Здавалка
Главная | Обратная связь

Актеры, хор, зрители

Тема 1. Основные принципы театрального искусства.

Античный театр

Театральное искусство — зрелищный вид искусства, особенностью которого является отображение жизни и окружающей нас действительности посредством художественных образов и сценического действия актёров перед зрителями.

Театр - искусство коллективное

Первая специфическая особенность театра заключается в том, что главное творение театрального искусства - спектакль - создается не одним художником, как в большинстве других видов искусств, а многими участниками творческого процесса. Драматург, актеры, режиссер, гример, декоратор, музыкант, осветитель, костюмер и т.д. - каждый вносит свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому истинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив - творческий ансамбль. Коллектив в целом - автор законченного произведения театрального искусства - спектакля.

Театр - искусство синтетическое. Актер - носитель специфики театра

Театр - синтез многих искусств, взаимодействующих друг с другом. К ним относятся литература, живопись, архитектура, музыка, вокальное искусство, искусство танца и т.п. В числе этих искусств одно такое, которое принадлежит только театру. Это - искусство актера. Актер не может быть отделён от театра, как и театр не может быть отделён от актера. Поэтому актер - носитель специфики театра. Синтез искусств в театре - их органическое сочетание в спектакле - возможен только в том случае, если каждое из этих искусств будет выполнять определенную театральную функцию. Только актерское искусство театрально по своей природе.

Действие - основной материал театрального искусства

Главным возбудителем сценических переживаний актера является действие. Именно в действии объединяются в одно неразрывное целое мысли, чувства, воображение и физическое поведение актера-образа. Действие - это волевой акт человеческого поведения, направленный на выполнение цели. В действии наиболее наглядно проявляется единство физического и психического. В нем задействован весь человек.

Драматургия - ведущий компонент театра

Драматургия, вооружая театр идейным содержанием будущего спектакля и важнейшим средством театральной выразительности - художественным словом, - тем самым приобретает ведущее идейно-художественное значение в театральном искусстве. Драматургия влияет на театр, театр влияет на драматургию.

Творчество актера - основной материал режиссерского искусства

Актер как творец - является настоящим материалом для режиссера. Творческие мысли и мечты актера, его художественный замысел и намерения, чувства, творческая фантазия, личный и социальный опыт, знания и жизненные наблюдения, вкус, темперамент, юмор, актерское обаяние, сценическое действие и сценические краски - все это в целом, - материал для творчества режиссера.

Зритель - творческий компонент театра

Спектакль окончательно формируется под прямым и непосредственным влиянием зрителя, который, находясь в театре, не только воспринимает произведение театрального искусства, но в определенной степени участвует и в его создании. Большое наслаждение получает актер театра вследствие того, что каждое его слово и движение тут же находят отклик в зрительном зале. Это чувство связи со зрителем, этот эмоциональный контакт в большей степени стимулирует как процесс самого творчества, так и процесс его восприятия. Зритель, испытывая на себе влияние актера, который находится на сцене, в свою очередь влияет на актера своим живым непосредственным откликом на сценическое действие.

Античный театр

Театр, как вид искусства, прошел долгий и сложный путь развития. Он берет свое начало в языческих играх и обрядах, посвященных богам, а также обрядах, где изображались эпизоды трудовой жизни и быта людей (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач и т.д.). Наиболее древним на территории Европы был греческий театр, он возник свыше 2,5 тысяч лет назад, т.е. в 534 году до нашей эры, когда культ Диониса был включен в государственную религию. Дионис в греческой мифологии земледельческий бог, бог плодородия, виноградной лозы и виноделия, бог веселья (Вакх), бог творческих сил природы и затем бог поэзии и театра (когда возник театр).

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор – пословицы и поговорки, трудовые и обрядовые песни, гимны богам, мифы и другие виды устного народного творчества.

Мифология занимала в греческом фольклоре особое место. Греческие мифы разнообразны по содержанию: в них рассказывается о происхождении мира, о греческих богах и героях, о возникновении обычаев, обрядов. Миф был тесно связан с языческой религией.

Рождение греческой драмы театра связано с обрядовыми играми в честь земледельческих богов Деметры и Диониса. Культ Диониса получает широкое распространение в VІІ-VІ вв. до н.э., когда в Греции происходит социальная революция, которая положила конец родовому строю и привела к созданию классового рабовладельческого общества.

В старых Афинах в честь Диониса установлены четыре праздника в году. Все эти праздники имели связь с виноделием. Первые из них были так называемые сельские, или малые Дионисии – поздней осенью, когда заканчивали собирать виноград. Сбор винограда, заканчивавшийся в начале октября, имел важное культурное значение для древней Греции. Каждый владелец виноградника пытался собрать виноград как можно скорее. Если он не мог этого сделать собственными силами, он пользовался помощью соседей.

Далее, в январе, месяца через два или три образовавшееся сусло можно уже перелить в отдельные бочки. Это тоже очень важное событие, и его также сопровождают определенные торжественные действа. Этот праздник посвящался прославлению рождения Диониса (рождение вина). Вино называлось «Ленеи» (и самого Диониса тоже звали «Ленеем»). Этот праздник приобрел названия «Ленеи». Далее, в конце февраля, когда сусловый сок превращался уже в молодое вино, справлялся уже третий праздник – «антестерии», как праздник цветов и рядом с тем пробы молодого вина.

Наконец, четвертый самый торжественный праздник в честь Диониса, – это так называемые городские или большие Дионисии, когда готовое вино разливалось в посуду и все могли им пользоваться.

