Здавалка
Главная | Обратная связь

История московской канализации



В начале XVIII века в Москве начались централизованные работы по мощению мостовых. При этом предусматривалось устройство вдоль вымощенных камнем улиц канав-водоприемников для отвода поверхностных дождевых и сточных вод. Несмотря на указы, неоднократно издававшиеся российскими императорами: Петром I, Анной Иоанновной и другими, санитарное состояние городов было далеким от совершенства.

Составленный генералом Ф. В. Бауэром «Проект о проведении воды в столичный город Москву» предусматривал не только обеспечение подачи в Москву «довольного количества чистой воды», но и создание сети водосточных подземных каналов. Дождевые и снеговые воды собирались в подземные каналы и попадали в сточные творила (отстойные ямы-бассейны). Был устроен пропускной резервуар в районе Трубной площади. Перед выпуском вод из подземного канала – реки Неглинной – в реку Москву был сооружен резервуар-отстойник. Осенью вода из отстойника удалялась через подземный выпуск. Зимой осадок из отстойника извлекался и использовался для «утучнения земель», то есть в качестве удобрения. Кроме того, этим осадком засыпали овраги.

Московская канализация ведет свой отсчет с 30 июля 1898 года, когда Главная насосная станция начала перекачку сточных вод на Люблинские поля орошения. Во второй половине XIX века на фоне бурного развития экономики и промышленности вопросы благоустройства российской столицы решались с большим трудом. Внимание властей было сконцентрировано на состоянии центральных районов города, хотя их санитарное состояние оставляло желать лучшего. «С какой стороны не подойдешь, страшное зловоние встречает вас на самом пороге. Идем по запаху. Вот Красная площадь… Вокруг настоящая зараза от текущих по сторонам вонючих стоков…», – это та же статья газеты «Русская летопись» за 1871 год о центральной части города.

Окраины города, населенные рабочими и беднотой, были погружены во мрак и утопали в грязи. Запах нечистот давал о себе знать уже на дальних подъездах к Первопрестольной. Тогдашняя Москва, не имевшая никакой канализации, все заботы об удалении отходов своей жизнедеятельности возлагала на многочисленные обозы отходников, так называемых, «золотарей». С полуночи до раннего утра эти телеги с бочками, громыхая, разъезжали по булыжным и ухабистым московским улицам, расплескивая из открытых бочек «благоуханное» содержимое. Инициатором устройства канализации в Москве явился русский инженер-гидротехник М. А. Попов, который в 1874 году представил первый проект. В создании Московской канализации участвовали выдающиеся ученые и инженеры. Почти двадцать лет ушло на обсуждение московскими властями вопроса об устройстве системы канализации. И только с приходом городского головы Н. А. Алексеева на рассмотрение Городской Думы был вынесен и утвержден в Министерстве путем сообщения в 1892 году проект раздельного канализования столицы, разработанный группой городских инженеров В. Д. Кастальским, Н. М. Левачевым, П. Л. Николаенко, А. А. Семеновым, В. К. Шпейером во главе с П. В. Труниным.

Этапы развития московской канализации тесно связаны с развитием и ростом столицы. В конце 20-х годов Москва приступила к освоению интенсивных методов очистки на небольших станциях аэрации, каждая из которых представляла собой уникальный комплекс очистных сооружений. Были построены Кожуховская станция аэрофильтрации, Закрестовская и Филевская станции аэрации – первые станции полной биологической очистки.

Опыт, накопленный на этих сооружениях, позволил уже во второй половине 30-х годов приступить к проектированию и строительству крупных станций аэрации. Знаменательным итогом стала Люблинская станция аэрации, производительность которой составила 500 тыс. куб. м в сутки, в 1938 году она была введена в эксплуатацию. Станция явилась масштабным достижением отечественной школы канализации того времени.

 

Прокладка канализационных сетей в Москве

 

В этот период были сформированы основы отечественной практики очистки сточных вод и обработки осадков, определены теоретические принципы расчета очистных сооружений, на которых все последующие годы, вплоть до сегодняшнего дня, строилась, развивалась и совершенствовалась отечественная канализация. В середине 50-х годов московская канализация приступила к созданию мощных систем водоотведения и транспортировки сточных вод от промышленных гигантов столицы и быстрорастущих жилых новостроек к очистным сооружениям города. В эти годы развитие московской канализации шло по новому пути – централизации, заключавшейся в закрытии небольших станций с одновременным формированием двух основных бассейнов канализования – Курьяновского и Люберецкого.

В 1950 году введена в эксплуатацию Курьяновская станция аэрации, производительность которой в 1970-х годах достигла 3,125 млн. куб. м в сутки, в 1963 году – Люберецкая станция аэрации, мощность которой в настоящее время достигла 3 млн. куб. м в сутки.

Особой страницей в истории московской канализации вписана Зеленоградская станция аэрации мощностью 90 млн. куб. м в сутки, которая введена в 1962 году. На станции впервые в России применена доочистка и дезинфекция сточных вод, что позволило обеспечить безопасность очищенных стоков на уровне питьевой воды. Именно в этот период 1970-х годов на базе опыта Зеленоградской станции аэрации в Москве определилось новое направление в области экономии водных ресурсов – техническое водоснабжение на основе доочищенных сточных вод, которое внедрено на Курьяновской станции аэрации. Вплоть до конца 1970-х годов строительство объектов канализации велось огромными темпами, благодаря чему полностью был прекращен сброс неочищенных сточных вод в водоемы города. Последние десятилетия прошлого века московская канализация успешно решала проблему обработки осадков сточных вод.

Впервые в отечественной практике создан мощный комплекс по механическому обезвоживанию осадков городских сточных вод. Успешно решена проблема рекультивации территорий бывших Люблинских полей фильтрации, на месте которых реализован не имеющий мировых аналогов грандиозный проект по созданию одного из красивейших жилых районов – Марьинского парка. Дальнейшее развитие сооружений для обработки и утилизации осадка ориентировано на создание технологически законченного цикла путем завершения работ по внедрению мощностей для механического обезвоживания и переработки осадка, накопленного на иловых площадках, с последующим депонированием на этих территориях. В конце 1990-х годов стартовало новое направление по созданию локальных систем канализования новых районов города и за его пределами со строительством небольших станций аэрации. Примером является станция в Южном Бутове и новые сооружения городе Зеленограде, построенные по концессионной модели БООТ, с полностью автоматизированным технологическим процессом. Эксплуатация систем водоотведения сегодня осуществляется на основе широкого использования методов телевизионной диагностики технического состояния сети, бестраншейной реконструкции трубопроводов. Управление работой канализационной системы города осуществляется на основе компьютерного моделирования с применением специального программного обеспечения. На большинстве канализационных насосных станциях внедрена автоматизированная система централизованного диспетчерского контроля и управления, широко используется высоконадежное, экономичное насосное оборудование.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.