Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблемно-поисковая технология

Проблемно-поисковая технология в курсе «Окружающий мир»

Основная задача урока окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность. Всё это помогает реализовать применение на уроках группы технологий по преобладающим методам и способам обучения.

К данной группе относятся следующие технологии:

-догматические, репродуктивные

-принуждения, свободного выбора

-объяснительно-иллюстративные

-программированного образования

-убеждения, наглядные

-диалогические, коммуникативные, интерактивные

-проблемные, поисковые, исследовательские

-игровые, практические, трудовые, продуктивные

-творческие, эвристические, арт-технологии

-развивающего саморазвития

-групповые, коллективные

-информационные, компьютерные, мультимедийные

Проблемно-поисковая технология

Актуальность технологии

В последние годы наблюдается снижение интереса школьников к изучению окружающего мира.

Курс «Окружающий мир» достаточно сложный, содержит значительный объем информации из многих областей (биологии, географии, обществоведения). Ребенок и так перегружен знаниями по русскому языку и математике, а тут такая нагрузка: читать, проводить опыты, придумывать...

У значительной части учащихся наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса к предмету «Окружающий мир». Учителю необходимо решить вопросы: как учить детей с увлечением, как сделать радостным и интересным процесс познания окружающего мира?

Планировать уроки надо так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении окружающего мира. Поэтому мы считаем, что использование именно проблемно – поисковой технологии в обучении окружающему миру поможет достичь повышения познавательной активности школьников.

Применение технологии

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Рассмотрим более подробно особенности проблемных уроков в начальной школе.

Существует определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация —> проблема —> поиск способов решения —> решение проблемы.

На первом этапе проблемного урока учитель должен определить, на основании каких опорных знаний дети могут решать поставленные перед ними задачи. Работа учителя на этом этапе состоит в том, чтобы помочь ученикам сформулировать проблему, выявить познавательную задачу и направить их активность на правильный выбор приемов работы с учебным материалом. К выдвинутой проблеме нужно предъявить несколько требований. Поставленная проблема должна быть посильна для решения, доступна пониманию учащихся, вызвать интерес и желание решить её.

 

Можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций.

I тип - проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.

II тип - проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

III тип - проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

IV тип - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Для уроков окружающего мира наиболее характерными являются проблемные ситуации I и II типа.

Для решения этих проблемных ситуаций можно использовать следующие приёмы:

1) одновременно преподносить ученикам противоречивые факты, теории, мнения;

Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: « Восточнославянские племена». Учащимся предлагаются противоречивые факты:

Многие считают, что название «Русь» связано с внешним видом славян – большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли «русы». Есть и другое мнение учёных: название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где жили древние славяне – земледельцы. Какое мнение вам ближе? Докажите.

2) сталкивать разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал;

Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «Что создавалось трудом крестьянина». Учащимся предлагается вопрос: Существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский?

3) организовать ситуацию на противоречии житейского представления учащихся и научного факта. Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

На втором этапе проблемного обучения учащимся необходимы точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить. Только наиболее сильные ученики включаются в поиск. Они могут наметить и применить различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности. В большей помощи нуждаются ученики со средними учебными возможностями. Они не могут правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание проблемы. Поэтому задача учителя довести до сознания учеников, что является причиной, а что следствием.

Ученики со слабыми учебными возможностями на первых уроках теряются, часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких учащихся необходимо чётко расписать весь ход действий.

На третьем этапе учителю необходимо определить формы деятельности учеников для решения поставленных проблем.

Работу на уроках окружающего мира можно проводить в парах или в группах как постоянного, так и переменного состава. Все ученики должны научиться руководить и работать под руководством.

Постепенно ученики перекидывают мостики от изучаемого материала к пройденному, устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приёмов развития самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлекторному мышлению, а в целом, развитию интеллекта.

Четвёртый этап урока. Роль учителя на этом этапе заключается в организации деятельности учащихся по превращению полученной ими информации в их личностные знания.

Результативность применения проблемного подхода в учебном процессе можно оценить с помощью критериев:

1. «Хочу попробовать свои силы и разобраться..

2. «Я испытываю радость и удовольствие от деятельности»

3. «Я решил эту проблему, я справился»

4. «Эти знания мне пригодятся в жизни»

Выводы:

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения:

-систематическая проблемно-поисковая деятельность повышает познавательную самостоятельность учащихся.

-на таких уроках учащиеся больше думают, чаще говорят, а следовательно у них активнее формируется мышление и речь. Они учатся отстаивать собственное мнение, рисковать, проявлять инициативу.

Недостатки:

для учителя подготовка к таким урокам требует больше времени, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

Конечная цель обучения – научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности.

 

 

.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.