Здавалка
Главная | Обратная связь

Религия глазами студентов

Актуальность феномена веры в современной молодежной среде

У термина «религия» много определений.

Религия — вера, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий.

Вера в бога — это попытка человека вписать себя в некую огромную систему, стремление определить свое место в жизни, сформировать иерархию норм, духовных ценностей, определить индивидуальную концепцию мира.

Известнейшими социологами, изучающими религиозные процессы являлись Э.Дюркгейм и М.Вебер. Они разыскивали факторы, объясняющие возникновение верований, старались найти основания, определить логический и практический смысл религии, которые побуждают человека верить и действовать.

Обращение к религии — это всегда стремление объяснить происходящее вокруг (хотя бы для себя самого). В переходном возрасте подросток переосмысляет свой мир, пересматривает систему ценностей и норм. На этом этапе всегда рождаются страхи. И религия помогает подростку победить их, ведь Бог есть сверхъестественное всемогущее существо, которое «защищает» и «помогает» ему.

Возможна еще одна причина обращения молодых людей именно к религии; религия может стать для молодежи формой протеста. Корнями это опять же уходит в желание выделиться из толпы. Если родители православные христиане, подросток не всегда хочет быть похожим на них. Если в семье конфликт — подросток выбирает иную веру (делает все наоборот). Если религия для подростка — протест, то у него, скорее всего, поверхностное понимание данной религии.

Молодежь и тоталитарные секты

На начальном этапе подростка привлекает то, что «лежит на поверхности», внешняя мишура. Идеологический суррогат легко усваивается молодежью. В основе деятельности тоталитарных сект чаще всего лежат примитивные догмы.

Молодежь вовлекается в разного рода асоциальные действия: массовые беспорядки, погромы, преступления, связанные с насилием: сатанизм, националистические русские группировки с ортодоксальным православием. Ваххабизм с маской защиты «истинного ислама» и т.п.

Роль религиозного фактора в национальной политике России

В международном законодательстве, во «Всеобщей декларации прав человека» в статье 18 говорится, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. В соответствии с Конституцией РФ утверждается принцип отделения церкви от государства.

В реализации концепции национальной политики возможны три варианта:

1. политика государственного патернализма (поощрения, помощи отдельным религиям);

2. политика мультикультурализма;

3. политика унификации и ассимиляции («плавильный котел»).

Для России наиболее приемлемый вариант — второй.

Религия глазами студентов

Многочисленные социологические исследования отношения студентов к религии показывают, что из общего числа опрошенных студентов 40% студентов считают себя верующими, из них к православию относят себя 79%. Интересно, что наиболее популярный ответ здесь: «Считаю себя верующим вообще» - 11%, христианами себя считают 7%, приверженцев нетрадиционных верований — 2% (ТГПУ). В ТГПУ не оказалось ни иудеев, ни мусульман, ни буддистов, ни протестантов, ни католиков. Атеистами считают себя 4%.

Признание себя православными (79%), тем не менее, показало довольно низкий процент воцерковленности: богослужения посещают лишь 2%, ежедневно молятся и читают молитвенное правило также 2%. Следовательно, студенты считают себя православными по национально-этническому фактору.

По данным Министерства юстиции по состоянию на 1 января 2005 года в России действует 22 144 зарегистрированных религиозных организаций. Традиционные составляют немногим более половины: православные организации — 11837, мусульманские — 3 634, буддистские - 192, иудаистские - 275. По данным социологов, 5-10% населения, прежде всего молодежь, называют себя приверженцами новых религиозных организаций.

Молодежь стремится утвердить себя в этом мире путем формирования собственного мировоззрения. Объединяются из числа молодежи те, кто разделяет аналогичные взгляды. Молодежь составляет свое понимание феномена веры, выстраивают собственную систему мировоззрения (Пауль Тиллих).

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.