Здавалка
Главная | Обратная связь

Меиижнешп новостей в шстрдированве швстввО анформацои



■ 5.5. Слухи, их особенности
и факторы распространения____________________

Чтобы свободой можно было обладать, ее тоже надо ограничить.

Эдмунд Берк

Слухи— это элемент устной коммуникации. Даже сегодня, когда мир охвачен индустриализованными формами массовой коммуникации, они присутствуют везде, поскольку слух соответствует человеческой природе общения. Устная коммуникация иногда недо­оценивается, хотя репутация формируется во многом в этой сфере. Японцы давно определили, что в ситуа­ции личной коммуникации очень эффективно созда­вать репутацию, например врача, или утверждать дей­ственность того или иного лекарства [12, с. 261]. Есте­ственно, что наличие в сфере устной коммуникации слухов, которые достаточно часто возникают в услови­ях дефицита информации, тоже является приметой кризиса, и поэтому работа с ними также входит в сфе­ру действия PR.

Особую эффективность направленные слухи де­монстрируют во время военных действий, сея в рядах противостоящей армии и у мирного населения по­раженческие настроения. Во время вторжения во Францию в 1940 году немцы использовали слухи, рас­пространяемые под видом официальных сообщений французских властей с помощью радио и листовок, для создания панических настроений среди француз­ского мирного населения. Результаты превзошли все ожидания.

В целях доведения информации до целевых аудито­рий не исключена и ее спонтанная, а на самом деле спро­воцированная или сознательно предусмотренная «утеч­ка», позволяющая достигать желаемого эффекта. На­пример, многие продавцы тех или иных товаров и услуг уверены,что большинство покупателей приходят к ним не врезультате знакомства с рекламой, а после того, как им рассказал о «хорошей вещи» знакомый, родственник или сосед. Определяющими факторами распростране­ния слухов являются: источник, альтернативное содер­жание, дискомфорт и «подкормка» опровержениями.


щ____________________________________ Гива 5

Попробуем определить механизм воздействия фак­тора «Источник». Средний россиянин рассуждает так: газеты коррумпированы, политики лицемерны, бизне­смены продают черное под видом белого, и наоборот. То ли дело, когда информация исходит от близких лю­дей: родственников, приятелей, соседей, сослуживцев и т. п. Доверие к ним объясняется просто: «свой не об­манет» [1].

Случайные встречные, не замеченные ни в чем пло­хом просто в силу малой известности: попутчики в транспорте, стоящие рядом в очереди, собутыльни­ки... Все эти люди имеют в глазах слушателя одно до­стоинство: «А какой смысл им меня обманывать? Мы ведь никогда больше не увидимся!»

Еще одна возможность — так называемые, личные авторитеты. Для больного — это врач, оказавший ему помощь, для призывника из деревни — видавший виды прапорщик, для спортсмена — тренер, для мел­кого воришки — «вор в законе». В роли такого «авто­ритета» может выступить приехавший в захолустье житель столицы с атрибутами «крутого».

Если проанализировать эти примеры, то оказывает­ся, что для распространения слухов важно, чтобы:

а) между источником и потребителем информации
существовала авторитетная дистанция (возрастная,
материальная, иерархическая и т. п.);

б) присутствовал элемент восхищения собеседни­
ком хотя бы по одному параметру, необязательно от­
носящемуся к существу слуха (самый сильный, самый
богатый, самый красивый);

в) источник принадлежал к кругам, которые недоступ­
ны слушателю («Знакомая тетка работает в Белом доме...»
или «Вчера на свадьбе сидел с одним полковником...»).

Другая причина особой эффективности слухов свя­зана с их содержанием. Наиболее эффективна явно или мнимо запретная альтернативная информация, со­держащая элементы опровержения или отрицания ка­ких-либо общеизвестных или общедоступных сведе­ний. Желание выделиться из серой толпы находит свое отражение и в желании владеть «другой», не­обычной информацией.

Слух пользуется успехом, если имеет дискомфорт-114 ную информацию, т. е. такую, которая вызывает








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.