Здавалка
Главная | Обратная связь

Результаты изучения программы по внеурочной деятельности «Экология:Природа. Человек. Культура»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметные результаты

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметными результатами являются представления:

- о возрастании уровня потребностей человека в современном обществе;

- об экологической культуре как одном из механизмов регуляции потребностей человека;

- о религии, философии, науке и искусстве как способах познания человеком природы и самого себя;

- о единстве человека и природы в представлениях древних людей;

- о методах экологических исследований: наблюдении, измерении, эксперименте;

- о моделировании – современном методе изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде;

- о глобальных экологических проблемах (сокращении биологического разнообразия, истощении природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, изменении климата и др.);

- о международном сотрудничестве в области охраны природы, международныех экологических проектах;

- о природе как источнику вдохновения поэтов, художников, музыкантов.

Структура курса:

Тема К-во часов
  Введение
1. Наши древние корни
2. Природа и человек: у истоков культуры
3. Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов
4. Научные методы в экологии
5. Человек изменяет природу
6. Отношение человека к природе в искусстве
  Заключение
Всего:

 

Календарно-тематическое планирование курса «Экология:Природа. Человек. Культура» для 6 «А»

Номера уроков   Наименования разделов и тем   Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по разделу. Л.-личностные; П.-предметные; Р.-регулятивные; К.-коммуникативные. Плановые сроки прохождения   Скорректированные сроки прохождения  
Введение (2 ч; 1 ч)  
1.     2. Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде. Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека. Л.воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания. П.формулируют понятие «окружающая среда», «экологическая культура», «информационная перегрузка» и «информационный голод». Р. Дают сравнительную характеристику потребностей человека в древности и в современном мире, дают оценку роли человека в окружающей среде. К. высказывают мнение о кризисе перепотребления.   10.11     17.11      
     
   
  Итого: 2 ч        
  Наши древние корни (4 ч ; 1 ч)  
1. Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана. Л. Определяют своё место в сисиеме «человек-природа». П.дают понятиеосновным занятиям древних людей, интродукции, источникам энергии. Р. Создают сравнительную характеристику экологической обстановке в древности и в настоящее время К. высказывают мнение об изменении характера природопользования, обсуждают в группах и с учителем вопросы бережного отношения к окружающей среде.   24.11    
2. Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель).     1.12     8.12   15.12  
3. Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Все мы – «наследники по прямой»: биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при расселении человека по земному шару.    
4. Человек овладевает огнем. Способы добывания огня (высекание и трение). Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем. Появление пирогенных ландшафтов.    
  Итого: 4 ч      
Природа и человек: у истоков культуры (4 ч; 1 ч)
1. Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда. Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды. Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере. К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.   22.12     12.01.   19.01  
2. Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия.    
3. Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. экосистемы.    
4. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя.     26.01    
  Итого: 4 ч      
Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов (4 ч; 1 ч)
1. Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы и покровительницы. труда. Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды. Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере. К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.   2.02   9.02   16.02  
2. Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.    
3. Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие божества славян.    
4. Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.     23.02    
  Итого: 4 ч      
Научные методы в экологии (4 ч; 1 ч)
1. Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. природы в представлениях древних людей. Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды. Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере. К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.   1.03   8.03   15.03  
2. Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы, используемые в экологических исследованиях..    
3. Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде.    
4. Математическое моделирование.     22.03    
  Итого: 4 ч      
                       

 

Человек изменяет природу (3 ч; 1 ч)
1. Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды. Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере. К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.   5.04   12.04   19.04  
2. Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.).    
3. Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Охрана и восстановление природы в наши дни.ана и восстановление природы в наши дни.    
  Итого: 3 ч      
Отношение человека к природе в искусстве (3 ч; 1 ч)
1. Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс). Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды. Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере. К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.   26.04   3.05   10.05  
2. Гармония в природе.. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира.    
3. Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство.    
  Итого: 3 ч      
Заключение (1 ч; 1 ч)
1.   Л. Демонстрируют личную готовность к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. П.дают понятиеосновным направлениям современной экологии, экосистеме, биосфере Земли, среде обитания, факторам среды. Р. Систематизируют знания о стуктуре экосистем, делают выводы о связи всех компонентов биосферы. Дают прогноз деятельности человека по отношению к биосфере. К. обсуждают в группах и с учителем границы биосферы , её разнообразие, положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Охрана и восстановление природы в наши дни.ана и восстановление природы в наши дни.      
  Итого: 1 ч      






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.