Здавалка
Главная | Обратная связь

Индивидуальные различия в темпах созревания: акселерация и ретардация

Акселерация – это ускоренное развитие физического развития и формирования функциональных систем организма. Акселерация – это ускорение соматического, полового и психического развития – это определение из антропологии. Различают два вида акселерации – эпохальную (secular trend, присуще всему нынешнему поколению) и внутригрупповую, или индивидуальную – это ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. В группе и тех, и других детей бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо учитывать при определении школьной готовности. Психофизиологическое созревание обеспечивает условия для возникновения и реализации психических фунций. По морфологическим и функциональным показателям можно судить о процессах созревания и степени зрелости структур и функций организма на отдельных этапах развития каждого ребенка. При этом нельзя забывать, что каждому присущ индивидуальный темп развития.

Адаптация (от лат. adaptatio — прилаживание, при-норавливание) — в широком смысле слова свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды.
Понятие физиологической адаптации было впервые сформулировано известным американским физиологом У. Кенноном (1871 — 1945) как совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленные на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза .

В настоящее время под адаптацией понимают формирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных или экстремальных (стрессорных) факторов среды, но и при действии обычных (неэкстремальных) факторов. В этой связи особое значение в последние годы приобрела проблема адаптации детей и подростков к учебному и воспитательному процессам в дошкольных и школьных учреждениях.
Биологические механизмы адаптацииизучены пока недостаточно. Показано, что любые приспособительные реакции в организме осуществляются под контролем ЦНС благодаря формированию специальных функциональных систем адаптации, включающих корковые и подкорковые отделы головного мозга и эндокринные железы (К. М. Быков, П. К- Анохин, И. Х- Курцин, П. Д. Горизонтов, И. А. Аршавский и др.). Особое значение в формировании защитных реакций организма в условиях экстремальных воздействий (стресса) отводится гипофизу и надпочечникам, синтезирующим так называемые адаптивные гормоны (см. разд. 8.2.4 и 8.2.5). Деятельность эндокринных желез осуществляется под контролем подкоркового отдела головного мозга — гипоталамуса и гипофиза образующих единую функциональную систему (Г. Селье).
Адаптация человека к условиям среды, являясь общебиологическим свойством всего живого, вместе с тем характеризуется качественной особенностью — она носит ярко выраженный социальный характер.
Ребенок как существо социальное прежде всего должен приспосабливаться к действию факторов социальной среды и вырабатывать целесообразные поведенческие реакции для данной социальной микрогруппы: семья, ясли, детский сад, школа и т. п. При этом адаптация детей и подростков не является пассивной приспособительной реакцией организма, она представляет собой активный процесс приспособления их высшей нервной и психической деятельности к соответствующим условиям коллектива.
Учителю и воспитателю необходимо знать, что адаптационные возможности детей и подростков существенно меньше, чем у взрослого человека, поэтому их следует оберегать от резких изменений условий жизни, от действия непривычных для них раздражающих факторов. Например, медико-биологические исследования процессов адаптации детей при поступлении их в ясли, детский сад и школу свидетельствуют о напряженной деятельности всех физиологических систем детского организма, что приводит в некоторых случаях к задержке физического развития, снижению резистентности организма и развитию различных заболеваний (рис. 5). Обнаружено, что степень напряжения физиологических систем ребенка при резкой смене условий жизни определяется состоянием его нервной системы, его возрастом (эндогенные факторы) и адекватным воспитанием (экзогенные факторы) (табл. 3). Дети с сильной нервной системой и уравновешенными нервными процессами, эмоционально менее возбудимые, обладают большими адаптационными возможностями. Значительное влияние на ход адаптации оказывает неблагополучный «биологический» анамнез ребенка: патологическое течение беременности у матери, неблагополучные роды, частые заболевания ребенка, травмы головного мозга.
При исследовании процессов адаптации детей, поступающих в ясли, чрезвычайно важное значение имеет их возраст. Оказалось, что наиболее тяжело идет адаптация детей при их поступлении внсли в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев. Более легко идет адаптация у детей до 6 месяцев и старше 1 года 6 месяцев (Р. В. Тонкова-Ям-польская, 1980).
Важное значение имеют данные прогностического характера о первой социальной адаптации. Дети с тяжело протекающей адаптацией при их поступлении в ясли, как правило, тяжело переносят адаптацию при поступлении в детский сад и школу.
Резко снижаются адаптационные возможности организма детей и подростков в критические периоды развития (от 2 до 3,5 лет, в 6—8 лет, 11 —12 и до 15 лет).





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.