Здавалка
Главная | Обратная связь

Информационные системы.



Лекция №1

Тема ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

Определение информации и информационных

Технологий

Четкого и единственного определения термина «ин­формация» не существует. Любое взаимодействие междуобъектами, в процессе которого один объект приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. Передаваемая субстанция называется информацией. Из этого определения следует два наиболее общих свойства информации:

ü информация не может существовать вне взаимодействия объектов;

ü информация не теряется ни одним из них в процессе этого взаимодействия.

Информацией являются любые новые сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях, событиях и процессах, независимо от формы их представления.

Информация является одним из ценнейших ресурсом общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсами, как нефть, газ, полезные ископаемые и другие, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать, как технологию. Тогда справедливы следующие определения.

Информационные ресурсы – это совокупность данных, представляющих ценность для предприятия и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся тексты, файлы с данными, знания и т.д.

Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.

В зависимости от конкретных прикладных задач, которые необходимо решить, можно использовать различные методы обработки данных, технические средства, поэтому выделяют три класса информационных технологий, которые позволяют работать с различными предметными областями:

ü глобальные информационные технологии, которые включают модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества целом;

ü базовые информационные технологии, предназначенные для определенной области применения;

ü конкретные информационные технологии, реализующие обработку конкретных данных при решении конкретных функциональных задач пользователя (планирования, учета, учета, анализа и т.д.)

Цель информационной технологии – производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

С появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью, теперь, становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как в профессиональной, так и бытовой сферах по следующим критериям:

ü по видам задач и процессов обработки информации;

ü по проблемам, стоящим на пути информатизации общества;

ü по преимуществам, которые приносит компьютерная технология;

 

ü по видам инструментария технологии;

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников компании, имеющих дело с принятием решения.

 

Информационные системы.

Информационная система – это организованная, упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (т.е. передачу информации) для достижения поставленной цели.

Информационная технология тесно связана с ИС, которые являются для нее основной средой.

Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Однако информационная технология может существо­вать и вне сферы ИС.

Первые информационные системы появились в 1950-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета заработной платы и реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных ма­шинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

1960-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, обработанная с помощью подобных сис­тем, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций.

В 1970-х — начале 1980-х гг. информационные систе­мы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и уско­ряющего процесс принятия решений.

К концу 1980-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим ис­точником информации и используются на всех уровнях в организациях любого профиля. ИС этого периода, пре­доставляя вовремя нужную информацию, помогают ком­паниям в достижении коммерческого успеха, создании новых товаров и услуг, поиске рынков сбыта и достойных партнеров, организации выпуска продукции по низкой цене и др.

В информационной системе протекают следующие процессы:

ü ввод информации из внешних или внутренних ис­точников;

ü обработка входной информации и представление ее в удобном для пользователя виде;

ü вывод информации для представления пользовате­лям или передачи в другую систему;

ü процесс обратной связи, т.е. обработка данных спе­циалистами организации с целью коррекции новой вход­ной информации.

Информационная система характеризуется определен­ными свойствами:

ü любая ИС может быть подвергнута анализу, построе­на и управляема на основе общих принципов построения систем;

ü ИС является динамичной и развивающейся систе­мой;

ü при построении ИС необходимо использовать сис­темный подход;

ü выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения.

На современном этапе развития информационных систем их внедрение может способствовать:

ü получению наиболее оптимальных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов, интеллектуальных систем и т.д.;

ü освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

ü обеспечению достоверности и доступности информа­ции;

ü замене бумажных носителей данных на магнитные диски, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге; и др.

Структура любой информационной системы может быть определена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Информационное обеспечение — совокупность еди­ной системы классификации и кодирования информа­ции, унифицированных систем документации, схем ин­формационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соот­ветствующая документация на эти средства и технологи­ческие процессы.

Математическое и программное обеспечение — сово­купность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение — совокупность мето­дов и средств, регламентирующих взаимодействие работ­ников с техническими средствами и между собой в про­цессе разработки и эксплуатации ИС.

Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус ИС ифункционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования инфор­мации.

Выделяют несколько признаков, по которым можно классифицировать информационные системы.

1. Классификация ИС по признаку структурирован­ности задач.

ü создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Менеджер при­нимает решение, опираясь на сведения, содержащиеся |этих отчетах;

ü разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения менеджером при этом сводится к выбору одной из предложенных ему альтернатив. Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.

2. Классификация ИС по степени автоматизации.

ü ручные ИС — характеризуются полным отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком;

ü автоматические ИС — выполняют все операции по переработке информации без участия человека;

ü автоматизированные ИС — предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» вкладывается понятие автоматизированной системы.

3. Классификация ИС по характеру использования информации.

ü Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных, например ИПС в библиотеке, в железнодорожных и авиа-кассах продажи билетов.

ü Информационно-решающие системы осуществляют операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной ин­формации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

4. Классификация ИС по сфере их применения.

ü ИС организационного управления предназначены для авто­матизации функций управленческого персонала. Учитывая высокую распространенность и разнообразие этого класса систем, часто термин «информационные системы» полу­чает именно такое толкование. К этому классу относятся ИС управления как промышленными организациями, так непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.

ü ИС управления технологическими процессами служат для автоматизации функций производственного персо­нала. Они широко используются при организации про­изводства для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

ü ИС автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями САПР являются: инженерные расчеты, созда­ние графической (чертежей, схем, планов) и проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

ü Интегрированные (корпоративные) ИС используют­ся для автоматизации большинства функций компаний и охватывают весь цикл работ — от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре компании, на что может решиться не каждый менеджер.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.