Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 1. Философия о человеке, обществе, мире

Вопросы для ОКР № 1 по учебной дисциплине

«Основы социально-гуманитарных наук»

Раздел 1. Философия о человеке, обществе, мире

I уровень. Представление (1 балл)

1. Назовите философскую категорию, обозначающую существование человека в реальном мире:

а) бытие

б) сознание

в) абстракция

г) автономия

д) антропогенез

2. Выберите правильный ответ: образовательный идеал XXI века считает главным:

а) принцип личностно–развивающего, опережающего обучения

б) усвоение готового знания

в) передача человеку практических навыков

г) накопление личностью интеллектуального и духовного потенциала в процессе социализации

3. Определите время зарождения древнегреческой философии:

а) 1 в. до н.э.

б) III в. до н.э.

в) IV- V вв. до н.э.

г) VII - VI вв. до н.э.

4. Научная картина мира – это:

а) представление о роли науки в обществе

б) целостная система представлений о наиболее фундаментальных свойствах Вселенной

в) чувственно-образное видение природных процессов

г) совокупное достижение отдельных наук

5. Понятие «культура» первоначально имело значение:

а) возделывание земли, обработка камня, кости

б) поклонение богам

в) форма воспроизводства и саморазвития человека в целостности различных видов его деятельности

г) целенаправленное воздействие человека на природу

6. Назовите философа, который сформулировал следующие вопросы:

а) «Что я могу знать ?»

б) «Что я должен делать ?»

в) «На что я смею надеяться ?»

г) «Что такое человек ?»

7. Назовите мыслителя, которому принадлежит высказывание «Всё течёт, всё изменяется»:

а) Фалесу

б) Демокриту

в) Гераклиту

г) Зенону

8. Определите принцип, лежащий в основе религиозных представлений о происхождении человека:

а) принцип эволюции

б) принцип симметрии

в) принцип творения

г) принцип генетизма

9. Определите качества человека, выделяющее его из «царства животных» с точки зрения религиозных представлений:

а) внешний облик

б) умственные способности

в) наличие бессмертной души

г) следование нормам морали

10. Гносеология – это:

а) раздел философии, в котором стремятся выявить общие и необходимые черты и закономерности в любом виде познавательной деятельности

б) наука об особенностях мышления

в) учение о сущностях и закономерностях бытия

г) все вышеперечисленное

11. Кто является автором трудовой концепции происхождения человека:

а) Ч. Дарвин

б) Ф. Энгельс

в) К. Маркс

г) М.Шелер

12. Философ, рассматривавший цивилизацию как противоположность культуре, как заключительную стадию

её развития – это:

а) Ф. Энгельс

б) О. Шпенглер

в) Н. Данилевский

г) А. Тойнби

13. Знание, соответствующее действительности и подтвержденное практикой, можно определить как:

а) гипотеза

б) правда

в) истина

г) научное знание

14. Выберите верное суждение:

а) индивид – это совокупность уникальных свойств человека

б) личность – человек как субъект социальных отношений

в) личность – неповторимое своеобразие человека

г) личность – творчески мыслящее существо

15. Психологическая структура личности по З. Фрейду состоит из 3-х уровней:

а) низший, средний, высший

б) «Я», «Оно», «Сверх-Я»

в) бессознательное, подсознательное мышление

г) инстинкты, сознание, культура

16. Понятие – это:

а) логическая операция

б) форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов

в) форма мышления, в которой из двух или более суждений выводится новое суждение

г) умственное действие

17. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформулировал законы диалектики как

законы развития:

а) Аристотель

б) Ф. Аквинский

в) И. Кант

г) Ф. Энгельс

д) Г. Гегель

е) В. Соловьёв

18. Укажите имя древнего философа, высказавшего мысль о том, что «Человек – мера всех вещей»:

а) Протагор

б) Гераклит

в) Платон

г) Сократ

19. Обобщенная характеристика существования в современных обществах типа культуры,