Праздник в честь бога Диониса состоял из трех частей:

Первая – торжественно-ритуальная, она состояла из торжественных песен-дифирамбов, посвященных Дионису и заканчивалась ритуалом – жертвоприношением козла. Отсюда берет начало жанр – трагедия. Это слово происходит от двух греческих слов: «трагос» - козел, и «одэ» - песнь, т.е. «песнь козлов». Это название ведет нас к сатирам – спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога.

Вторая часть – гражданская (состязание в беге, борьбе, песнях и плясках). Заканчивалась эта часть веселым шествием подвыпивших ряженых гуляк. Они пели карнавальные песни, исполнялись смешные сценки на бытовые темы, высмеивались некоторые граждане, граждане, совершившие в жизни неправильные поступки и т.д. Это послужило созданием другого жанра – комедии. Это слово происходит от двух греческих слов «комос» – шествие или гулянка – карнавал подвыпивших мужиков, а «одэ» – песнь. И получается «песнь подвыпивших гуляк». Трагедия отражала сторону дионисийского культа, а комедия – карнавально-сатирическую сторону.

И третья часть – зрелищная (выступление хоров, мимов, клоунов, проведение веселых игр и праздник золотого тельца).

Когда хор сатиров заменил хор людей – появилась сатировская драма как новый жанр. Таким образом, в древнегреческом театре образовались три жанра: трагедия, комедия и сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии – тетралогии. Сатировская драма представляется средним жанром. Ее веселый игровой характер и счастливый конец определяли ее место на празднике в честь Диониса.

Во второй половине VІ века до н.э. трагедия достигла значительного развития. Известно, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VІ в. до н.э.). Первая постановка его трагедии состоялась весной (март), в 534 году до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра. Феспид впервые ввел дополнительно к хору актера, который вел диалог с корифеем, запевалой хора, отвечал на вопросы хорега (руководитель хора). Далее, Феспид соединил исполнения хором дифирамбов с театральным действием. Актер (в пер. с греч. ответчик) изображал по ходу действия различных персонажей, покидал сценическую площадку и возвращался на нее. Такое общение между хором и актером напоминало по форме вокальный жанр – кантату. При этом, хотя партия актера в первоначальной драме была невелика, и главную роль играл хор, именно актер стал носителем действенного, энергетического начала.

Первоначально место для представления устраивалось в Древней Греции крайне просто: хор выступал с песнями и плясками на круглой утрамбованной площадке орхестре(место действия хора, актеров, статистов) вокруг него собирались зрители. Но затем по мере возрастания значения театрального искусства в общественной и культурной жизни, и по мере усложнения драмы орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по его склону. Это давало хороший обзор и большую вместимость. Театральные сооружения не были самостоятельными постройками типа храма, а входили в какой-нибудь архитектурный ансамбль. Например, театр Диониса в Афинах (сооружен около 500 лет до н.э.) входил в ансамбль крепости Акрополь. Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Театр Диониса вмещал до 27 тысяч человек, театр в Эпидавре – до 10 тысяч.

Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей) и скену (с древнегреч. палатка) – пристройка, в начале деревянная, затем каменная. Она служила местом для бутафории (маски), реквизита и переодевания актеров, скена примыкала к орхестре с противоположной стороны от зрителей.

Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 метров). Передняя стена скены (проскений) имел вид колоннады. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями, они служили местом для хранения декораций и другого имущества. Между скеной и местами для зрителей находились проходы – пароды, через которые входили зрители в театр, а после них входили на орхестру – хор и актеры, которые играли перед проскением. Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме того, для усиления звука применялись резонирующие сосуды, помещавшиеся среди зрительных мест. Если в центре орхестры бросить на камень пола монетку, то ее звон был слышен в самом верхнем ряду. Занавеса в греческом театре не было.

Актеры, хор, зрители

Главными носителями профессионализма в афинском спектакле V века были актеры. Их работа, требовавшая особых технических данных и навыков, привела к тому, что актерство стало особым ремеслом, которое, как тогда считали, находилось под покровительством Диониса.

Занимая свое место в ряду участников хороводного спектакля, актеры были включены в число участников состязания. В середине V века дидаскалии упоминают имя протагониста (первый актер). Напомним, первого актера ввел трагик-поэт Феспид, при том он сам исполнял роль единственного актера в своих трагедиях. Эсхил ввел второго актера, а его современник Софокла – третьего. Вообще, первоначально актерами были авторы-драматурги, позже стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой и индивидуальной манерой игры. Так вот, когда стало три актера – имя актера в ІV веке в дидаскалиях передвигается с четвертого (хорег, фила, драматург, актер) на первое место, и с этого времени состязания актеров отделяются от состязания драматургов: призы за лучшую пьесу и лучшее исполнение перестают совпадать. Это свидетельствует о большом росте значения актеров в греческом театре. Актеры тоже награждались уже денежными призами, что вносило совершенно новый момент в организацию театральных состязаний. Такая организация означала не только рост профессионализма актеров, но также индивидуальное творческое начало в противовес коллективному началу, воплощенному в действе хора, мало того, увеличение значения актера и, соответственно, уменьшение роли хора означали отдаление театра от его культовых истоков, ослабление его связи с религией и превращение его в самостоятельную форму идеологической практики. Актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный, т.е. не раб. Актеры, как и драматурги в V-ІV вв. до н.э. принимали деятельное участие в общественной жизни полиса. Их избирали на высшие государственные должности в Афинах, даже некоторые были послами.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.