Здавалка
Главная | Обратная связь

журнал международного права и международных отношений 2007 — № 3



Международные экономические отношения

Информационный рынок: перспективы его развития в мире и в Республике Беларусь

Ксения Якушенко

Автор:
Якушенко Ксения Валентиновна — аспирант кафедры международных экономических отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета

Рецензенты:
Баканов Андрей Александрович — кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета
Шкутько Ольга Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Белорусского государственного экономического университета

Динамичное развитие общества на современном этапе, усложнение технической и социальной инфраструктуры явились причиной того, что информация стала таким же стратегическим ресурсом экономики, как и традиционные (труд, капитал, материальные и энергетические) ресурсы. В последние годы XX в. многие государства приступили к стратегическому планированию развития национальной информационной инфраструктуры, так как информация стала играть особую, первостепенную роль в жизни общества. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы передачи информации потребителю, стали важнейшим фактором жизни общества и средством повышения эффективности всех сфер деятельности. Поэтому одним из основных понятий современной рыночной экономики является информационный рынок, функционирование которого оказывает существенное влияние на развитие производства и предпринимательства. На сегодняшний день на информационном рынке создаются продукты, которые соизмеримы по объему с отраслями традиционной экономики и которые становятся важнейшим рычагом ускоренного экономического развития, интеграции государств в глобальные экономические процессы и инструментом политического влияния в регионе и мире.

Актуальность исследования развития мирового информационного рынка обусловлена также важностью вопросов технологических и экономических изменений на нем и недостаточной разработанностью теоретических, экономических, правовых и управленческих аспектов функционирования и развития рынка информации в экономическом развитии Республики Беларусь в условиях интеграции и глобализации.

В современной научной литературе, как правило, рассматриваются отдельные аспекты информационного рынка. Одна часть работ посвящена социальным аспектам информационного общества (Т. В. Андрианов, А. И. Ракитов [1], Д. Белл [22]), вторая, довольно обширная, — техническим проблемам информатизации (Н. Винер [5]), третья — секторам информационного рынка, таким как связь, телевидение (Т. В. Садовская [17], Н. Н. Сёмкина [18]). Только в последние время стали появляться работы, в которых исследуются экономические проблемы эффективного построения информационного рынка и его инфраструктуры (А. А. Боканов [2], А. С. Гринберг [6], С. М. Гуревич [7], Г. Б. Домненко [11], И. А. Стрелкова [20] и др.). Однако проблеме развития белорусского информационного рынка учеными уделяется пока недостаточно внимания.

На современном этапе развития мировой экономики информация становится важнейшим фактором экономического роста. Происходит информатизация экономики, т. е. информация превращается в экономический ресурс первостепенного значения. Осуществляется это на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально новые возможности экономического развития, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, становления нового типа экономических отношений.

Благодаря этому информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. В процессе создания информационных товаров их основой выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания.

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить при наличии рынка информационных продуктов и услуг.

В настоящее время существует много определений понятий «информационный рынок» и «структура информационного рынка». Так, отдельные авторы [14, с. 25; 16, с. 50] понимают рынок как совокупность средств массовой информации разных типов в отдельном регионе, государстве, предлагающих различный информационный продукт для сегментированной по интересам и потребностям аудитории. Однако, на наш взгляд, рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ, и вывести свое определение структуры информационного рынка. Одновременно с этим необходимо отметить, что, приводя по сути структуру информационного рынка, эти исследователи называют ее инфраструктурой, что не совсем верно, так как под инфраструктурой в широком значении понимаются отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества [15, с. 250], а под структурой — строение, внутреннее устройство [15, с. 775].

Например, в работе [21, с. 93] предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами: научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям; объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции; услуги образования — все виды обучения; управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений; бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке и рынке труда.

На наш взгляд, наиболее полная структура информационного рынка предложена С. М. Гуревичем [7, c. 12]. Однако и в ней есть определенные недостатки: 1) главную роль в своих секторах автор отводит СМИ, не затрагивая непериодические издания как источник информации [7, с. 268]; 2) в рынок периодических изданий он включает не только рынок прессы, но и аудиовизуальные, электронные СМИ и издания информационных агентств.