стандартизированных духовных благ, превращенных в индустриально-коммерческую форму

производства и распространённая с помощью средств массовой информации – это:

а) информационное общество

б) массовая культура

в) реклама

г) интернет

20. Выберите суждение, характеризующее такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение:

а) мировоззрение – это форма организации самосознания индивида и общества

б) мировоззрение – это представления о мире и месте человека в нём

в) мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека

г) мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе

I уровень. Воспроизведение (4 балла)

1. Выберите черты, характерные для философского мышления эпохи Средневековья:

а) космоцентризм

б) антропоцентризм

в) теоцентризм

г) креационизм

д) символизм

е) пантеизм

з) идея Откровения

и) провиденциализм

2.Укажите черты, характеризующие мифологическое мировоззрение:

а) синкретичность

б) антропосоциоморфизм

в) строгая логическая структура

г) гуманизм

д) национальность

е) образность и эмоциональность

3. Установите соответствия между понятиями и их определением:

 

интуиция А простейшая форма мысли, которая отображает общие и необходимые свойства всех явлений определённого класса
вера Б чувственное воспоминание вещи, воспроизведение в памяти ее конкретного образа
рефлексия В непосредственное усмотрение какого-либо знания в качестве истинного без его видимого вывода и доказательства
понятие Г принятие какого-либо знания без его непосредственного обоснования
представление Д обращенность познания на самое себя
           

 

         

 

4. Установите соответствия между понятиями и их определением:

 

гипотеза А научное предположение
теория Б знания, которые соответствуют действительности и подтверждаются практикой
истина В положение, истинность которого должна быть доказана
тезис Г система научных знаний
           
       

 

 

5. Что лишнее в данном логическом ряду:

онтология, религия, гносеология, этика, антропология, аксиология, социальная философия

 

II уровень. Понимание (6 баллов)

1. Составьте схему «Структура мировоззрения»

2. Приведите два примера умозаключения, используя медицинскую терминологию

3. Определите понимание человека, характерное для философии эпохи Возрождения :

а) человек – это общественное животное

б) человек – это мыслящее существо

в) человек – это творец, художник

г) человек – это созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего сущего

4. Совместите понятия и их определение:

 

предмет философии А философское учение об обществе и общественной сущности человека
онтология Б поиск оснований бытия человека в мире
гносеология В философское учение о природе ценностей, их месте в реальности
аксиология Г учение о бытии как таковом
философская антропология Д раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможности
социальная философия Е философское учение о человеке, его сущности и природе.

 

 

         

 

 

5. Совместите понятия и их определение:

античность А ориентация на науку, открытие и установление законов природы
средние века Б развивается под влиянием христианской схоластической догматики
ХVII- ХVIII вв. В наука ориентирует человека на достижение гармоничного сосуществования с природой
ХIХ в. Г наука рассматривается в качестве самодостаточного элемента культуры
вторая половина ХХ в. Д поиск истины, рационально-логическое описание того, как из первоначального хаоса образуется гармоничный Космос
           

 

 

         

 

IV уровень. Применение (8 баллов)

 

1. Охарактеризуйте бытие и небытие как атрибуты реальности.

2. Охарактеризуйте роль чувственного, рационального и иррационального аспектов познания.

3. Охарактеризуйте стиль профессионального мышления медицинского работника.

4. Чем человек-философ отличается от обычного человека?

5. Что общего у философии и религии? В чём их различие?

 


V уровень. Творчество (10 баллов)

 

1. Как вы думаете, почему мифологическое мировоззрение прошло через тысячелетия и продолжает присутствовать в мировоззрении современного человека?

2. Знаменитый древнегреческий философ Аристотель сказал: «Все другие науки более необходимы, но лучше философии нет ни одной!» Как вы относитесь к этому утверждению? Аргументируйте свою позицию.

3. Проанализируйте представления о человеке философов Средневековья и эпохи Возрождения.

4. Проанализируйте связь философии с жизнью.

