Как развивается научное знание? «Структура научных революций» Т. Куна. Три эпохи в развитии науки: классика, неклассика, постнеклассика.
По Т. Куну, научное развитие нельзя рассматривать как простой прирост знания.
Три эпохи в развитии науки: классика, неклассика, постнеклассика
Классика
Представители
| Галилей, Декарт, Бойль, Ф. Бэкон, Максвелл, Лоренц, Кантор, Ламарк, Лавуазье, Линней, Герц, Румфорд, Гюйгенс, Гаусс
| Особенности
| 1. Фундаментализм– допущение предельных основоположений, от которых идут производные единицы знаний;
2. Финализм – неопровержимая, самозамкнутая система знаний, фиксирующая истину в окончательном и завершенном виде;
3. Трансцендентализм – традиция восприятия субъекта как всеобщего, внеисторического сознания: сознание прозрачно, оно – полая ниша, наполняемая вещностью по стандартным методикам, все способности души от природы у всех одинаковы;
4. Имперсональность– субъективная отрешенность знания; ценности и оценки инонаучны; науке необходимо фиксировать мир в терминах надличностных, в связке «причина – следствие»; естественные науки не занимаются индивидуальным, это дело гуманитариев, нравственные ценности не затрагивают сферы интересов естественных наук;
5. Абсолютизм– субъект как асоциальный, аисторичный, среднетипический познаватель обладает талантом непосредственного умосозерцания вечных, неизменных истин: «по каждому вопросу существует лишь одна истина, и тот, кто ее находит, знает об этом вопросе все, что можно о нем знать» (Р. Декарт);
6. Наивный реализм– восприятие моделей (идеальных объектов) как атрибута самой реальности;
7. Субстанциальность- рассмотрение природы как всегда равного себе целого и имеющего единую праоснову. Природа статична, разбирается на составные элементы, не эволюционирует. Отсюда принципы постоянства, разработанные классикой: постулат константности массы (Ньютон), положение о количественной и качественной неизменяемости органических видов после их божественного сотворения (Линней), критерий постоянства состава химического соединения (Пруст);
8. Динамизм– исключение показателей неполноты знания: случайности, неопределенности, неоднозначности.
|
Неклассика
Представители
| Гедель, Тарский, Черч, Коэн, Левенгейм, Сколем, Эйнштейн, Бриджмен, Бор, Гейзенберг, Рентген
| Влияния
| 1. Психоанализ:а) непрозрачность субъективного – субъект теперь стал загадкой; б) психическое рассматривается в трехмерном пространстве с динамическими, энергетическими, структурными осями – идеи многоуровневости, целостности, комплексности явлений; в) выявлены общие психические механизмы символизации – идея вариантности в способах фиксации информации.
2. Психологизмпитает неклассику а) представлением психически очевидного; б) понятием непосредственно наблюдаемого; в) идеей объективности субъективных познавательных образов.
3. Феноменология –абстрактное моделирование.
4. Персонализм – важен доктриной личности как самотворящей стихии -человек привносит стандарты в природу.
5. Модернизм – допущение новых типов реальности, увязывание истины с субъективным взглядом на мир, разрушение представлений о зеркальности субъекта и познаваемого мира.
6. Прагматизм – инструментальность, свобода поиска, активность познавателя.
| Особенности
| 1. Полифункциональность –отказ от монистического субстанциализма и признание многоуровневой системной реальности.
2. Интегратизм - принимается теория многовариантной действительности, где целое и часть самодостаточны и проникают друг в друга. Факт образования элементарных частиц друг от друга (нуклона из пионов) опровергает фундаменталистскую модель безостаточной разложимости целого на части и жесткой субординации объектов действительности.
3. Синергизм –отказ от понятий стабильности, неизменности, постоянства, линейности, равновесности, обратимости, устойчивости, простоты, и принятие понятий неустойчивости, сложности, необратимости, синхронности, изменчивости.