Поэтому нами с учетом этого предложена следующая структура информационного рынка (рис. 1).

По такой усовершенствованной схеме рассмотрим структуру информационного рынка, перспективы его развития в мире и в Республике Беларусь. Однако касаться будем только непосредственно среды и выявим основные тенденции развития мирового информационного рынка по наиболее важным его сегментам: на рынке прессы и непериодической печати, аудиовизуальных и электронных средств массовой информации.

На рынке периодической печати (прессы) нами были выявлены следующие тенденции развития.

Так, в течение 2005—2006 гг. во всем мире наблюдалась тенденция к увеличению газетных и журнальных тиражей и росту доходов от рекламы. Используя данные, полученные в результате исследования примерно десяти различных стран, можно отметить, что рост происходил не только на развивающихся, но и на уже стабильных, развитых рынках прессы. Этот факт подтверждается и в докладе Всемирной газетной ассоциации, где приводится цифра роста — 2,3 % в 2006 г. Следовательно, глобальные продажи газетных тиражей за пять последних лет возросли на 9,48 % [24, p. 231]. Во многих странах тиражи платных ежедневных газет также сохранили свою стабильность, а где-то даже и выросли. В пятерку крупнейших рынков прессы входят Китай (98,7 млн экз. газет), Индия (88,9 млн), Япония (69,1 млн), США (52,3 млн) и Германия (21,1 млн). Эти страны являются лидерами в своих регионах, однако развитие рынка прессы не везде равномерно [24, p. 233].

Рост тиражей наблюдался в 2006 г. в 10 странах ЕС [24, p. 234] (рис. 2).

Тиражи американских ежедневных газет в 2006 г. сократились на 1,9 %, а за пять лет — на 5,18 %. Больше всего это отразилось на вечерних ежедневных газетах, тиражи которых сократились на 4,62 %, в то время как тиражи утренних газет сократились всего на 1,48 %. За пять лет сокращение тиражей вечерних газет составило 19,62 %, а утренних — 2,52 %.

Японцы остаются самыми активными покупателями газет в мире — ежедневные продажи здесь составляют 630,9 газет на 1000 человек взрослого населения (за Японией следуют Норвегия (601,2), Колумбия (587,8), Финляндия (514,7) и Швеция (466,2), однако газетные тиражи сократились в 2006 г. на 0,83 %, а за пять лет — на 2,42 %. В Китае газетные тиражи за год выросли на 2,27 %, а за пять лет на 15,53 % [24, p. 234].

По Латинской Америке очень сложно получить надежные данные. Тем не менее, тиражи бразильских газет выросли в 2006 г. — на 6,5 %, а за пять лет на 3,7 %. В Колумбии тиражи выросли на 3,23 % за год и сократились на 11,1 % за пять лет.

Рекламные доходы газет в мире растут уже четвертый год подряд. В 2006 г. рост составил 3,77 % [24, p. 234]. Доля газет на рекламном рынке остается относительно стабильной — 29,6 % против 29,8 % в 2005 г. Газеты по-прежнему являются вторым крупнейшим рекламным медиа мира, уступая только телевидению.

Рост рыночной доли газет отмечался в 2006 г. в 17 странах: Австрии, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Греции, Индонезии, Индии, Гонконге, Колумбии, Мексике, Пуэрто-Рико, Бахрейне, Кувейте, Омане, Катаре, ОАЭ и ЮАР. Рекламные доходы газет в развитых странах, например США — крупнейшем рынке газетной рекламы в мире, — сократились в 2006 г. на 1,68 %, однако за пять лет выросли на 5,69 %; в Японии же сократились в 2006 г. на 3,20 %, а за пять лет выросли на 10 %. На газетных рынках ЕС в 2006 г. зафиксирован 1,36 %-ный прирост рекламных доходов газет; за пять лет рост составил 39,54 %. В развивающихся странах, таких как, например, Китай, рекламные доходы газет выросли в 2006 г. на 16 %, а за пять лет — на 58 % [24, p. 234].

