Обобщенная трудовая функция
Бухгалтер
I. Общие сведения
Деятельность в области бухгалтерского учета
|
| 08.002
| (наименование вида профессиональной деятельности)
| Код
| Основная цель вида профессиональной деятельности:
| Формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений
| Группа занятий:
|
| Руководители финансово-экономических и административных подразделений (служб)
|
| Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредитам
|
| Бухгалтеры
|
| Служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учетом
| (код ОКЗ)[1]
| (наименование)
| (код ОКЗ)
| (наименование)
| Отнесение к видам экономической деятельности:
| 01-99
| Все виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД
| (код ОКВЭД)[2]
| (наименование вида экономической деятельности)
| | | | | | | |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
| Обобщенные трудовые функции
| Трудовые функции
| код
| наименование
| уровень квалификации
| наименование
| код
| уровень (подуровень) квалификации
| А
| Ведение бухгалтерского учета
|
| Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта
| А/01.5
|
| Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни
| А/02.5
|
| Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни
| А/03.5
|
| B
| Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта
|
| Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности
| В/01.6
|
| Составление консолидированной финансовой отчетности
| B/02.6
|
| Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
| B/03.6
|
| Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование
| B/04.6
|
| Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками
| B/05.6
|
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
Обобщенная трудовая функция
Наименование
| Ведение бухгалтерского учета
| Код
| А
| Уровень квалификации
|
|
| Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
| Возможные наименования должностей
| Бухгалтер
|
| Требования к образованию и обучению
| Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена
| Дополнительное профессиональное образование по специальным программам
| Требования к опыту практической работы
| При специальной подготовке по учету и контролю не менее трех лет
| Особые условия допуска к работе
| -
| Дополнительные характеристики
| Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
| ОКЗ
|
| Бухгалтер
|
| Служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учетом
| ЕКС[3]
| -
| Бухгалтер
| ОКСО[4]
|
| Экономика и управление
| | | | | | | | | | | | | | |
3.1.1. Трудовая функция
| Наименование
| Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта
| Код
| А/01.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
| Трудовые действия
| Составление (оформление) первичных учетных документов
| Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта
| Выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы
| Проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов
| Систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой
| Составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов
| Подготовка первичных учетных документов для передачи в архив
| Изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации
| Обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта
| Необходимые умения
| Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы
| Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов
| Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
| Обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив
| Необходимые знания
| Основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (в том числе нормативные правовые акты о документах и документообороте), об архивном деле, Общероссийский классификатор управленческой документации (в части, касающейся выполнения трудовых действий)
| Практика применения законодательства Российской Федерации по вопросам оформления первичных учетных документов
| Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления, хранения и передачу в архив первичных учетных документов
| Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни
| Основы информатики и вычислительной техники
| Другие характеристики
| -
| | | | | | | | | | | |
3.1.2. Трудовая функция
| Наименование
| Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни
| Код
| А/02.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
| Трудовые действия
| Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и осуществление соответствующих бухгалтерских записей
| Регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета
| Отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки объектов бухгалтерского учета, пересчета в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств
| Составление отчетных калькуляций, калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов в соответствии с учетной политикой экономического субъекта
| Сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей
| Необходимые умения
| Вести регистрацию и накопление данных посредством двойной записи, по простой системе
| Применять правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, способы начисления амортизации, принятые в учетной политике экономического субъекта
| Составлять бухгалтерские записи в соответствии с рабочим планом счетов экономического субъекта
| Владеть методами калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам экономического субъекта
| Исчислять рублевый эквивалент выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств
| Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
| Необходимые знания
| Основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, о социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства
| Практика применения законодательства Российской Федерации по вопросам денежного измерения объектов бухгалтерского учета
| Методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
| Методы учета затрат продукции (работ, услуг)
| Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, а также по вопросам оплаты труда
| Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте
| Основы информатики и вычислительной техники
| Другие характеристики
| -
| | | | | | | | | | | |
3.1.3. Трудовая функция
| Наименование
| Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни
| Код
| А/03.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
|
|
| Трудовые действия
| Подсчет в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам бухгалтерского учета
| Контроль тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета
| Подготовка информации для составления оборотно-сальдовой ведомости, главной книги
| Подготовка пояснений, подбор необходимых документов для проведения внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, документальных ревизий, налоговых и иных проверок
| Предоставление регистров бухгалтерского учета для их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации
| Систематизация и комплектование регистров бухгалтерского учета за отчетный период
| Передача регистров бухгалтерского учета в архив
| Изготовление и предоставление по требованию уполномоченных органов копий регистров бухгалтерского учета
| Отражение в бухгалтерском учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета
| Необходимые умения
| Сопоставлять данные аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца
