Здавалка
Главная | Обратная связь

Законодательства о местном самоуправлении



Предложения по реформированию

(Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив, март 2014)

Концептуальные основы законодательного регулирования

· Эволюционный подход к развитию законодательства. Новые кардинальные изменения законов (особенно в прежней логике унификации) способны разбалансировать работу муниципальных органов, привести к оттоку квалифицированных муниципальных служащих, снизить качество их работы по выполнению должностных обязанностей.

· Усиление гибкости регулирования, системное «смягчение» правовых норм. Федеральный закон должен отойти от избыточной унификации. В тех случаях, когда она тормозит развитие, приводит к неоправданным ограничениям для населения, органов и должностных лиц местного самоуправления – соответствующие муниципально-правовые нормы должны быть откорректированы. По отдельным вопросам целесообразны дополнительные отсылки к законам субъектов Российской Федерации. Однако это имеет смысл только там, где действительно нужно учесть региональные особенности и в той мере, в какой это не влечет дополнительное давление органов государственной власти субъектов федерации на местное самоуправление.

· Вариативный подход – регионам и муниципалитетам должны чаще предлагаться на выбор несколько вариантов решения устройства местных дел, каждый из которых регламентирован на федеральном уровне. Это позволяет и избежать злоупотреблений правом, и учесть местную специфику.

· Формирование «копилки резервных правовых форм» - правовых конструкций, которые будут востребованы не сейчас, а завтра. Учитывая современные тенденции и перспективы муниципального развития в определенных случаях законодатель, как представляется, должен идти на предоставление муниципальным образованиям возможностей, которые не обязательно будут массово востребованы в самой ближайшей перспективе, но могут быть апробированы на отдельных территориях. Это, в первую очередь, относится к механизмам межмуниципального сотрудничества.

 

Усиление роли граждан в местном самоуправлении

· Ввести нормы, прямо закрепляющие, что принятие (изменение, дополнение) устава муниципального образования и утверждение структуры органов местного самоуправления является вопросом местного значения (что даст реальную возможность выносить подобные вопросы на референдум).

· Снизить предельное количество подписей, которое необходимо собрать для проведения местного референдума, с 5 до 2 процентов от числа избирателей с установлением четких процедур признания подписей недостоверными и недействительными;

· Ввести возможности проведения голосования по вопросам местного значенияв пределах отдельных территориальных единиц муниципального образования, а также регламентации в уставах муниципального образования вопросов, по которым проведение голосования населения обязательно (помимо вопросов изменения границ и преобразования муниципального образования);

· Упростить процедуры отзыва главы муниципального образования, муниципального депутата: предлагается отменить порог явки избирателей для процедуры отзыва (которого нет в процедуре выборов), установив, что выборное лицо местного самоуправления (избранное в рамках мажоритарной системы) считается отозванным, если за отзыв проголосовало более двух третей принявших участие в голосовании, если это число больше, чем было подано за избрание данного лица.

· Повысить роль публичных слушаний: определение в законе понятия «результат публичных слушаний»; ввести обязанность органа местного самоуправления, принимающего решение по проекту правового акта, по которому состоялись публичные слушания, в случае отказа от принятия их рекомендаций, дать мотивированное пояснение по каждому пункту таких рекомендаций и опубликовать их в том же средстве массовой информации.

· Изменить перечень вопросов, выносимых на публичные слушания: предусмотреть публичные слушания не только по проекту местного бюджета и отчета о его исполнении, но и по проектам изменений в местный бюджет, предусматривающим увеличение (уменьшение) его доходов или расходов не менее чем на 10%, а также увеличение (уменьшение) расходов по отдельным статьям бюджета на сумму, превышающую 10% от общего размера расходов бюджета (за исключением случаев, когда такие изменения вызваны исключительно появлением дополнительных доходов бюджета); одновременно – исключить необходимость проведение публичных слушаний по вопросам приведения уставов муниципальных образований в соответствие с законами.

· Возвратить обязательное проведение голосования населения по вопросу о преобразовании муниципального образования (упразднении, объединении, разделении) и изменения границ, влияющих на территориальную принадлежность населенных пунктов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.