Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели, задачи и методы исследования графо- моторных навыков у младшего школьного возраста с ОНР



Цель исследованиязаключается визучении особенностей развития графо- моторных навыков у младшего школьного возраста с ОНР .

Объект исследования - уровень сформированности графо - моторных навыков у младшего школьного возраста с ОНР.

Предметисследования - особенности развития графо- моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза - мы предполагаем, что у младшего школьного возраста с ОНР присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в :

-слабом развитие пальцевой моторики;

- незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной координации;

недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков;

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследоания.

2.Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольников с ОНР.

3.Описать и апробировать методики выявления особенностей графомоторных навыков у дошкольников с ОНР

4.Проанализировать полученные данные.

В связи с намеченной целью и задачами исследования был определен и использован комплекс методов, уточняющих и дополняющих друг друга:

Теоретические: анализ литературы

Эмпирические:наблюдение; педагогический эксперимент,беседа, анкетирование;логопедическое обследование;

Интерпретационные: анализ полученных результатов.

Исследование проводилось на базе ГУ в "Специальной общеобразовательной школе интернат №4" . В эксперименте принимали участие 9 воспитанников 1 класса обучающиеся по 1типу 7-8 летнего возраста.

Метод: Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма по обводке.

Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе письма по обводке.

Ход работы: Ученикам предлагается обвести буквы, слоги, слова, цифры и геометрические фигуры в рабочей тетради.

Оценка результата:

4балла - ребенок хорошо справился с заданием;

3балла - в конце ряда отмечается замедление, отрыв карандаша от бумаги;

2балла - нарушение плавности, микро- и макрографии;

1балл - не соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам и др. характеристикам;

0баллов - ребенок не выполнил задания (чирканье, каракули).

 

Метод: Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе самостоятельного письма по образцу.

Цель: Изучить состояние графомоторных навыков в процессе самостоятельного письма по образцу.

Ход работы: Ученикам предлагается самостоятельно прописать буквы, цифры, геометрические фигуры по образцу.

4балла - ребенок хорошо справился с заданием;

3балла - в конце ряда отмечается замедление, отрыв карандаша от бумаги;

2балла - нарушение плавности, микро- и макрографии;

1балл - нарисованный узор не соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам и др. характеристикам;

0баллов - ребенок не выполнил задания (чирканье, каракули).

 

Проведя с учениками диагностику, были получены следующие результаты.

Данные, полученные по методике "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма по обводке " были занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Особенности графомоторных навыков у учеников, проявившиеся при обводке

Участники исследования Графические навыки при обводке
Средний уровень Низкий уровень О/низкий уровень
Кол. % Кол. % Кол. %
Младшие школьники в возрасте 7-8

 

 

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показал, что у учащихся первого класса высокий уровень развития графомоторных навыков в ходе исследования нами не выявился.

Средний уровень графомоторных навыков отмечается у троих учеников, что составляет 30%. Отмечается, что у этих учащихся допускалось минимальное количество ошибок.

Низкий уровень развития графомоторных навыков отмечается у четырех учеников, что составляет 40 %. Двое учеников показали очень низкий уровень графомоторных навыков, что составило 20% от общего показателя участвующих в исследовании.

 

 

Результаты диагностики по методике "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе самостоятельного письма по образцу " были занесены в таблицу 2.

 

Таблица 2

Особенности графомоторных навыков у учеников, проявившиеся в процессе самостоятельного письма по образцу

Участники исследования Графические навыки самостоятельного письма
Средний уровень Низкий уровень О/низкий уровень
Кол. % Кол. % Кол. %
Младшие школьники в возрасте 7-8 лет

 

 

Анализ данных, приведенных в таблице 2, показал, что у учащихся первого класса высокий уровень развития графомоторных навыков в ходе исследования нами не выявился.

Средний уровень графомоторных навыков отмечается у троих учеников, что составляет 30%. Отмечается, что у этих учащихся допускалось минимальное количество ошибок.

Низкий уровень графомоторных навыков отмечается у одного ученика, что составляет 10%. В ходе работы у него наблюдалось неправильное написание букв, цифр, также наблюдалось зеркальное написание.

Очень низкий уровень графомоторных навыков отмечается у семерых учеников, что составляет 70%. Данные ученики не справились с самостоятельной работой.

В ходе исследования у учеников наблюдалась слабость мышечного тонуса руки. Анализ результатов диагностических методик позволяет предполагать, что графомоторные ошибки учащихся младшего школьного возраста связаны как с низким уровнем развития внимания, восприятия и самоконтроля, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.