Проектный образ в графическом дизайне.
Создание художественного образа —специфический для искусства способ осмысления и переработки действительности Во время реализации образа при переработке художественной информациии нашего восприятия,и происходит рождение образа, в данном случае — проектного. Образ — это наиболее емкое, надежное средство передачи информации об объекте, а также долговременного хранения ее в кладовой нашей эмоциональной памяти, поскольку образу свойственны целостностьи внутренняя нерасчлененность. Посредством образного восприятия мы способны получить всю информацию об объекте сразу, мгновенно, так как принципиальной особенностью образа является одномоментностьего воспроизведения в сознании Образное восприятие — это особый способ обретения и хранения существенных черт объекта без необходимости задействования рассудочно-логической, интеллектуальной компоненты оценки и суммирования полученных данных Подытожим главное из сказанного: • художественный образ глубоко укоренен вкультуре, поэтому его формирование и восприятие возможны лишь внутри определенной эстетической системы; • художественный образ рождается вакте коммуникации на пересечении воплощенного художником замысла и восприятия этого замысла зрителем (читателем, слушателем), оценка образа зависит от подготовки и ориентации воспринимающего сознания; • художественный образ целостен,он одномоментно воспроизводится в воспринимающем сознании; • художественный образ всегда эмоционально окрашен. Очевидно, что образ в дизайне не полностью идентичен образу в искусстве, хотя родовые свойства художественного образа сохраняются и здесь. Но если достоинства художественного образа поверяются лишь талантом и убежденностью его автора и относительно независимы от признания его широкой аудиторией, то проектный — просто обязан соотноситься с культурой потребленияи не реализуется вне ее пространства. Вполне утилитарная вещь этнически чужой или отдаленной во времени потребительской культуры сегодня может стать лишь сувениром или музейным раритетом. Различие между художественным и проектным образом в том, что потребитель воплощенного проектного образавходит с ним в практическое взаимодействие, он им попросту пользуется (а не только воплотившей его вещью) в своей обыденной жизни. Однако то, что проектный образ более приземлен, что он ≪обслуживает ≫ реальность повседневного существования, не так уж значительно меняет его суть. И повседневная жизнь нисколько не менее нуждается в гармонии, красоте и порядке, в реализации своих ценностей в предметной форме. Но мерило качествапроектного образа — иной природы, нежели художественного, и это существенно, прежде всего, для его оценки. Мерило его — потребитель и готовность его пользоваться воплотившей этот образ вещью или системой вещей. Основные характеристики проектного образа, сохраняющего также и ≪родовые свойства≫ художественного: • идеальность(способность к существованию в идее); • целостность; • осмысленность. На основании этого сложились и три аспекта методики так называемого ≪образного подхода≫ в дизайн-проектировании [37]: • художественное моделирование— воспроизведение идеальной жизни вещи в художественном воображении; • композиционное формообразование— построение вещи как композиционной формы, обладающей внутренней завершенностью, гармоничностью, соразмерностью, целостностью и т. п.; • смыслообразование— постижение смысла вещи, раскрывающего содержание ее социокультурного бытия (этот аспект наиболее сложен, и на нем мы подробнее остановимся в главе 3). Поскольку проектный образ принципиально конформен, он наглядно моделирует (в нем заложено): • реальное состояние культуры, социальных процессов, социально-психологических особенностей, экономических и прочих факторов, которое на данный момент характеризует действительность (объективный фактор); •отношение к сформированному проектному образу со стороны потенциальных адресатов (субъективный фактор). Вот о последнем, субъективном, факторе, моделируемом проектным образом, и следует поговорить подробнее.
Различают всего четыре типа функций, которые призван выполнять проектный образ, среди которых инструментальная, адаптивная, результативная и интегративная: • Инструментальная функция,о которой мы уже говорили, направлена на преобразование внешней среды. • Адаптивная функциянаправлена на поддержание среды в состоянии, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность человека. • Результативная функциянаправлена на достижение целей, некоего результата, когда вещь — знак этих целей, хотя сама в себе их не содержит. Поскольку вещь — знак цели (то есть в образе вещи цель каким-то образом закодирована, запечатлена), то эта функция вещи уже очевидно знаковая. • Интегративная функциянаправлена на общественную интеграцию людей вокруг определенных культурных ценностей. Вещь фокусирует смыслы, традиции, ценности, материалы и формы того мира, в котором живут люди
Ниже представлена систематизация знаков, восходящая к Ч. Пирсу: • Иконические знаки изображают материальный объект в любой степени его достоверности или стилизации. • Знаки-индексы имеют с обозначаемыми ими объектами лишь причинно-следственную связь, природную или конвенциональную (по договоренности). Индексы всегда имеют строго фиксированное, однозначное прочтение. К индексам следует отнести и условные обозначения, выработанные, например, в картографии, — эти знаки мы читаем правильно, поскольку договорились понимать их именно так, то есть • Знаки-символы устанавливают с символизируемым объектом сложную и неоднозначную связь. Прочтение знаков этого рода настолько зависит от их контекста, что вне своего смыслового окружения они не могут быть рассмотрены. Символы различаются: • на простые — элементарные геометрические формы, имеющие графическую природу; основные цветовые оппозиции; • сложные — изображения, составленные из графически усложненных форм.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|