Здавалка
Главная | Обратная связь

Технология изготовления традиционной тряпичной куклы «Обережка»



МКОУДОД «Ребрихинская детская школа искусств»

Народная тряпичная кукла-оберег

Методическое пособие к практическим занятиям

по дисциплине «Игрушка»

 

Разработала: Гущина А.С.

 

С.Ребриха 2013г.

Содержание:

  Введение
1. История тряпичной куклы  
1.1 Рождение куклы
1.2 Роль кукол
1.3 Виды кукол
2. Виды обереговых кукол
3. Подготовка к работе
  Заключение
  Приложение
  Список литературы

 

Введение

Совсем недавно традиционная тряпичная кукла была временно забыта в связи с тем, что появилось большое количество новых игрушек и кукол фабричного производства. Лишь посредством того, что в современном мире стало модно изготавливать сувениры, игрушки, куклы своими руками, вспомнили и о традиционной кукле. На сегодняшний день тряпичные куклы изготавливают немного по- другому, каждый мастер стремится вложить в куклу что-то своё, тем не менее эти куклы сохранили в себе образ и значение, которое они имели в старину.

Тряпичная кукла - это предмет народного искусства, это образ женщины, девушки, иногда и мужчины, выполненный из кусочков ткани особым традиционным способом. Кукла обязательно несла в себе какую-либо функцию в отношении жизни человека (например, обереговую).

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Раньше кукла была важным элементом в жизни человека, она сопровождала человека с самого рождения и находилась с ним на протяжении всей его жизни. Кукла передавалась по-наследству: от мамы к дочери. В иных домах кукол накапливалось до ста штук. Сейчас известно 90 видов кукол.

Данная методическая разработка содержит: историю возникновения, разновидности тряпичной куклы, понятие о каждом виде куклы, её предназначение, технологические карты по изготовлению кукол-оберегов. Благодаря технологическим картам в данном методическом пособии, можно без специального обучения изготовить тряпичную куклу самостоятельно. Данная методическая рекомендация разработана для использования на занятиях по дисциплине «Игрушка» в ДШИ, ДХШ и общеобразовательных школах на занятиях по дисциплине «Технология».

На сегодняшний день существует большое количество различной литературы и интернет-сайтов по народной тряпичной кукле, однако информация во многих источниках всё же отличается друг от друга. Возможна такая ситуация сложилась из-за того, что тряпичной куклы была некоторое время забыта.

Основные источники, используемые для написания данной методической разработки:

- книга Шайдуровой Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2011,

- интернет-источник www.rukukla.ru.

- использовался личный опыт преподавания данной дисциплины,

- знания, полученные при обучении в Алтайском краевом колледже культуры.

 

 

История тряпичной куклы

Рождение куклы

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполнялись из природных материалов, которые приносились из леса: дерево, лоза, трава, солома. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, были оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Самые первые куклы, которые делал человек на заре своего существования – были куклы из золы. Процесс изготовления таких кукол был предельно прост. Брали золу и смешивали с водой. Благо в те времена никаких проблем с золой не было, т.к. абсолютно всю пищу готовили на открытом огне или в очагах. Далее, из этой смеси скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. И называли такую куклу Бабой – женским божеством. Такая кукла передавалась из рук в руки по женской линии, от бабушки внучке в день ее свадьбы. Кукла – Баба была обережной куклой, хранительницей дома и очага. Эта кукла всегда сопровождала свою хозяйку при переездах. Люди верили, что если принести эту куклу на новое место, то в новом доме обязательно появится очаг, уют и тепло.

Еще одна из древнейших кукол, дошедших до наших дней, изготавливалась из волос. Остриженные волосы женщина не выбрасывала ни в коем случае. Она собирала их в маленький мешочек и делала из него куколку. В те времена верили, что если больного человека обложить со всех сторон такими мешочками, то он непременно пойдет на поправку.

Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Сама ткань – результат одного из самых значимых женских занятий – считалась священной, обладающей защитными функциями. Устойчивые признаки тряпичных кукол у разных народов передавались из поколения в поколение в течение длительного времени: простая конструкция, созданная без употребления иглы, безликость, ярко выраженные женские признаки (наличие груди, длинной косы) или женские детали костюма. Кукол наряжали в национальный костюм, это был знак принадлежности к культу предков, поклонение. Кукла становилась оберегом. Ее клали в колыбель девочке, мальчику – лук со стрелой. В России мастера создавали куклы для своей семьи, а потом для продажи. Игрушек у крестьянских детей было мало, выполняли их из того, что было под рукой.

 

Роль кукол

Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

- она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом;

- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери- хранительницы очага, мастерицы;

- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами девочки, учились прясть, шить, вышивать. С 5-ти лет они сами их изготавливали. С куклами играли до 8-ми лет все, как девочки, так и мальчики. Кукол берегли, передавали по наследству. Молодухе после свадьбы разрешалось играть в куклы. Играя с куклами, изображали все деревенские праздники, особенно свадьбу.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, показывая родственную любовь и заботу.

Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять различные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения.

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в том числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.

 

 

Виды кукол

Народные куклы делились на три группы:

· Куклы-обереги.

В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать.

К обереговым куклам относятся: «Пеленашка» (прил.№5-5), «Подорожница» (прил.№5-3), обережка (прил.№5-6), «Скрутка» (прил.№5-1), кукла «на счастье» (прил.№5-9), «Зольная» кукла (прил.№ 5-11), «Крупеничка»(прил.№ 5-7), «Вепсская»(прил.№5-4), «Северная берегиня»(прил.5-10) и т.д.

