Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели и задачи государственной политики в области информационных ресурсов



ЕС cоздаст единый информационный рынок

Еврокомиссия приступает к демонтажу информационных границ между странами-членами ЕС и созданию единого информационного рынка, передает ИТАР-ТАСС.

Еврокомиссия разработала специальный план, который передаст в ведение Брюсселя регулирующие и надзорные функции в области унификации и последующей продажи частот для телевидения, Интернета и нового поколения мобильной телефонной связи, использующей мультимедийные каналы.

Как сообщила сегодня газета Financial Times, этот план будет обнародован Еврокомиссией 28 июня и поступит на рассмотрение правительств стран-членов.

В результате реализации плана медийные и телекоммуникационные компании Европы смогут приобретать сегменты частот на всем унифицированном информационном пространстве ЕС. Это, по мнению Еврокомиссии, приведет к подлинной информационной революции в Европе и даст импульс к созданию новых паневропейских медийных компаний, а также новых видов общеевропейской технологии в области информатики.

Пока выдача лицензий и частот на вещание находится в ведении национальных правительств стран-членов ЕС, однако сейчас Еврокомиссия добивается их передачи в общеевропейское управление.

Государственная политика в области информационных ресурсов

 

Цели и задачи государственной политики в области информационных ресурсов

 

В основу государственной политики в сфере информатизации общества должна быть положена гуманистическая ориентация ее основных целей. Конечной целью процесса информатизации общества является построение информационного общества, которое должно обеспечивать всем его членам, трудовым и общественным коллективам гарантированную возможность получения с достаточной оперативностью и в удобном виде любой не ограниченной законом информации (сообщений, документов, данных и знаний), а также возможность информационных коммуникаций, которые необходимы им для трудовой, творческой и общественно-политической деятельности, образования, научных исследований, быта и отдыха, удовлетворения своих интересов и практической реализации гражданских прав и свобод [62].

Цели информатизации должны быть ориентированы на удовлетворение информационных потребностей: человеческой личности, трудового или общественного коллектива, региона (района, города, республики, страны), человеческого общества в целом.

Исходя из этого можно сформулировать следующие три главные цели государственной политики в области информационных ресурсов общества.

1. Обеспечение достаточности информационного обеспечения общества необходимыми для его научно-технического, социально-экономического и духовного развития информационными ресурсами (внутренними или внешними);

2. Обеспечение доступности информационных ресурсов общества для всех его членов (как физической, так и юридической) на основе развития национальной информационной инфраструктуры и обеспечения правовых гарантий.

3. Обеспечение достоверности информации, предоставляемой членам общества, на основе законодательства и эффективного контроля.


Основные направления и принципы государственной политики в области информационных ресурсов


Перечисленные выше цели определяют и основные направления государственной политики, которая должна практически обеспечить их достижение. Так, например, для обеспечения достаточности доступных обществу информационных ресурсов государство должно осуществлять:


  • регулярный анализ и прогноз потребностей общества в информационных ресурсах и информационных коммуникациях, разработку стратегии и тактики удовлетворения этих потребностей;

  • стимулирование развития «внутренних» источников информации и центров-генераторов информационных ресурсов, адекватных потребностям общества;

  • подключение к международным источникам информации (глобальным и корпоративным информационным системам) на основе соответствующих международных соглашений.


В результате практической реализации данного направления государственной политики должен быть достигнут необходимый уровень информационного обеспечения, в первую очередь, органов государственного управления, работников бюджетной сферы, а затем уже – и субъектов рыночной экономики.

С этой целью государство должно всемерно содействовать развитию и эффективному функционированию следующих базовых элементов информационной инфраструктуры общества:


  • источников общественно необходимой информации (информационных и аналитических центров, систем наблюдения и сбора информации, социологического, экономического и экологического мониторинга и т. п.);

  • центров хранения и распределения информационных ресурсов общества (библиотек, архивов, фондов, автоматизированных банков данных и т. п.);

  • средств и методов «информатики второго контура», используемых в информационных системах для электронизации документов, ввода, вывода и отображения информации, создания электронных библиотек, фондов и архивов;

  • средств издательской техники, оперативной полиграфии и ксерографии, основанных на использовании новых информационных технологий и обеспечивающих возможность создания и сохранения электронных копий формируемых документов.


