Здавалка
Главная | Обратная связь

Проектный образ в графическом дизайне.

 

Создание художественного образа —специфический для искусства способ осмысления и переработки действительности

Во время реализации образа при переработке художественной информациии нашего восприятия,и происходит рождение образа, в данном случае — проектного.

Образ — это наиболее емкое, надежное средство передачи информации об объекте, а также долговременного хранения ее в кладовой нашей эмоциональной памяти, поскольку образу свойственны целостностьи внутренняя нерасчлененность.

Посредством образного восприятия мы способны получить всю информацию об объекте сразу, мгновенно, так как принципиальной особенностью образа является одномоментностьего воспроизведения в сознании

Образное восприятие — это особый способ обретения и хранения существенных черт объекта без необходимости задействования рассудочно-логической, интеллектуальной компоненты оценки и суммирования полученных данных

Подытожим главное из сказанного:

• художественный образ глубоко укоренен вкультуре, поэтому его формирование

и восприятие возможны лишь внутри определенной эстетической системы;

• художественный образ рождается вакте коммуникации на пересечении воплощенного

художником замысла и восприятия этого замысла зрителем (читателем,

слушателем), оценка образа зависит от подготовки и ориентации воспринимающего

сознания;

• художественный образ целостен,он одномоментно воспроизводится в воспринимающем

сознании;

• художественный образ всегда эмоционально окрашен.

Очевидно, что образ в дизайне не полностью идентичен образу в искусстве, хотя

родовые свойства художественного образа сохраняются и здесь. Но если достоинства

художественного образа поверяются лишь талантом и убежденностью его

автора и относительно независимы от признания его широкой аудиторией, то проектный

— просто обязан соотноситься с культурой потребленияи не реализуется

вне ее пространства.

Вполне утилитарная вещь этнически чужой или отдаленной во времени потребительской

культуры сегодня может стать лишь сувениром или музейным

раритетом.

Различие между художественным и проектным образом в том, что потребитель

воплощенного проектного образавходит с ним в практическое взаимодействие,

он им попросту пользуется (а не только воплотившей его вещью) в своей обыденной

жизни. Однако то, что проектный образ более приземлен, что он ≪обслуживает

≫ реальность повседневного существования, не так уж значительно меняет

его суть. И повседневная жизнь нисколько не менее нуждается в гармонии,

красоте и порядке, в реализации своих ценностей в предметной форме. Но мерило

качествапроектного образа — иной природы, нежели художественного,

и это существенно, прежде всего, для его оценки. Мерило его — потребитель

и готовность его пользоваться воплотившей этот образ вещью или системой

вещей.

Основные характеристики проектного образа, сохраняющего также и ≪родовые

свойства≫ художественного:

• идеальность(способность к существованию в идее);

• целостность;

• осмысленность.

На основании этого сложились и три аспекта методики так называемого ≪образного

подхода≫ в дизайн-проектировании [37]:

художественное моделирование— воспроизведение идеальной жизни вещи

в художественном воображении;

• композиционное формообразование— построение вещи как композиционной

формы, обладающей внутренней завершенностью, гармоничностью, соразмерностью,

целостностью и т. п.;

• смыслообразование— постижение смысла вещи, раскрывающего содержание

ее социокультурного бытия (этот аспект наиболее сложен, и на нем мы подробнее

остановимся в главе 3).

Поскольку проектный образ принципиально конформен, он наглядно моделирует

(в нем заложено):

• реальное состояние культуры, социальных процессов, социально-психологических

особенностей, экономических и прочих факторов, которое на данный

момент характеризует действительность (объективный фактор);

отношение к сформированному проектному образу со стороны потенциальных

адресатов (субъективный фактор).

Вот о последнем, субъективном, факторе, моделируемом проектным образом,

и следует поговорить подробнее.

 

Различают всего четыре типа функций, которые призван выполнять проектный образ, среди

которых инструментальная, адаптивная, результативная и интегративная:

• Инструментальная функция,о которой мы уже говорили, направлена на преобразование внешней среды.

• Адаптивная функциянаправлена на поддержание среды в состоянии, обеспечивающем

нормальную жизнедеятельность человека.

• Результативная функциянаправлена на достижение целей, некоего результата,

когда вещь — знак этих целей, хотя сама в себе их не содержит. Поскольку

вещь — знак цели (то есть в образе вещи цель каким-то образом закодирована,

запечатлена), то эта функция вещи уже очевидно знаковая.

• Интегративная функциянаправлена на общественную интеграцию людей вокруг

определенных культурных ценностей. Вещь фокусирует смыслы, традиции, ценности, материалы и формы того мира, в котором живут люди

 

Ниже представлена систематизация знаков, восходящая к Ч. Пирсу:

• Иконические знаки изображают материальный объект в любой степени его достоверности или стилизации.

• Знаки-индексы имеют с обозначаемыми ими объектами лишь причинно-следственную связь, природную или конвенциональную (по договоренности). Индексы всегда имеют строго фиксированное, однозначное прочтение. К индексам следует отнести и условные обозначения, выработанные, например, в картографии, — эти знаки мы читаем правильно, поскольку договорились понимать их именно так, то есть

• Знаки-символы устанавливают с символизируемым объектом сложную и неоднозначную связь. Прочтение знаков этого рода настолько зависит от их контекста, что вне своего смыслового окружения они не могут быть рассмотрены.

Символы различаются:

• на простые — элементарные геометрические формы, имеющие графическую

природу; основные цветовые оппозиции;

• сложные — изображения, составленные из графически усложненных форм.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.