5. Проанализируйте проблему познаваемости мира и основные варианты её решения.


ВАРИАНТ 1

 

1. Назовите философскую категорию, обозначающую существование человека в реальном мире:

 

а) бытие

б) сознание

в) абстракция

г) автономия

д) антропогенез

 

2. Гносеология – это:

 

а) раздел философии, в котором стремятся выявить общие и необходимые черты и закономерности

в любом виде познавательной деятельности

б) наука об особенностях мышления

в) учение о сущностях и закономерностях бытия

г) все вышеперечисленное

 

3. Понятие «культура» первоначально имело значение:

 

а) возделывание земли, обработка камня, кости

б) поклонение богам

в) форма воспроизводства и саморазвития человека в целостности различных видов его деятельности

г) целенаправленное воздействие человека на природу

 

4. Кто является автором трудовой концепции происхождения человека:

 

а) Ч. Дарвин

б) Ф. Энгельс

в) К. Маркс

г) М.Шелер

 

5. Выберите черты, характерные для философского мышления эпохи Средневековья:

 

а) космоцентризм

б) антропоцентризм

в) теоцентризм

г) креационизм

д) символизм

е) пантеизм

з) идея Откровения

и) провиденциализм

 

6. Составьте схему «Структура мировоззрения».

 

7. Чем человек – философ отличается от обычного человека?

8. Как вы думаете, почему мифологическое мировоззрение прошло через тысячелетия и продолжает

присутствовать в сознании современного человека?

 

 

 

ВАРИАНТ 2

 

 

1. Определите время зарождения древнегреческой философии:

а) I в. до н.э.

б) III в. до н.э.

в) VI – V вв. до н.э.

г) VII – VI вв. до н.э.

2. Определите принцип, лежащий в основе религиозных представлений о происхождении человека:

а) принцип эволюции

б) принцип симметрии

в) принцип творения

г) принцип генетизма

3. Философ, рассматривавший цивилизацию как противоположность культуре, как заключительную стадию

её развития – это:

а) Ф. Энгельс

б) О. Шпенглер

в) Н. Данилевский

г) А. Тойнби

4. Знание, соответствующее действительности и подтвержденное практикой, можно определить как:

а) гипотеза

б) правда

в) истина

г) научное знание

5. Укажите черты, характеризующие мифологическое мировоззрение:

а) синкретичность

б) антропосоциоморфизм

в) строгая логическая структура

г) гуманизм

д) национальность

е) образность и эмоциональн6ость

6. Совместите понятия и их определение:

 

предмет философии А философское учение об обществе и общественной сущности человека
онтология Б поиск оснований бытия человека в мире
гносеология В философское учение о природе ценностей, их месте в реальности
аксиология Г учение о бытии как о таковом
философская антропология Д раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможности
Социальная философия Е философское учение о человеке, его сущности и природе
           

 

           

 

7. Охарактеризуйте роль чувственного, рационального и иррационального аспектов познания.

8. Знаменитый древнегреческий философ Аристотель сказал: «Все другие науки более необходимы, но лучше философии нет ни одной!». Как вы относитесь к этому утверждению? Аргументируйте свою позицию.

 

ВАРИАНТ 3

 

 

1. Укажите имя древнего философа, высказавшего мысль о том, что «Человек – мера всех вещей»:

а) Протагор

б) Гераклит

в) Платон

г) Сократ

2. Определите качество человека, выделяющее его из «царства животных» с точки зрения религиозных

представлений:

а) внешний облик

б) умственные способности

в) наличие бессмертной души

г) следование нормам морали

3. Выберите верное суждение:

а) индивид – это совокупность уникальных свойств человека

б) личность – человек как субъект социальных отношений

в) личность – неповторимое своеобразие человека

г) личность – творчески мыслящее существо

4. Обобщенная характеристика существования в современных обществах типа культуры,

стандартизированных духовных благ, превращенных в индустриально-коммерческую форму

