Раздел 1. Философия о человеке, обществе, мире
Вопросы для ОКР № 1 по учебной дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук» Раздел 1. Философия о человеке, обществе, мире I уровень. Представление (1 балл) 1. Назовите философскую категорию, обозначающую существование человека в реальном мире: а) бытие б) сознание в) абстракция г) автономия д) антропогенез 2. Выберите правильный ответ: образовательный идеал XXI века считает главным: а) принцип личностно–развивающего, опережающего обучения б) усвоение готового знания в) передача человеку практических навыков г) накопление личностью интеллектуального и духовного потенциала в процессе социализации 3. Определите время зарождения древнегреческой философии: а) 1 в. до н.э. б) III в. до н.э. в) IV- V вв. до н.э. г) VII - VI вв. до н.э. 4. Научная картина мира – это: а) представление о роли науки в обществе б) целостная система представлений о наиболее фундаментальных свойствах Вселенной в) чувственно-образное видение природных процессов г) совокупное достижение отдельных наук 5. Понятие «культура» первоначально имело значение: а) возделывание земли, обработка камня, кости б) поклонение богам в) форма воспроизводства и саморазвития человека в целостности различных видов его деятельности г) целенаправленное воздействие человека на природу 6. Назовите философа, который сформулировал следующие вопросы: а) «Что я могу знать ?» б) «Что я должен делать ?» в) «На что я смею надеяться ?» г) «Что такое человек ?» 7. Назовите мыслителя, которому принадлежит высказывание «Всё течёт, всё изменяется»: а) Фалесу б) Демокриту в) Гераклиту г) Зенону 8. Определите принцип, лежащий в основе религиозных представлений о происхождении человека: а) принцип эволюции б) принцип симметрии в) принцип творения г) принцип генетизма 9. Определите качества человека, выделяющее его из «царства животных» с точки зрения религиозных представлений: а) внешний облик б) умственные способности в) наличие бессмертной души г) следование нормам морали 10. Гносеология – это: а) раздел философии, в котором стремятся выявить общие и необходимые черты и закономерности в любом виде познавательной деятельности б) наука об особенностях мышления в) учение о сущностях и закономерностях бытия г) все вышеперечисленное 11. Кто является автором трудовой концепции происхождения человека: а) Ч. Дарвин б) Ф. Энгельс в) К. Маркс г) М.Шелер 12. Философ, рассматривавший цивилизацию как противоположность культуре, как заключительную стадию её развития – это: а) Ф. Энгельс б) О. Шпенглер в) Н. Данилевский г) А. Тойнби 13. Знание, соответствующее действительности и подтвержденное практикой, можно определить как: а) гипотеза б) правда в) истина г) научное знание 14. Выберите верное суждение: а) индивид – это совокупность уникальных свойств человека б) личность – человек как субъект социальных отношений в) личность – неповторимое своеобразие человека г) личность – творчески мыслящее существо 15. Психологическая структура личности по З. Фрейду состоит из 3-х уровней: а) низший, средний, высший б) «Я», «Оно», «Сверх-Я» в) бессознательное, подсознательное мышление г) инстинкты, сознание, культура 16. Понятие – это: а) логическая операция б) форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов в) форма мышления, в которой из двух или более суждений выводится новое суждение г) умственное действие 17. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформулировал законы диалектики как законы развития: а) Аристотель б) Ф. Аквинский в) И. Кант г) Ф. Энгельс д) Г. Гегель е) В. Соловьёв 18. Укажите имя древнего философа, высказавшего мысль о том, что «Человек – мера всех вещей»: а) Протагор б) Гераклит в) Платон г) Сократ 19. Обобщенная характеристика существования в современных обществах типа культуры, стандартизированных духовных благ, превращенных в индустриально-коммерческую форму производства и распространённая с помощью средств массовой информации – это: а) информационное общество б) массовая культура в) реклама г) интернет 20. Выберите суждение, характеризующее такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение: а) мировоззрение – это форма организации самосознания индивида и общества б) мировоззрение – это представления о мире и месте человека в нём в) мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека г) мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе I уровень. Воспроизведение (4 балла) 1. Выберите черты, характерные для философского мышления эпохи Средневековья: а) космоцентризм б) антропоцентризм в) теоцентризм г) креационизм д) символизм е) пантеизм з) идея Откровения и) провиденциализм 2.Укажите черты, характеризующие мифологическое мировоззрение: а) синкретичность б) антропосоциоморфизм в) строгая логическая структура г) гуманизм д) национальность е) образность и эмоциональность 3. Установите соответствия между понятиями и их определением:
