Результаты изучения программы по внеурочной деятельности «Экология:Природа. Человек. Культура»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты предусматривают умения:
- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметные результаты
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметными результатами являются представления:
- о возрастании уровня потребностей человека в современном обществе;
- об экологической культуре как одном из механизмов регуляции потребностей человека;
- о религии, философии, науке и искусстве как способах познания человеком природы и самого себя;
- о единстве человека и природы в представлениях древних людей;
- о методах экологических исследований: наблюдении, измерении, эксперименте;
- о моделировании – современном методе изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде;
- о глобальных экологических проблемах (сокращении биологического разнообразия, истощении природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, изменении климата и др.);
- о международном сотрудничестве в области охраны природы, международныех экологических проектах;
- о природе как источнику вдохновения поэтов, художников, музыкантов.
Структура курса:
№
| Тема
| К-во часов
|
| Введение
|
|
1.
| Наши древние корни
|
|
2.
| Природа и человек: у истоков культуры
|
|
3.
| Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов
|
|
4.
| Научные методы в экологии
|
|
5.
| Человек изменяет природу
|
|
6.
| Отношение человека к природе в искусстве
|
|
| Заключение
|
|
| Всего:
|
|
Календарно-тематическое планирование курса «Экология:Природа. Человек. Культура» для 6 «А»
Номера
уроков
| Наименования разделов и тем
| Характеристика
основных видов
деятельности
ученика (на уровне учебных действий) по разделу.
Л.-личностные; П.-предметные; Р.-регулятивные; К.-коммуникативные.
| Плановые сроки
прохождения
| Скорректированные
сроки прохождения
| |
Введение (2 ч; 1 ч)
| |
1.
2.
| Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.
Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека.
| Л.воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания.
П.формулируют понятие «окружающая среда», «экологическая культура», «информационная перегрузка» и «информационный голод».
Р. Дают сравнительную характеристику потребностей человека в древности и в современном мире, дают оценку роли человека в окружающей среде.
К. высказывают мнение о кризисе перепотребления.
|
10.11
17.11
|
| |
|
| |
| |
| Итого: 2 ч
|
|
|
| |
Наши древние корни (4 ч ; 1 ч)
| |
1.
| Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана.
| Л. Определяют своё место в сисиеме «человек-природа».
П.дают понятиеосновным занятиям древних людей, интродукции, источникам энергии.
Р. Создают сравнительную характеристику экологической обстановке в древности и в настоящее время
К. высказывают мнение об изменении характера природопользования, обсуждают в группах и с учителем вопросы бережного отношения к окружающей среде.
|
24.11
|
| |
2.
| Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель).
|
|
1.12
8.12
15.12
|
| | |
3.
| Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Все мы – «наследники по прямой»: биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при расселении человека по земному шару.
|
|
| | |
4.
| Человек овладевает огнем. Способы добывания огня (высекание и трение). Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем. Появление пирогенных ландшафтов.
|
|
| | |
| Итого: 4 ч
|
|
|
| | |
Природа и человек: у истоков культуры (4 ч; 1 ч)
| | |
1.
| Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.
| Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды.
Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере.
К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.
|
22.12
12.01.
19.01
|
| | |
2.
| Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия.
|
|
| | |
3.
| Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. экосистемы.
|
|
| | |
4.
| Особенности восприятия человеком окружающего мира. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя.
|
|
26.01
|
| | |
| Итого: 4 ч
|
|
|
| | |
Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов
(4 ч; 1 ч)
| | |
1.
| Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы и покровительницы. труда.
| Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды.
Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере.
К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.
|
2.02
9.02
16.02
|
| | |
2.
| Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.
|
|
| | |
3.
| Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие божества славян.
|
|
| | |
4.
| Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.
|
|
23.02
|
| | |
| Итого: 4 ч
|
|
|
| | |
Научные методы в экологии (4 ч; 1 ч)
| | |
1.
| Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. природы в представлениях древних людей.
| Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды.
Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере.
К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.
|
1.03
8.03
15.03
|
| | |
2.
| Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы, используемые в экологических исследованиях..
|
|
| | |
3.
| Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде.
|
|
| | |
4.
| Математическое моделирование.
|
|
22.03
|
| | |
| Итого: 4 ч
|
|
|
| | |
| | | | | | | | | | | | |
Человек изменяет природу (3 ч; 1 ч)
| |
1.
| Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой.
| Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды.
Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере.
К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.
|
5.04
12.04
19.04
|
| |
2.
| Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.).
|
|
| |
3.
| Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Охрана и восстановление природы в наши дни.ана и восстановление природы в наши дни.
|
|
| |
| Итого: 3 ч
|
|
|
| |
Отношение человека к природе в искусстве (3 ч; 1 ч)
| |
1.
| Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс).
| Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды.
Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере.
К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.
|
26.04
3.05
10.05
|
| |
2.
| Гармония в природе.. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира.
|
|
| |
3.
| Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство.
|
|
| |
| Итого: 3 ч
|
|
|
| |
Заключение (1 ч; 1 ч)
| |
1.
| | Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды.
Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере.
К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.
| Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Охрана и восстановление природы в наши дни.ана и восстановление природы в наши дни.
|
|
|
|
| Итого: 1 ч
|
|
|
| |
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.