производства и распространённая с помощью средств массовой информации – это:

а) информационное общество

б) массовая культура

в) реклама

г) интернет

5. Установите соответствия между понятиями и их определением:

 

интуиция А простейшая форма мысли, которая отображает общие и необходимые свойства всех явлений определённого класса
вера Б чувственное воспоминание вещи, воспроизведение в памяти ее конкретного образа
рефлексия В непосредственное усмотрение какого-либо знания в качестве истинного без его видимого вывода и доказательства
понятие Г принятие какого-либо знания без его непосредственного обоснования
представление Д обращенность познания на самое себя
           

 

         

 

6. Приведите два примера умозаключения, используя медицинскую терминологию.

7. Охарактеризуйте бытие и небытие как атрибуты реальности.

8. Проанализируйте представления о человеке философов Средневековья и эпохи Возрождения.

 

ВАРИАНТ 4

 

 

1. Назовите философа, который сформулировал следующие вопросы:

а) «Что я могу знать?»

б) «Что я должен делать?»

в) «На что я смею надеяться?»

г) «Что такое человек?»

2. Назовите мыслителя, которому принадлежит высказывание «Всё течет, всё изменяется»:

а) Фалес

б) Демокрит

в) Гераклит

г) Зенон

 

3. Психологическая структура личности по З. Фрейду состоит из 3-х уровней:

а) низший, средний, высший

б) «Я», «Оно», «Сверх-Я»

в) бессознательное, подсознательное мышление

г) инстинкты, сознание, культура

4. Понятие – это:

а) логическая операция

б) форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов

в) форма мышления, в которой из двух или более суждений выводится новое суждение

г) умственное действие

5. Установите соответствия между понятиями и их определением:

 

гипотеза А научное предположение
теория Б знания, которые соответствуют действительности и подтверждаются практикой
истина В положение, истинность которого должна быть доказана
тезис Г система научных знаний
           

 

       

 

6. Определите понимание человека, характерное для философии эпохи Возрождения :

а) человек – это общественное животное

б) человек – это мыслящее существо

в) человек – это творец, художник

г) человек – это созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего сущего

7. Охарактеризуйте стиль профессионального мышления медицинского работника.

8. Проанализируйте связь философии с жизнью.

ВАРИАНТ 5

 

 

1. Выберите правильный ответ:

Образовательный идеал ХХI века считает главным:

а) принцип личностно развивающего, опережающего обучения

б) усвоение готового знания

в) передача человеку практических навыков

г) накопление личностью интеллектуального и духовного потенциала в процессе социализации

2. Научная картина мира - это:

а) представление о роли науки в обществе

б) целостная система представлений о наиболее фундаментальных свойствах Вселенной

в) чувственно-образное видение природных процессов

г) совокупное достижение отдельных наук

3. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформулировал законы диалектики как

законы развития:

а) Аристотель

б) Ф. Аквинский

в) И. Кант

г) Ф. Энгельс

д) Г. Гегель

е) В. Соловьёв

4. Выберите суждение, характеризующее такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение:

а) мировоззрение – это форма организации самосознания индивида и общества

б) мировоззрение – это представления о мире и месте человека в нём

в) мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека

г) мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе

5. Что лишнее в данном логическом ряду:

онтология, религия, гносеология, этика, антропология, аксиология, социальная философия

6. Совместите понятия и их определение:

 

античность А ориентация на науку, открытие и установление законов природы
средние века Б развивается под влиянием христианской схоластической догматики
ХVII- ХVIII вв. В наука ориентирует человека на достижение гармоничного сосуществования с природой
ХIХ в. Г наука рассматривается в качестве самодостаточного элемента культуры
вторая половина ХХ в. Д поиск истины, рационально-логическое описание того, как из первоначального хаоса образуется гармоничный Космос
           

 

         

 

7. Что общего у философии с религией? В чем их различие?

8. Проанализируйте проблему познаваемости мира и основные варианты её решения.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.