| Готовить различные справки, готовить ответы на запросы, содержащие информацию, формируемую в системе бухгалтерского учета
| Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
| Обеспечивать сохранность регистров бухгалтерского учета до передачи их в архив
| Исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами
| Необходимые знания
| Основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, об архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, о хранении и изъятии регистров бухгалтерского учета, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства
| Практика применения законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету
| Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие особенности группировки информации, содержащейся в первичных учетных документах, правила хранения документов и защиты информации в экономическом субъекте
| Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте
| Основы информатики и вычислительной техники
| Другие характеристики
| -
| | | | | | | | | | | | |
3.2. Обобщенная трудовая функция
| Наименование
| Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта
| Код
| В
| Уровень квалификации
|
|
| Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
| Возможные наименования должностей
| Главный бухгалтер
|
| Требования к образованию и обучению
| Высшее образование
Среднее профессиональное образование
| Дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
| Требования к опыту практической работы
| Не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью
при наличии высшего образования – не менее трех лет из последних пяти календарных лет[5]
| Особые условия допуска к работе
| В отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования
| Дополнительные характеристики
| Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
| ОКЗ
|
| Руководители финансово-экономических и административных подразделений (служб)
|
| Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредитам
| ЕКС
| -
| Главный бухгалтер
| ОКСО
|
| Экономика и управление
| | | | | | | | | | | | | |
Трудовая функция
Наименование
| Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Код
| В/01.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Организация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета
| Планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета
| Координация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета
| Контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета
| Обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки
| Формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Формирование пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
| Обеспечение подписания руководителем экономического субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Обеспечение необходимыми документами бухгалтерского учета при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок)
|
Обеспечение сохранности бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи в архив
| Организация передачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в архив в установленные сроки
| Необходимые умения
| Определять объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
| Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта
| Определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику экономического субъекта
| Оценивать возможные последствия изменений в учетной политике экономического субъекта, в том числе их влияние на его дальнейшую деятельность
| Разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять график документооборота
| Организовывать делопроизводство в бухгалтерской службе
| Планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетном периоде для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Организовывать процесс восстановления бухгалтерского учета
| Распределять объем учетных работ между работниками (группами работников) бухгалтерской службы
| Оптимизировать рабочие места для целей ведения бухгалтерского учета
| Координировать действия работников бухгалтерской службы во взаимоотношениях с представителями внешней и внутренней среды экономического субъекта
| Оценивать уровень профессиональных знаний и умений работников бухгалтерской службы
| Планировать сроки, продолжительность и тематику повышения квалификации работников бухгалтерской службы
| Контролировать соблюдение сроков и качества выполнения работ по формированию информации в системе бухгалтерского учета
| Оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Формировать в соответствии с установленными правилами числовые показатели в отчетах, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, при централизованном и децентрализованном ведении бухгалтерского учета
| Составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юридического лица
| Владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
| Обосновывать принятые экономическим субъектом решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок
| Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
| Необходимые знания
| Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, об аудиторской деятельности, официальном статистическом учете, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
| Судебная практика по вопросам бухгалтерского учета
| Международные стандарты финансовой отчетности или международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта)
| Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта
| Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте
| Методы финансового анализа и финансовых вычислений
| Порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи
| Современные технологии автоматизированной обработки информации
| Передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета
| Основы информатики и вычислительной техники
| Правила защиты информации
| Другие характеристики
| -
| | | | | | | | | | | |
3.2.2. Трудовая функция
| Наименование
| Составление консолидированной финансовой отчетности
| Код
| B/02.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
| Трудовые действия
| Проверка качества информации, представленной головной (материнской) организации по совместной деятельности зависимыми и дочерними организациями для целей составления консолидированной финансовой отчетности
| Выполнение процедур консолидации в соответствии с установленными требованиями
| Формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности
| Счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей в отчетах, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности
| Подготовка примечаний (пояснений) к консолидированной финансовой отчетности
| Обеспечение представления консолидированной финансовой отчетности для подписания
| Обеспечение представления консолидированной финансовой отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки
| Обеспечение проведения внешнего аудита консолидированной финансовой отчетности, достоверности и обоснованности информации, представляемой руководству головной (материнской) организации группы организаций
| Обеспечение сохранности консолидированной финансовой отчетности до ее передачи в архив
| Организация передачи консолидированной финансовой отчетности в архив в установленные сроки
| Необходимые умения
| Определять объем работ по составлению консолидированной финансовой отчетности
