся старших классов школ города Зеленодольска и Зеленодольского района РТ, проходивших обучение в межшкольном учебном комбинате по курсу “Технология”, направление “Дизайн”, наглядно демонстрируют дизайнерский подход к созданию учебных проектов (Приложение 1, слайды 10 - 13).

Обсуждение, анализ увиденного подводят школьников к внутреннему диалогу с самим собой, стимулирует поиск ответов на вопросы: “Почему выбран тот или иной цвет, материал, композиция? Чем я руководствуюсь при выборе основных средств дизайна: экономическими расчётами, целесообразностью технологического процесса, чувствами людей и их состоянием при долговременном использовании объекта? Какова моя собственная позиция при создании проекта. Думаю ли я над тем, как предмет будет перевозиться, утилизироваться, насколько он безопасен и экологичен? В конечном итоге, что я хотел донести до людей своим творением? Как они поймут мою мысль?” Такой поворот темы, тактично заданный учителем, подводит старшеклассников к рассуждению о “языке” дизайна.

“Язык” дизайна” – те выразительные средства, которыми оперирует проектировщик при создании визуального образа объекта, и, которые непосредственно влияют на восприятии человека. К ним в первую очередь относятся линии, формы, цвет и колорит, композиция, материалы, фактуры, текстуры, декор. Известно, что при восприятии объектов, у человека возникают определённые ощущения, ассоциативные цепочки, могут возникнуть какие-либо воспоминания или образы, непосредственно влияющие на эмоциональную сферу личности. Поэтому следует учитывать человеческие стереотипы восприятия, для чего необходимо хорошо ориентироваться в символике и семантике цвета, в ассоциациях, возникающих при восприятии материалов и фактур особенностях воздействия различных композиционных решений и т.д. (Приложение1, слайд 7).

С учётом того, что дизайн затрагивает практически все сферы бытия человека, старшеклассники убеждаются, что знания по дизайну необходимы любому образованному человеку, которому дорого его физическое и психологическое здоровье, уровень комфорта, безопасности жизни. Каждый день мы соприкасаемся с различными предметами, живём и работаем в материальной среде, которая активно влияет на нашу работоспособность, здоровье, настроение, активность и даже продолжительность жизни. Поэтому важно знать и уметь грамотно выбирать предметное окружение, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью человека, а, в целом, экологии окружающей среды. Именно поэтому при проектировании любого объекта используется дизайн – анализ, позволяющий взглянуть на объект многомерно: с позиций технической, технологической, экономической целесообразности, а также гуманистического подхода к созданию нового объекта. (Приложение 1, слайды 9).

  1. Для какого контингента потребителя предназначен дизайн – объект? Каковы отличительные черты данной потребительской группы?
  2. Какие ассоциации должен вызывать объект проектирования? Какие линии и формы наиболее подходят для создания проектного образа?
  3. Какие цвета наиболее полно раскроют смысл проектируемого объекта? Какую символику должно нести цветовое решение?
  4. Какая композиция наиболее полно раскрывает замысел автора?
  5. Какой материал наиболее подходит для проектной идеи? Какие ощущения должна вызвать фактура?
  6. Какие элементы декора необходимы, а от каких можно отказаться?

Таким образом, в ходе анализа школьных проектов, в результате диалога с самим собой осуществляется осознание старшеклассниками связующих нитей между творческо-созидательной деятельностью, процессом реализации творчества в материальных формах и результатами воздействия творчества на мир. Понимание окружающего мира как состоящего из взаимозависимых материальных и духовных элементов, позволяют воспитать внутреннюю ответственность человека за результаты своей профессиональной деятельности, формируя истинно гуманистическое мышление.

Далее старшеклассникам предлагается выполнить практическую работу в на развитие творческих и проектных навыков. Для выполнения работы потребуется следующие оборудование и материалы:

а) индивидуальная форма работы: компьютеры или демонстрационный экран, Приложение 1, слайды № 27 - 29, распечатанное задание на каждого участника или учащегося (Приложение 1, слайды 28, 29), формат А 4, цветные карандаши, фломастеры не менее 12 цветов.

б) групповая форма работы: учебная доска либо планшет с белой бумагой формата А 1, цветной мел или цветные маркеры не менее 12 цветов; распечатанное задание и графический материал на каждого участника или учащегося (Приложение 1, слайды 28, 29).

Упражнение можно проводить в индивидуальной или групповой форме. При индивидуальной форме работы каждый участник самостоятельно выполняет зарисовки на чистом листе формата А 4. По окончанию работы происходит обсуждение результатов. Каждый участник по желанию может аргументировать свой выбор. При групповой форме работы участники предлагают свои варианты ответов. В ходе дискуссии формируется общее мнение и фиксируется на доске или планшете.

Инструкция: внимательно посмотрите на изображения линий, форм и цветов на экране и раздаточном материале. Подумайте, какие линии, формы, цвета наиболее подходят для передачи следующих чувств и явлений: покой; движение, активность; надёжность, основательность; скука, апатия, тоска; лидерство; радость, веселье; праздник, торжество; печаль; любовь; нежность; ненависть; страх; старость; молодость. Изобразите на листе вышеприведённые понятия с помощью линий, форм, цветов. Объясните свой выбор выразительных художественных средств для передачи сущности понятий.

Таким образом, в результате диалога с самим собой, в ходе анализа школьных проектов, при выполнении практической работы, учащиеся осознают связующие нити между творческо-созидательной деятельностью, процессом реализации творчества в материальных формах и результатами воздействия творчества на мир. Понимание окружающего мира как состоящего из взаимозависимых материальных и духовных элементов, позволяют воспитать внутреннюю ответственность человека за результаты своей профессиональной деятельности, формируя проектное мышление, которое характеризуется:

  • гуманистическим подходом к созданию материального окружения человека;
  • бережным отношением к экологии, в том числе и экологии человека;
  • учётом последующей эксплуатации и утилизации объектов дизайна;
  • учётом особенностей восприятия человеком линий, форм, цвета, композиции, материалов, фактур, текстур, декора;
  • учётом специфических особенностей потребителя: национальных предпочтений, традиций, возраста, пола, социального и финансового положения;
  • формированием нужного (положительного) отклика у потребителя при восприятии и использовании объекта дизайна.

Смысл дизайнерской деятельности – в помощи человеку стать успешнее, счастливее, умнее, жизнерадостнее через облагораживающее воздействие Красоты и Целесообразности.

Результатами занятия могут служить следующие достижения учащихся и учителя:

  1. Обогащение внутреннего мира современным пониманием роли проектной практики и дизайнерской деятельности.
  2. Получение опыта творческого самовыражения и понимания внутреннего мира человека.
  3. Развитие интеллектуальных навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  4. Развитие коммуникативных навыков, эмпатии и рефлексии школьников.
  5. Формирование профессионального тезауруса дизайнера, понимания и практического применения “языка” дизайна, дизайн – анализа.
  6. Становление гуманистического мировоззрения. Расширение границ творческого потенциала.
  7. Вера в себя и свои творческие возможности.
  8. Желание получать знания и духовно расти.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.