Здавалка
Главная | Обратная связь

Требования к уровню подготовки учащихся



В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА УЧЕНИК ДОЛЖЕН

Знать/ понимать

· понятие, предмет, начную область экологии;

· способы экологически безопасного образа жизни;

· способы ресурсосбережения;

· модели поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.

Уметь

· применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

· приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях;

· называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней.

Результаты изучения программы по внеурочной деятельности «Введение в экологию: Живая планета»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:

Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметные результаты

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметными результатами являются представления:

- о научной области экологии, предмете её изучения;

- о принципе предосторожности;

- о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

-об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

- о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

- о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

- применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

 

Структура курса:

Тема К-во часов
1. Введение
2. История взаимоотношений человека и природы
3. Основные понятия экологии
4. Сообщества и экосистемы
Всего:

 

 

Календарно-тематическое планирование курса «Введение в экологию: Живая планета» для 5 «А»

 

Номера уроков   Наименования разделов и тем   Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по разделу. Л.-личностные; П.-предметные; Р.-регулятивные; К.-коммуникативные. Плановые сроки прохождения   Скорректированные сроки прохождения  
Введение (1 ч ; 1 ч)  
1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. Л.воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания. П.формулируют понятие экологии, её задачи. Р. Систематизируют знания по окружающему миру. К. высказывают мнение о связях человека с природой, о взаимосвязях живых организмов.   12.11      
     
   
  Итого: 1 ч        
  История взаимоотношений человека и природы (5 ч ; 1 ч)  
1. Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей. Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Л. Определяют своё место в сисиеме «человек-природа». П.дают понятиеосновным занятиям древних людей, интродукции, источникам энергии. Р. Создают сравнительную характеристику экологической обстановке в древности и в настоящее время К. высказывают мнение об изменении характера природопользования, обсуждают в группах и с учителем вопросы бережного отношения к окружающей среде.   19.11    
             

 

2. Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов.     26.11     3.12   10.12  
3. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.    
4. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция.    
5. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.     17.12  
  Итого: 5 ч      
Основные понятия экологии (10 ч; 1 ч)
1. Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей. Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды. Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере. К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.   24.12     14.01.   21.01  
2. Понятие «экосистема», общая характеристика.    
3. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы.    
4. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле.     28.01    
5. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.     4.02  
6. Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.     11.02  
7. Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды.     18.02  
8. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.     25.02    
9. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм.     3.02    
10. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.     10.03.    
  Итого: 10 ч      
           

 

Сообщества и экосистемы (9 ч; 1ч)
1. Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Л. Характеризуют себя на позиции вида-компонета экосистемы и составляющего разнообразных цепей в природном сообществе. П.формулируют понятия о группах организмов в природном сообществе, круговороте веществ, цепях питания, природных и искусственных экосистемах. Р. Систематизируют знания о взаимосвязи и взаимозависимости, растений, животных, грибов и бактерий в сообществе, дают сравнительную характеристику природным и искусственным экосистемам. К. обсуждают друг с другом и с учителем специфичность видового состава сообществ различных экосистем высказывают мнение о влияние городской среды на здоровье людей.   17.03   24.03   7.04  
2. Природные и искусственные сообщества живых организмов.    
3. Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества.    
4. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями.     14.04    
5. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.     21.04    
6. Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме.     28.04    
7. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.     5.05  
8. Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга). Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города.     12.05  
9. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.     19.05    
  Итого:9 ч      

 

 

Информационно-методическое обеспечение:проектор,презентации по темам уроков в Power Point, фрагенты научных фильмов.

Предполагаемая результативность курса:

Ожидаемым результатом – становление экологической культуры личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. В соответствии с этим положением данный курс предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств:

-ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности (регионе);

-ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;

-потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.

Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на знаниях о системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности потери пригодных для жизни человека и других организмов качеств природной среды.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.