4. Установите соответствия между понятиями и их определением:
5. Что лишнее в данном логическом ряду: онтология, религия, гносеология, этика, антропология, аксиология, социальная философия
II уровень. Понимание (6 баллов) 1. Составьте схему «Структура мировоззрения» 2. Приведите два примера умозаключения, используя медицинскую терминологию 3. Определите понимание человека, характерное для философии эпохи Возрождения : а) человек – это общественное животное б) человек – это мыслящее существо в) человек – это творец, художник г) человек – это созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего сущего 4. Совместите понятия и их определение:
5. Совместите понятия и их определение:
IV уровень. Применение (8 баллов)
1. Охарактеризуйте бытие и небытие как атрибуты реальности. 2. Охарактеризуйте роль чувственного, рационального и иррационального аспектов познания. 3. Охарактеризуйте стиль профессионального мышления медицинского работника. 4. Чем человек-философ отличается от обычного человека? 5. Что общего у философии и религии? В чём их различие?
V уровень. Творчество (10 баллов)
1. Как вы думаете, почему мифологическое мировоззрение прошло через тысячелетия и продолжает присутствовать в мировоззрении современного человека? 2. Знаменитый древнегреческий философ Аристотель сказал: «Все другие науки более необходимы, но лучше философии нет ни одной!» Как вы относитесь к этому утверждению? Аргументируйте свою позицию. 3. Проанализируйте представления о человеке философов Средневековья и эпохи Возрождения. 4. Проанализируйте связь философии с жизнью. 5. Проанализируйте проблему познаваемости мира и основные варианты её решения. ВАРИАНТ 1
1. Назовите философскую категорию, обозначающую существование человека в реальном мире:
а) бытие б) сознание в) абстракция г) автономия д) антропогенез
2. Гносеология – это:
а) раздел философии, в котором стремятся выявить общие и необходимые черты и закономерности в любом виде познавательной деятельности б) наука об особенностях мышления в) учение о сущностях и закономерностях бытия г) все вышеперечисленное
3. Понятие «культура» первоначально имело значение:
а) возделывание земли, обработка камня, кости б) поклонение богам в) форма воспроизводства и саморазвития человека в целостности различных видов его деятельности г) целенаправленное воздействие человека на природу
4. Кто является автором трудовой концепции происхождения человека:
а) Ч. Дарвин б) Ф. Энгельс в) К. Маркс г) М.Шелер
5. Выберите черты, характерные для философского мышления эпохи Средневековья:
а) космоцентризм б) антропоцентризм в) теоцентризм г) креационизм д) символизм е) пантеизм з) идея Откровения и) провиденциализм
6. Составьте схему «Структура мировоззрения».
7. Чем человек – философ отличается от обычного человека? 8. Как вы думаете, почему мифологическое мировоззрение прошло через тысячелетия и продолжает присутствовать в сознании современного человека?
ВАРИАНТ 2
1. Определите время зарождения древнегреческой философии: а) I в. до н.э. б) III в. до н.э. в) VI – V вв. до н.э. г) VII – VI вв. до н.э. 2. Определите принцип, лежащий в основе религиозных представлений о происхождении человека: а) принцип эволюции б) принцип симметрии в) принцип творения г) принцип генетизма 3. Философ, рассматривавший цивилизацию как противоположность культуре, как заключительную стадию её развития – это: а) Ф. Энгельс б) О. Шпенглер в) Н. Данилевский г) А. Тойнби 4. Знание, соответствующее действительности и подтвержденное практикой, можно определить как: а) гипотеза б) правда в) истина г) научное знание 5. Укажите черты, характеризующие мифологическое мировоззрение: а) синкретичность б) антропосоциоморфизм в) строгая логическая структура г) гуманизм д) национальность е) образность и эмоциональн6ость 6. Совместите понятия и их определение:
7. Охарактеризуйте роль чувственного, рационального и иррационального аспектов познания. 8. Знаменитый древнегреческий философ Аристотель сказал: «Все другие науки более необходимы, но лучше философии нет ни одной!». Как вы относитесь к этому утверждению? Аргументируйте свою позицию.
