Требования к уровню подготовки учащихся
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА УЧЕНИК ДОЛЖЕН
Знать/ понимать
· понятие, предмет, начную область экологии;
· способы экологически безопасного образа жизни;
· способы ресурсосбережения;
· модели поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.
Уметь
· применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
· приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях;
· называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней.
Результаты изучения программы по внеурочной деятельности «Введение в экологию: Живая планета»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:
Личностные результаты предусматривают умения:
- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметные результаты
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметными результатами являются представления:
- о научной области экологии, предмете её изучения;
- о принципе предосторожности;
- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
-об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Структура курса:
№
| Тема
| К-во часов
|
1.
| Введение
|
|
2.
| История взаимоотношений человека и природы
|
|
3.
| Основные понятия экологии
|
|
4.
| Сообщества и экосистемы
|
|
| Всего:
|
|
Календарно-тематическое планирование курса «Введение в экологию: Живая планета» для 5 «А»
Номера
уроков
| Наименования разделов и тем
| Характеристика
основных видов
деятельности
ученика (на уровне учебных действий) по разделу.
Л.-личностные; П.-предметные; Р.-регулятивные; К.-коммуникативные.
| Плановые сроки
прохождения
| Скорректированные
сроки прохождения
| |
Введение
(1 ч ; 1 ч)
| |
1.
| Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
| Л.воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания.
П.формулируют понятие экологии, её задачи.
Р. Систематизируют знания по окружающему миру.
К. высказывают мнение о связях человека с природой, о взаимосвязях живых организмов.
|
12.11
|
| |
|
| |
| |
| Итого: 1 ч
|
|
|
| |
История взаимоотношений человека и природы
(5 ч ; 1 ч)
| |
1.
| Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей. Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство.
| Л. Определяют своё место в сисиеме «человек-природа».
П.дают понятиеосновным занятиям древних людей, интродукции, источникам энергии.
Р. Создают сравнительную характеристику экологической обстановке в древности и в настоящее время
К. высказывают мнение об изменении характера природопользования, обсуждают в группах и с учителем вопросы бережного отношения к окружающей среде.
|
19.11
|
| |
| | | | | | |
2.
| Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов.
|
|
26.11
3.12
10.12
|
|
3.
| Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.
|
|
|
4.
| Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция.
|
|
|
5.
| Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
|
|
17.12
|
|
| Итого: 5 ч
|
|
|
|
Основные понятия экологии
(10 ч; 1 ч)
|
1.
| Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.
| Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды.
Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере.
К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.
|
24.12
14.01.
21.01
|
|
2.
| Понятие «экосистема», общая характеристика.
|
|
|
3.
| Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы.
|
|
|
4.
| Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле.
|
|
28.01
|
|
5.
| Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.
|
|
4.02
|
|
6.
| Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.
|
|
11.02
|
|
7.
| Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды.
|
|
18.02
|
|
8.
| Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
|
|
25.02
|
|
9.
| Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм.
|
|
3.02
|
|
10.
| Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
|
|
10.03.
|
|
| Итого: 10 ч
|
|
|
|
| | | | | |
Сообщества и экосистемы
(9 ч; 1ч)
|
1.
| Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.
| Л. Характеризуют себя на позиции вида-компонета экосистемы и составляющего разнообразных цепей в природном сообществе.
П.формулируют понятия о группах организмов в природном сообществе, круговороте веществ, цепях питания, природных и искусственных экосистемах.
Р. Систематизируют знания о взаимосвязи и взаимозависимости, растений, животных, грибов и бактерий в сообществе, дают сравнительную характеристику природным и искусственным экосистемам.
К. обсуждают друг с другом и с учителем специфичность видового состава сообществ различных экосистем высказывают мнение о влияние городской среды на здоровье людей.
|
17.03
24.03
7.04
|
|
2.
| Природные и искусственные сообщества живых организмов.
|
|
|
3.
| Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества.
|
|
|
4.
| Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями.
|
|
14.04
|
|
5.
| Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
|
|
21.04
|
|
6.
| Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме.
|
|
28.04
|
|
7.
| Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
|
|
5.05
|
|
8.
| Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга). Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города.
|
|
12.05
|
|
9.
| Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
|
|
19.05
|
|
| Итого:9 ч
|
|
|
|
Информационно-методическое обеспечение:проектор,презентации по темам уроков в Power Point, фрагенты научных фильмов.
Предполагаемая результативность курса:
Ожидаемым результатом – становление экологической культуры личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. В соответствии с этим положением данный курс предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств:
-ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности (регионе);
-ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
-потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.
Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на знаниях о системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности потери пригодных для жизни человека и других организмов качеств природной среды.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.