| Устанавливать организациям группы порядок и сроки представления отчетности и иной информации, необходимой для составления головной (материнской) организацией группы консолидированной финансовой отчетности
| Проверять качество информации, представленной организациями группы, на предмет соответствия ее установленным требованиям
| Обеспечивать при консолидации единство учетной политики, отчетной даты, функциональной валюты представления отчетности
| Составлять консолидированную финансовую отчетность
| Осуществлять трансформацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по российским стандартам бухгалтерского учета, в финансовую отчетность по признанным международным стандартам (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта)
| Обосновывать при проведении внешнего аудита консолидированной финансовой отчетности решения, принятые головной (материнской) организацией группы организаций
| Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
| Необходимые знания
| Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, консолидированной финансовой отчетности, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
| Международные стандарты финансовой отчетности или международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта); практика применения указанных стандартов
| Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта
| Основы экономики, технологии, организации производства и управления в группе организаций, чья отчетность консолидируется
| Метод трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по российским стандартам бухгалтерского учета, в финансовую отчетность по международно-признанным стандартам (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта)
| Основы информатики и вычислительной техники
| Другие характеристики
| -
| | | | | | | | | | | |
3.2.3. Трудовая функция
| Наименование
| Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Код
| B/03.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Организация и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта
| Проверка обоснованности первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическая увязка отдельных показателей; проверка качества ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Проверка качества бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленных подразделений экономического субъекта (при децентрализованном ведении бухгалтерского учета)
| Контроль соблюдения процедур внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Подготовка и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля экономического субъекта, организация их хранения и передачи в архив в установленные сроки
| Необходимые умения
| Понимать цели и процедуры внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта
| Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта
| Владеть методами проверки качества составления регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Осуществлять непрерывный мониторинг соответствия внутреннего контроля целям деятельности экономического субъекта, разрабатывать мероприятия по его совершенствованию
| Выявлять и оценивать риски, способные повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений, и определять процедуры, направленные на минимизацию этих рисков
| Организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых экономическим субъектом фактов хозяйственной жизни
| Определять и изменять границы контрольной среды внутреннего контроля
| Распределять полномочия, обязанности и ответственность между работниками за выполнение соответствующих процедур внутреннего контроля, осуществлять проверку их выполнения
| Формировать справочники типовых сделок и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта в соответствии с его деятельностью, осуществлять контроль их соблюдения
| Координировать взаимоотношения работников в процессе выполнения ими контрольных процедур с субъектами внутреннего контроля
| Проводить оценку состояния и эффективности внутреннего контроля в экономическом субъекте
| Составлять отчеты о результатах внутреннего контроля
| Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
| Необходимые знания
| Теоретические основы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
| Судебная практика по спорам, связанным с совершаемыми экономическими субъектами фактами хозяйственной жизни, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни
| Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта
| Передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере организации и осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
| Международные стандарты финансовой отчетности или международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта), международные стандарты аудита; практика применения указанных стандартов
| Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте
| Основы информатики и вычислительной техники
| Другие характеристики
| -
| | | | | | | | | | | |
3.2.4. Трудовая функция
| Наименование
| Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование
| Код
| B/04.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Организация ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в экономическом субъекте
| Организация исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности
| Обеспечение представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в соответствующие адреса и в установленные сроки
| Координация процесса ведения налогового учета, составления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в экономическом субъекте
| Контроль ведения налогового учета и составления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в экономическом субъекте
| Обеспечение необходимыми документами при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок)
| Организация налогового планирования в экономическом субъекте
| Формирование налоговой политики экономического субъекта
| Проверка качества налоговой отчетности обособленных подразделений экономического субъекта (при децентрализованном ведении налогового учета)
| Контроль соблюдения требований налоговой политики в процессе осуществления экономическим субъектом (его обособленными подразделениями и дочерними обществами) деятельности
|
Обеспечение сохранности документов и регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды и последующей их передачи в архив
| Необходимые умения
| Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды
| Распределять объемы работ между работниками
| Идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налогооблагаемую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные внебюджетные фонды
| Владеть методами проверки качества составления регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды
| Обеспечивать установленные сроки выполнения работ и представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды
| Исправлять ошибки в налоговом учете и налоговой отчетности и в отчетности в государственные внебюджетные фонды
| Обосновывать принятые экономическим субъектом решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок
| Оценивать уровень профессиональных знаний и умений работников по ведению налогового учета и налоговой отчетности в экономическом субъекте
| Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регулирующие организацию и осуществление налогового планирования в экономическом субъекте