ВАРИАНТ 3
1. Укажите имя древнего философа, высказавшего мысль о том, что «Человек – мера всех вещей»: а) Протагор б) Гераклит в) Платон г) Сократ 2. Определите качество человека, выделяющее его из «царства животных» с точки зрения религиозных представлений: а) внешний облик б) умственные способности в) наличие бессмертной души г) следование нормам морали 3. Выберите верное суждение: а) индивид – это совокупность уникальных свойств человека б) личность – человек как субъект социальных отношений в) личность – неповторимое своеобразие человека г) личность – творчески мыслящее существо 4. Обобщенная характеристика существования в современных обществах типа культуры, стандартизированных духовных благ, превращенных в индустриально-коммерческую форму производства и распространённая с помощью средств массовой информации – это: а) информационное общество б) массовая культура в) реклама г) интернет 5. Установите соответствия между понятиями и их определением:
6. Приведите два примера умозаключения, используя медицинскую терминологию. 7. Охарактеризуйте бытие и небытие как атрибуты реальности. 8. Проанализируйте представления о человеке философов Средневековья и эпохи Возрождения.
ВАРИАНТ 4
1. Назовите философа, который сформулировал следующие вопросы: а) «Что я могу знать?» б) «Что я должен делать?» в) «На что я смею надеяться?» г) «Что такое человек?» 2. Назовите мыслителя, которому принадлежит высказывание «Всё течет, всё изменяется»: а) Фалес б) Демокрит в) Гераклит г) Зенон
3. Психологическая структура личности по З. Фрейду состоит из 3-х уровней: а) низший, средний, высший б) «Я», «Оно», «Сверх-Я» в) бессознательное, подсознательное мышление г) инстинкты, сознание, культура 4. Понятие – это: а) логическая операция б) форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов в) форма мышления, в которой из двух или более суждений выводится новое суждение г) умственное действие 5. Установите соответствия между понятиями и их определением:
6. Определите понимание человека, характерное для философии эпохи Возрождения : а) человек – это общественное животное б) человек – это мыслящее существо в) человек – это творец, художник г) человек – это созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего сущего 7. Охарактеризуйте стиль профессионального мышления медицинского работника. 8. Проанализируйте связь философии с жизнью. ВАРИАНТ 5
1. Выберите правильный ответ: Образовательный идеал ХХI века считает главным: а) принцип личностно развивающего, опережающего обучения б) усвоение готового знания в) передача человеку практических навыков г) накопление личностью интеллектуального и духовного потенциала в процессе социализации 2. Научная картина мира - это: а) представление о роли науки в обществе б) целостная система представлений о наиболее фундаментальных свойствах Вселенной в) чувственно-образное видение природных процессов г) совокупное достижение отдельных наук 3. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформулировал законы диалектики как законы развития: а) Аристотель б) Ф. Аквинский в) И. Кант г) Ф. Энгельс д) Г. Гегель е) В. Соловьёв 4. Выберите суждение, характеризующее такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение: а) мировоззрение – это форма организации самосознания индивида и общества б) мировоззрение – это представления о мире и месте человека в нём в) мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека г) мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе 5. Что лишнее в данном логическом ряду: онтология, религия, гносеология, этика, антропология, аксиология, социальная философия 6. Совместите понятия и их определение:
7. Что общего у философии с религией? В чем их различие? 8. Проанализируйте проблему познаваемости мира и основные варианты её решения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|