Современными тенденциями рынка аудиовизуальных СМИ являются:

1) активное проникновение американского стиля телеиндустрии на другие мировые рынки;

2) программные стратегии коммерческих каналов: снижение аналитичности новостных программ, усиление сенсационности в выборе новостей, их изложении в видеоряде;

3) сложное положение общественного телевидения в развитых странах Северной Америки, Западной Европы и Азии, которое, тем не менее, продолжает сохранять политическую актуальность и культурное значение и для обществ, и для политиков, и для индивидуальных зрителей;

4) наличие общей экономической природы телеиндустрии, несмотря на сохранение очевидной национальной специфики телевизионного рынка в информационно богатых странах;

5) лидирующее положение телевидения по отношению к радио.

Для рынка аудиовизуальных СМИ также характерны новые явления, а именно:

1) к наиболее важным способам традиционным финансирования — рекламе и абонентской плате — сегодня добавляются и новые формы, вызванные прогрессом технологий ТВ и появлением новых форм доставки телесигнала: спонсорство (в США оно составляет около 10 % от всех рекламных доходов ТВ), подписка (многие телеканалы, опираясь на этот источник дохода, уже предлагают свой контент бесплатно, с одним только условием — представления зрителями информации о своем потребительском «профиле»), оплата за просмотр (хотя массового характера эта форма еще не приобрела, в технологически наиболее развитых странах Западной Европы и США многие вещатели уже предлагают аудитории художественные фильмы, спортивные соревнования, музыкальные концерты в режиме «поштучной» оплаты);

2) фрагментация аудитории, которая неизбежно приводит к развитию платного ТВ;

3) развитие сетевого принципа в организации телеиндустрии (так, каждая из трех общенациональных компаний США — NBC, CBS, ABC — формирует сеть, состоящую в среднем из 200 местных станций; сеть Fox формируют около 150 станций);

4) одно из актуальных направлений в аудиорекламе — использование средств передачи информации, оказывающих влияние на подсознание. Это новые так называемые high-hume-технологии, направленные на изменение самого человека и человечества [10, с. 78];

5) эксперты радиорынка приходят к выводу о том, что в ближайшие годы музыкальные форматы будут еще более «сужаться» [24, p. 250];

6) радио до настоящего времени остается самым дешевым и доступным средством массовой информации на планете [24, p. 251].

Предполагается также, что на мировом рекламном рынке в 2007 г. доля телевидения начнет уменьшаться, так ее потеснит реклама в Интернете [13]. В связи с этим в Евросоюзе принята официальная программа полного перехода на цифровое вещание до 2010 г. [8, с. 12]. Страны, входящие в Международный союз электросвязи, подписали договор о переходе на цифровое вещание к 2015 г., в том числе и радиовещание (например, 12 крупнейших радиокорпораций США в конце февраля 2006 г. запустили первую фазу массированной рекламной кампании с бюджетом 200 млн дол. для ускорения внедрения цифрового HD-радио) [3].

Электронная информация традиционно представлена на мировом информационном рынке онлайн-периодикой, новостными сайтами и т. д.

При сравнении тиражей газет с аудиториями порталов становится очевидным, что Интернет-издания уже начали затмевать печатные СМИ не только по роли в информационной системе и влиянию на умы, но также и по реальному объему аудитории [9, с. 2].

Рынок онлайн-периодики становится все более конкурентным, и в ближайшее время конкуренция в этом секторе будет такой же жесткой и сильной, как и на рынке бумажной прессы [9, с. 2].

Ранее между собой конкурировали однотипные медиа — газеты с газетами, радио с радио и т. д. Теперь же, благодаря конвергенции на цифровой платформе в сети, все медиа в той или иной степени конкурируют или сотрудничают. (Конвергенция — это сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития. Поначалу речь шла о конвергенции технологий, слиянии в одну систему трех технологических составляющих — Интернета, компьютера и телевидения. Однако затем данный термин стал трактоваться как сращивание базового издательского дела или традиционных СМИ (контента) с индустрией развлечений [23]).