· Обрядовые куклы.

Обрядовые куклы участвовали в традиционных обрядах и праздниках, часто имели название какого- либо праздника, например, на свадьбе, на Пасху, на Масленницу, после сбора урожая и т.д.

К обрядовым куклам относятся: неразлучники, Мировое дерево, Масленица, Коляда, Кострома, Кукушечка, Покосница, Крупеничка.

· Игровые куклы.

Игровые куклы изготавливались для игры детям. Играя в куклы, ребёнок проигрывал традиционные обряды, осваивал различные социальные роли.

К игровым куклам относятся: Столбушка, Малышок-голышок, Барыня, Девка-баба, Бабочка, Зайчик.

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она выполняла различные роли, например, кукла Крупеничка могла быть обрядовой, а так же она могла использоваться как обрядовая. Кукла изготавливалась в канун праздника «Осенины».

2. Виды обереговых кукол

Обережных кукол было немало: их делали на рождение, на свадьбы, от сглаза, для дома, родных и любимых людей. В защитную функцию этих кукол верили, кукол считали обязательным элементом в жизни человека.

К обереговым куклам относятся:

«Вепсская» кукла - это одна из самых древних обереговых куколок. Эта кукла - образ замужней женщины, это символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка. (Прил.№3)

Кукла «Пеленашка» -самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

Кукла «на счастье».Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.(Прил.№4)

Кукла «Крупеничка»(«Зернушка») - Оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куколку наполняли гречишным зерном.
Кукла «Северная Берегиня» - это оберег для дома. Её ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому (Прил.№8).

Кукла «Десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Кукла "Подорожница" или в дорогу, название говорит само за себя. Изготовляли куклу бесшитьевым способом. Размер куклы варьировал от 3 до 5см (чем меньше, тем лучше). Она должна была помещаться в карман или в ладонь человека. Кукла служила оберегом путнику в дороге и поэтому ей в узелок всегда насыпали крупу, монеты (Прил.№2).

Кукла-колокольчик (Валдайский колокольчик). Колокольчик несёт в себе закон гармонии. На кукле три юбки как три тела. А когда телу хорошо, на душе радость и дух спокоен, когда между ними лад, это и есть счастье. Звонкий колокольчик напоминает о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками.

Даря куклу-колокольчик, мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.

Кукла-обережка защищала человека от сглаза, порчи, различных болезней. В давние времена почти в каждой русской избе обязательно «проживали» 12 куколок-лихорадок: Трясея, Огнея, Озноба, Гнетея, Грудница, Глухея, Костоломка, Пухнея, Желтея, Корчея, Глядея, Невея.
(Прил.№1)

Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как бы дух предков, обращённый к потомкам.

 

 

3.Подготовка к работе

В старину для изготовления тряпичных кукол использовали старую изношенную одежду, в настоящее время используется новая ткань. Раньше из старой же одежды надергивали нити для путанки (моток из обрывков нитей, можно клок пеньковой или льняной кудели) для связывания деталей куклы. Сегодня для перевязывания деталей используются любые нитки, а для набивания кукол может использоваться вата или синтепон.

Для украшения куклы могут использоваться ленты, кружева бисер, бусины и т.д. Детали для кукол уже не рвутся - используются ножницы.

Для изготовления тряпичной куклы никаких особенных выкроек не нужно. Все детали куклы состоят из простых геометрических фигур: квадрат, прямоугольник и треугольник. Заранее нужно нарезать заготовки для будущей куклы, приготовить наполнитель и нарезать нитки для соединения деталей.

Нам для изготовления традиционных тряпичных кукол потребуется:

· Ткань хлопчато - бумажная любая различной расцветки. Для головы и рук куклы необходима белая ткань. А для изготовления предметов одежды куклы цветная;

· Наполнитель (синтепон или вата);

· Льняная нить (волосы для куклы «на счастье»)

· Нитки для связывания деталей куклы (традиционно детали связывали красной нитью);

· Ленточки, тесёмочки, кружево и т.д.

· Ножницы

 

 

Заключение

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Текстильная кукла стала предметом коллекционирования, объектом эстетических экспериментов, одним из средств самовыражения. Другими словами, в куклы принялись играть взрослые.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Кукла хороша тем, что не требует выкройки. Все делается на глаз и подчиняется только нашей фантазии. Получается дородная кукла в традиционном повседневном одеянии русской женщины – хранительница достатка в доме. Характерно то, что невозможно предсказать какая получится кукла, она всегда неожиданная, индивидуальная.

 

 

 

Приложение № 1

Технология изготовления традиционной тряпичной куклы «Обережка»

Кукла-обережка защищала человека от сглаза, порчи, различных болезней. В давние времена почти в каждой русской избе обязательно «проживали» 12 куколок-лихорадок: Трясея, Огнея, Озноба, Гнетея, Грудница, Глухея, Костоломка, Пухнея, Желтея, Корчея, Глядея, Невея.

Голова

  В центр лоскута белой ткани 15х15см. кладётся наполнитель (вата, синтепон)
Сложить по диагонали лоскут с наполнителем и перевязать нитью в узел.

Руки

Противоположные свободные концы ткани выравниваем. Уголки ткани сложить таким образом:
      Перевязать нитью кисти рук куклы.  
Юбка
    Надеть юбку на куклу. Перевязать юбку нитью на поясе куклы с изнанки. Затем вывернуть юбку, расправить складки.
Платок
  Лоскут цветной ткани треугольной формы повязываем на голову кукле.

 

 

Приложение №2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.