Цели, задачи и методы исследования графо- моторных навыков у младшего школьного возраста с ОНР
Цель исследованиязаключается визучении особенностей развития графо- моторных навыков у младшего школьного возраста с ОНР . Объект исследования - уровень сформированности графо - моторных навыков у младшего школьного возраста с ОНР. Предметисследования - особенности развития графо- моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза - мы предполагаем, что у младшего школьного возраста с ОНР присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в : -слабом развитие пальцевой моторики; - незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной координации; недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков; Задачи: 1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследоания. 2.Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольников с ОНР. 3.Описать и апробировать методики выявления особенностей графомоторных навыков у дошкольников с ОНР 4.Проанализировать полученные данные. В связи с намеченной целью и задачами исследования был определен и использован комплекс методов, уточняющих и дополняющих друг друга: Теоретические: анализ литературы Эмпирические:наблюдение; педагогический эксперимент,беседа, анкетирование;логопедическое обследование; Интерпретационные: анализ полученных результатов. Исследование проводилось на базе ГУ в "Специальной общеобразовательной школе интернат №4" . В эксперименте принимали участие 9 воспитанников 1 класса обучающиеся по 1типу 7-8 летнего возраста. Метод: Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма по обводке. Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе письма по обводке. Ход работы: Ученикам предлагается обвести буквы, слоги, слова, цифры и геометрические фигуры в рабочей тетради. Оценка результата: 4балла - ребенок хорошо справился с заданием; 3балла - в конце ряда отмечается замедление, отрыв карандаша от бумаги; 2балла - нарушение плавности, микро- и макрографии; 1балл - не соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам и др. характеристикам; 0баллов - ребенок не выполнил задания (чирканье, каракули).
Метод: Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе самостоятельного письма по образцу. Цель: Изучить состояние графомоторных навыков в процессе самостоятельного письма по образцу. Ход работы: Ученикам предлагается самостоятельно прописать буквы, цифры, геометрические фигуры по образцу. 4балла - ребенок хорошо справился с заданием; 3балла - в конце ряда отмечается замедление, отрыв карандаша от бумаги; 2балла - нарушение плавности, микро- и макрографии; 1балл - нарисованный узор не соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам и др. характеристикам; 0баллов - ребенок не выполнил задания (чирканье, каракули).
Проведя с учениками диагностику, были получены следующие результаты. Данные, полученные по методике "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма по обводке " были занесены в таблицу 1. Таблица 1 Особенности графомоторных навыков у учеников, проявившиеся при обводке
Анализ данных, приведенных в таблице 1, показал, что у учащихся первого класса высокий уровень развития графомоторных навыков в ходе исследования нами не выявился. Средний уровень графомоторных навыков отмечается у троих учеников, что составляет 30%. Отмечается, что у этих учащихся допускалось минимальное количество ошибок. Низкий уровень развития графомоторных навыков отмечается у четырех учеников, что составляет 40 %. Двое учеников показали очень низкий уровень графомоторных навыков, что составило 20% от общего показателя участвующих в исследовании.
Результаты диагностики по методике "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе самостоятельного письма по образцу " были занесены в таблицу 2.
Таблица 2 Особенности графомоторных навыков у учеников, проявившиеся в процессе самостоятельного письма по образцу
Анализ данных, приведенных в таблице 2, показал, что у учащихся первого класса высокий уровень развития графомоторных навыков в ходе исследования нами не выявился. Средний уровень графомоторных навыков отмечается у троих учеников, что составляет 30%. Отмечается, что у этих учащихся допускалось минимальное количество ошибок. Низкий уровень графомоторных навыков отмечается у одного ученика, что составляет 10%. В ходе работы у него наблюдалось неправильное написание букв, цифр, также наблюдалось зеркальное написание. Очень низкий уровень графомоторных навыков отмечается у семерых учеников, что составляет 70%. Данные ученики не справились с самостоятельной работой. В ходе исследования у учеников наблюдалась слабость мышечного тонуса руки. Анализ результатов диагностических методик позволяет предполагать, что графомоторные ошибки учащихся младшего школьного возраста связаны как с низким уровнем развития внимания, восприятия и самоконтроля, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|