Для решения проблемы обеспечения доступности информационных ресурсов общества для всех его членов государственная политика должна обеспечивать:

1) развитие законодательства, направленного на практическое осуществление конституционных прав граждан «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п. 4 Конституции Российской Федерации);

2) контроль за соблюдением прав граждан на получение информации из государственных, ведомственных и общественных фондов и привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые эти права нарушают;

3) проведение антимонопольной политики в области формирования, хранения и распространения общественно значимой информации;

4) содействие развитию и эффективному функционированию информационного рынка, в том числе

рынка собственных информационных продуктов и услуг.

Если же говорить об основных принципах государственной политики в области информационных ресурсов, то здесь с учетом современной ситуации с развитием процесса информатизации в России можно сформулировать следующие три наиболее важных.

1. Государственная политика должна исходить из необходимости достижения и поддержания некоторого оптимального баланса государственных, общественных и личных интересов граждан в области информационных ресурсов. Причем этот баланс должен обеспечивать социальную стабильность в обществе, а также его дальнейшее научно-техническое, социально-экономическое и культурное развитие [63].

2. Государственная политика должна исходить из многоукладности российской экономики и признания права собственности на информацию, которая может выступать в качестве объекта рыночных отношений. Поэтому государственная политика должна обеспечивать защиту прав собственности на информационные ресурсы, продукты и услуги, а также защиту информации в целях безопасности граждан, юридических лиц и государства.

3. Государственная политика должна исходить из необходимости и стратегической важности участия России в международном информационном пространстве, в том числе в деятельности мирового информационного рынка. С этой целью она должна стимулировать создание отечественных конкурентоспособных на мировом рынке средств информационной техники, а также информационных продуктов и услуг.

Хотелось бы подчеркнуть, что сформулированные выше основные принципы государственной политики имеют важное значение для дальнейшего развития нашей страны и ее места в мировом сообществе, где в настоящее время идет острая информационно-технологическая борьба. Это не пустые декларации, а вполне конкретные направления деятельности правительственных структур [65].

Последние годы XX века убедительно свидетельствуют, что несоблюдение этих принципов ведет к весьма быстрому обострению внутренних и геополитических диспропорций.

Рассмотрим некоторые примеры. В декабре 1999 года российское телевидение сообщило о том, что Конституционный суд Украины принял постановление, которое практически запрещает использование русского языка в государственных учреждениях. При этом был признан неправомерным указ президента Украины Леонида Кучмы, которым русскоязычным абитуриентам было разрешено сдавать вступительные экзамены в вузы Украины на русском языке.

Таким образом, на наших глазах начался новый этап глобальной «украинизации» информационного пространства Украины. При этом предпринимаются все более настойчивые попытки административного вытеснения русского языка, которым сегодня владеют все жители республики, и его замены английским языком, которым сегодня на Украине практически никто свободно не владеет.

К чему приведет такая государственная политика в ближайшем будущем? Последствия ее легко прогнозируются. Это не только нарушение прав человека для значительной части населения страны, а именно – русскоязычного населения, которое сегодня не владеет свободно украинским языком и поэтому не сможет эффективно использовать формируемые на этом языке государственные и общественные информационных ресурсы. Это также и большой ущерб для национальные интересов самой Украины, граждане которой через 8–10 лет уже не смогут воспользоваться без перевода русскоязычными информационными ресурсами.

Кроме этого, серьезная информационная проблема создается этой политикой и в научно-технической сфере. Ведь практически вся научная терминология, которую используют сегодня украинские ученые в области естественных наук, сформировалась на русском языке. И если кто-то думает, что всю эту терминологию и соответствующий понятийный аппарат можно в одночасье перевести на украинский язык, то он глубоко и опасно заблуждается. А следовательно, ущерб будет нанесен и украинской науке, которая и без того переживает сегодня не самые лучшие дни.


^ Некоторые перспективы развития информационных ресурсов России


Ранее уже отмечалось, что в результате неравномерности развития глобального процесса информатизации общества формирование нового высокоавтоматизированного информационного пространства происходит также крайне неравномерно. Наибольших успехов здесь достигли развитые страны, такие, как США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. За ними вплотную следуют Финляндия и Швеция, а затем уже и «азиатские страны» – Южная Корея, Сингапур и Таиланд. Активно развиваются процессы информатизации и в Китае, Турции, Мексике, Аргентине.