Намечается появление нового вида читателя — «легкий» читатель, который настолько занят, что у него просто нет много времени на медиа. Он с первого же контакта должен удовлетворить свою потребность в информации и сделать это быстро. «Легкий» читатель ищет в газете простоту и быстроту прочтения, удобство и лаконичность формы.

Существует проблема разработки правовых вопросов существования СМИ в сети Интернет, так как основные понятия, по которым определяется, является ли данный (печатный) продукт СМИ: периодичность, постоянное название, текущий номер, тираж, распространение (тиражирование), не всегда применяются в мировой сети.

Рынок непериодической печати представлен следующими регионами, которые являются лидерами книгопечатания: американским, азиатским и европейским.

К середине 1990-х гг. мировой оборот книжного рынка оценивался в 80 млрд дол. США, 1/3 из которых приходилась на абсолютного лидера американского региона — Соединенные Штаты. В 2002 г. американские издательства выпустили 150 тыс. наименований общим тиражом около 2,5 млрд экземпляров, а оборот вырос почти до 27 млрд дол. США [20, с. 13].

Второе место занял азиатский регион с лидирующими странами Китаем и Японией. Так, количество выпускаемых наименований в Китае почти достигло американского уровня, а совокупный тираж составляет более 5 млрд экземпляров при годовом обороте свыше 11 млрд дол. США. Япония отстает от своего соседа по количеству наименований, которое приближается к 70 тыс., зато ежегодный совокупный тираж книжных изданий доходит здесь до 1 млрд экземпляров, а годовой доход меньше всего лишь на 1 млрд дол. США.

Лидирующую группу замыкают страны европейского региона с примерно равным годовым оборотом (около 10 млрд дол. США) — Великобритания и Германия. Великобритания выпускает 125 тыс. наименований изданий. Германия в 2001 г. установила национальный рекорд, подняв уровень выпуска до 90 тыс. наименований, хотя совокупный тираж при этом несколько снизился — до 526 млн экземпляров [20, с. 13].

В Республике Беларусь по состоянию на 1 августа 2007 г. информационный рынок представляют 1244 печатных периодических издания, 9 информационных агентств, 60 программ телевещания, 156 программ радиовещания, 629 издательств [19].

Таким образом, рассмотрев различные подходы к пониманию информационного рынка и его структуры, можно вывести основные тенденции и новые явления, распространенные на отдельных сегментах мирового информационного рынка: на рынке прессы и непериодической печати, аудиовизуальных и электронных средств массовой информации. В соответствии с полученными мировыми экономическими данными можно сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию информационного рынка в Республике Беларусь.

1. Присоединение Республики Беларусь к мировым соглашениям в сфере книгоиздания, электронных и печатных СМИ (например, к Флорентийскому соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера на льготных условиях).

2. Принятие в законопроектах механизмов правового регулирования сетевых СМИ.

3. Подготовка предложений по совершенствованию организационных и экономических механизмов обеспечения и реализации процессов развития отдельных сегментов информационного рынка в республике.

4. Усиление государственной поддержки по выходу продуктов, созданных на белорусском информационном рынке, за рубеж.

5. Актуализация освещения в иностранной печати и электронных СМИ государственной политики Республики Беларусь с целью усиления заинтересованности иностранных граждан в покупке продукта белорусского информационного рынка.

6. Улучшение работы редакций и издательств по прогнозированию финансово-экономической деятельности с целью стабилизации своей работы и регулярного выпуска изданий.

7. Повышение конкурентоспособности редакций и издательств на внешних рынках путем совершенствования содержательного наполнения, улучшения дизайна и верстки изданий и программ.

8. Расширение сети кабельных операторов и основного пакета телепрограмм и услуг, предоставляемых операторами кабельных сетей; содействие подготовке и переподготовке квалифицированных кадров теле- и радиожурналистов, которые должны на высоком творческом уровне решать важнейшие задачи государственной информационной политики.

Литература

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.