4. Холизм –самоизменчивость сложных систем.
5. Антисозерцательность –отвержение объективизма как идеологии, отбрасывание представлений реальности как чего-то независящего от средств ее познания, от субъективного фактора.
6. Релятивизм –идея естественного предела значений как величин, так и способов их фиксации. Плюрализм, свобода выбора и действия. Однако: М. Планк: «без предпосылки абсолютных величин вообще не может быть определено ни одно понятие, не м.б. построена ни одна теория. «Все относительно» - это заблуждение».
7. Дополнительность –разрушает классическую идею однозначного соответствия мысли и реальности. Классическая наука: единой и единственной сущности соответствует единая и единственная истина. Неклассика: множественность взглядов на одну и ту же реальность означает невозможность божественного взгляда – обозрения всей реальности.
8. Когерентность –синхронизированность различных событий, которые налагаются друг на друга и оттого усиливают/ослабляют друг друга.
9. Нелинейность –чем регулируется естественный ток вещей? Согласно классике – однозначными зависимостями: причина – следствие. Но! Пригожин и Стенгерс: «в состоянииравновесия материя «слепа», тогда как в сильно неравновесных условиях она обретает способность воспринимать различия во внешнем мире (например, слабые гравитационные и электрические поля) и учитывать их в своем функционировании».
10. Топосы –топос - объект, в котором допускается «перемешивание» частей с целым, переход внешнего во внутреннее (пример: процессы в черных дырах, турбулентность).
11. Симметрия – т.е. инвариантность выступает разновидностью отождествления, она позволяет отвлечься от несходного и связать в одном законе объекты и понятия, кажущиеся разобщенными. Использование симметрии позволяет: а) оперировать объектами как теоретическими, а не эмпирическими сущностями (заряды элементарных частиц); б) производить классификацию объектов; в) моделировать возможности в ситуации дефицита опытных данных; г) выражать схему эксперимента; д) целеориентировать поиск, расширять теории, повышая их информативность.
12. Отказ от определенности –с течением времени выяснилось, что абсолютная точность и строгость знания недостижимы (разрушение классических установок: научное – доказуемое), т.к. существуют пределы разрешающих возможностей используемой аппаратуры и перевод с одного языка на другой в абсолютной точности не представляется возможным.
Неклассическая наука еще не исчерпала своих возможностей.И более того, неклассическая наука не порывает полностью с классикой. И классика, и Неклассика сходятся в одном: задача науки – раскрытие природы бытия, постижение истины.
|
Постнеклассика
В ситуации превращения знания в орудие планетарного масштаба возникает вопрос цены истины. Человек должен решить, что важнее: знание о мире или знание деятельности в мире.
Логического перехода от истины, т.е. понимания того, что есть в мире сущем, к ценности, оценке, т.е. к пониманию того, что должно быть в мире должном, не существует. Невозможен скачок от «есть» к «должен».
В результате установки на следование ценностям разрушают знание, привнося в него идеологию, а ведь идеология и наука несовместимы!
Но вообще без идеологии, без жизненной правды, которой надо держаться, - нельзя. Т.к. ни наука, ни истина не воплощают конечное предназначение человека, они безучастны к решению проблем бытия.
Новая идеология? Какой она должна быть?
А) универсальной (вне зависимости от партийной принадлежности)
Б) д.б. системой этико-гуманистических абсолютов, в которой четко определено, что такое добро, счастье, достойная жизнь, гуманистичность, критичность, рациональность, терпимость, гражданская честность.
Постнеклассическая рациональность конца XX века предполагает, что знания об объекте соотносятся не только с материальными средствами, но и с социальными целями и ценностями. В сфере постнеклассической рациональности формируются знания об объектах современных биотехнологий, медико-биологических объектах, крупных экосистемах и биосфере в целом, человеко-машинных системах, в том числе системах искусственного интеллекта. С системами подобного типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе исследования и практического освоения таких систем особую роль играет знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|