Что же касается России, то сегодня она по уровню развития своих электронных информационных ресурсов занимает промежуточное положение между новыми индустриальными странами и развивающимися странами, в которых процессы информатизации общества еще только начинаются. Объемы российского рынка информационных продуктов и услуг сегодня несопоставимы с рынками западных стран. Поэтому сегодня Россия еще не может на равных партнерствовать с развитыми странами на мировом информационном рынке. Однако это не означает, что здесь у России нет перспектив и она уже «отстала навсегда».

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно было бы указать несколько перспективных направлений, развитие которых могло бы обеспечить не только равноправное вхождение нашей страны в мировой информационный рынок, но даже и возможность занять на нем по некоторым позициям приоритетное положение.

Одним из таких направлений является дальнейшее развитие отечественной системы латентной информации и ее более полное включение в мировую патентную систему с соблюдением всех действующих в этой области международных норм и стандартов.

В настоящее время Роспатент уже внедрил и активно использует современную отечественную информационную технологию, которая обеспечивают не только формирование полнотекстовых баз данных патентной информации на компакт-дисках типа CD-ROM, но также и эффективный поиск этой информации по различным признакам. Эта технология была разработана в результате тесного научно-технического сотрудничества специалистов Роспатента с Институтом проблем информатики РАН и по своим функциональным возможностям не только не уступает западным разработкам, но и превосходит их по многим параметрам (поиск информации по структурным химическим формулам, сжатие данных, работа пользователей с изображениями и т. п.).

Сейчас планируется проведение еще одного проекта, который даст возможность доступа отечественных и зарубежных пользователей к патентной информации через сеть ИНТЕРНЕТ.

Второе направление представляет собой создание проблемноориентированных баз данных о нашей планете, полученных в результате наблюдений с космических аппаратов. Ведь Россия – это одна из двух крупнейших космических держав мира, в которой уже накоплены колоссальные массивы информации по наблюдениям из космоса. Эта информация крайне необходима другим странам мира для решения своих экологических, сельскохозяйственных, мелиоративных и других проблем. И за нее будут платить хорошие деньги, если соответствующие информационные ресурсы будут подготовлены по международным стандартам и станут поставляться на мировой информационный рынок.

Мало того, нетрудно спрогнозировать, что спрос на такого рода информацию в дальнейшем будет возрастать в связи с обострением во многих регионах мира экологических проблем и необходимостью их скорейшего решения.

Третье направление связано с формированием электронных информационных ресурсов по различным объектам российской культуры, к истории и достижениям которой проявляется большой интерес народов всего мира. Наши музеи, картинные галереи, а также фонды наших библиотек и архивов – поистине необозримое поле деятельности для внедрения новых информационных технологий для того, чтобы достижения российской культуры стали более доступными для всего мира и прежде всего – для ее собственного народа, который в результате распада СССР стал разделенной нацией.

Можно было бы назвать еще целый ряд направлений развития национальных информационных ресурсов России, которые являются сегодня уникальными и поэтому безусловно могут быть востребованы на мировом информационном рынке.

К их числу относятся палеонтологическая информация, банк данных и знаний по диагностике и лечению острых химических отравлений и многие другие.

Перечисленные выше примеры приведены затем, чтобы показать, что государственная политика России в области информационных ресурсов может и должна быть направлена на то, чтобы обеспечить ее вхождение в мировой информационный рынок в качестве равноправного партнера. Эта проблема имеет для нашей страны первостепенное стратегическое значение. И не только потому, что ее решение принесет России значительные прибыли от продажи соответствующих информационных продуктов и услуг. Она также даст возможность развить собственную национальную информационную инфраструктуру, создать тысячи новых рабочих мест в информационной сфере общества, будет содействовать развитию его информационной культуры.

Кроме того, в силу глобальности мирового информационного пространства Россия получит возможность приобрести те же информационные преимущества, которые имеют сегодня развитые страны мира, поддерживающие это пространство.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.