| Осуществлять меры налоговой оптимизации в конкретных условиях деятельности по всей совокупности налогов и сборов
| Обеспечивать в рабочее время сохранность налоговых и других отчетов и последующую их передачу в архив
| Разрабатывать учетную политику в области налогообложения
| Разрабатывать формы налоговых регистров
| Оценивать изменение налоговых обязательств и рисков в результате принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике экономического субъекта
| Формировать и применять эффективный набор инструментов налогового планирования (налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения, социальные налоговые режимы)
| Осуществлять мониторинг законодательства о налогах и сборах
| Корректировать налоговую политику экономического субъекта в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах
| Анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами
| Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
| Необходимые знания
| Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бухгалтерском учете, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство, регулирующее административное и уголовное право в части ответственности за нарушения в сфере уплаты налогов и сборов; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
| Судебная практика по налогообложению
| Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта
| Основы информатики и вычислительной техники
| Другие характеристики
| -
| | | | | | | | | | | |
3.2.5. Трудовая функция
| Наименование
| Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками
| Код
| B/05.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Организация работ по финансовому анализу экономического субъекта
| Планирование работ по анализу финансового состояния экономического субъекта
| Координация и контроль выполнения работ по анализу финансового состояния экономического субъекта
| Организация хранения документов по финансовому анализу
| Организация бюджетирования и управления денежными потоками в экономическом субъекте
| Координация и контроль выполнения работ в процессе бюджетирования и управления денежными потоками в экономическом субъекте
| Разработка финансовой политики экономического субъекта, определение и осуществление мер по обеспечению ее финансовой устойчивости
| Составление финансовых планов, бюджетов и смет экономического субъекта
| Представление финансовых планов, бюджетов и смет руководителю или иному уполномоченному органу управления экономического субъекта для утверждения
| Руководство работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития экономического субъекта
| Осуществление анализа и оценки финансовых рисков, разработка мер по их минимизации
| Составление отчетов об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и осуществление контроля за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов
| Участие в разработке планов продаж продукции (работ, услуг), затрат на производство и подготовка предложений по повышению рентабельности производства, снижения издержек производства и обращения
| Организация хранения документов по бюджетированию и движению денежных потоков в экономическом субъекте
| Необходимые умения
| Определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах
| Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок проведения работ по финансовому анализу
| Определять источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта
| Планировать программы и сроки проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов
| Распределять объем работ по проведению финансового анализа между работниками (группами работников)
| Проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа и выполнять процедуры по ее обобщению
| Формировать аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям
| Координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе проведения финансового анализа
| Оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
| Формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта
| Владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности в обозримом будущем
| Вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта
| Определять объем работ по бюджетированию и финансовому планированию и потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах
| Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе регламентирующие порядок проведения работ в системе бюджетирования и управления денежными потоками
| Определять финансовые цели экономического субъекта, степень их соответствия текущему финансовому состоянию экономического субъекта, способы достижения целей в долгосрочной и краткосрочной перспективе
| Разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта
| Формировать структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов
| Планировать объемы, последовательность и сроки выполнения работ по составлению бюджетов денежных средств и финансовых планов, контролировать их соблюдение
| Координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе выполнения работ по бюджетированию и управлению денежными потоками
| Применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками
| Владеть методами финансовых вычислений
| Составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
| Определять общую потребность экономического субъекта в финансовых ресурсах
| Прогнозировать структуру источников финансирования
| Осуществлять проверку качества составления бюджетов денежных средств и финансовых планов
| Вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы)
| Обеспечивать доведение плановых показателей до непосредственных исполнителей
| Обеспечивать передачу документов по бюджетированию и управлению денежными потоками в архив в установленные сроки
| Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
| Необходимые знания
| Основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками
| Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бухгалтерском и официальном статистическом учете, архивном деле, стратегическом планировании, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, аудиторской деятельности, а также гражданское, таможенное, трудовое законодательство; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
| Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта
| Международные стандарты финансовой отчетности или международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта); международные стандарты аудита; практика применения указанного законодательства
| Основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте
| Правила защиты информации
| Передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками
| Основы информатики и вычислительной техники
| Другие характеристики
| -
| | | | | | | | | | | |
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
| НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (НП «ИПБ России»), город Москва
| Директор Копосова Евгения Ивановна
|
[1] Общероссийский классификатор занятий.
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[3] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
[4] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
[5] Федеральный закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 №402-ФЗ статья 7 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; , 2013, № 27, ст. 3477, № 30, ст. 4084, № 52, ст. 6990; 2014, № 45, ст. 6154).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|