Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие замечания по документам, представленным на экспертизу

Задача экспертизы

 

Оценка всех представленных на экспертизу материалов на соответствие требованиям законодательства РФ, критериям, нормам и действующим правилам в области использования атомной энергии и промышленной безопасности, руководящим документа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01).

Проверка и оценка эффективности предложенных в проекте мер по его доработке и доведению до требований действующих правил и норм по безопасности.

Разработка предложений и рекомендаций по условиям выдачи рассмотрения материалов проекта.

Оценка воздействия АЭС на среду обитания орланов белохвостов.

 

Объект экспертизы

 

Объектом экспертизы являются следующие документы, представленные заказчиком, филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» Томская атомная электростанция, далее Томская АЭС:

1. Техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду эксплуатации энергоблока No 4 Томской АЭС на мощности реакторной установки 107% от номинальной.

2. Технический отчет "Оценка влияния увеличения выработки электроэнергии энергоблоком No4 Томской АЭС на окружающую среду":

◦ Часть 1

◦ Часть 2

◦ Часть 3

3. Отчёт "Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) эксплуатации энергоблока No4 Томской АЭС на мощности реакторной установки 107% от номинальной".

4. Пояснительная записка по материалам ОВОС эксплуатации энергоблока No4 Томской АЭС на мощности реакторной установки 107% от номинальной.

Критерии оценки

 

Экспертиза проведена на соответствие представленных материалов действующему Российскому законодательству и нормативным документам в области использования атомной энергии и охраны окружающей среды. При выполнении экспертизы документов, представленных для проведения экспертизы, определялось соответствие их формы и содержания положениям документов по безопасности (согласно П-01-01), а также рекомендациям МАГАТЭ, международным стандартам (стандартам ИСО/МЭК) и национальным стандартам РФ, и другим нормативным документам.

 

Вводные сведения

 

Томская атомная электростанция расположена в 15 км от города Томска, на берегу реки Томи. На Томской АЭС установлены водо-водяные энергетические реакторы (ВВЭР), под давлением, в которых теплоноситель, проходящий через активную зону энергоблока, служит одновременно замедлителем нейтронов, отводит тепло, выделяющееся в работающем реакторе. Технологическая схем АЭС предусматривает два контура теплосъема. Теплоносителем в данном типе реакторов служит вода. Охлаждение конденсаторов турбин осуществляется водой из реки Томь.

Технические характеристики энергоблока и реактора Томской АЭС описаны в таблице 1.1. и 1.2.

 

Таблица 1.1. Техническая характеристика энергетического блока

Тепловая мощность МВт 1375
Электрическая мощность МВт 440
Коэффициент использования установленной мощности 0,79  
КПД нетто, %
Расход электроэнергии на собственные нужды, % 7,4  
Выработка электроэнергии за год, млн. кВт*ч  
КПД брутто, % 31,3  
Удельный расход тепла на отпущенную электроэнергию, ккал/кВт*ч

 

Таблица 1.2. Техническая характеристика реактора

Тепловая мощность, МВт  
Давление теплоносителя, кгс/см 2 124  
Средняя температура, 0С  
Расход теплоносителя, м 3 41000-43000  
Нагрев теплоносителя, 0С  
Число кассет Рабочих:

 

По данным Томской АЭС в 2010 году Ростехнадзор разрешил станции работать на повышенной мощности 107% от номинальной, длительностью 100 часов, после этого было предложено подготовить проект документов для проведения Государственной экологической экспертизы.

 

Общие замечания по документам, представленным на экспертизу

 

Отсутствует в необходимом объеме информация об ОЯТ, образующемся на Томской АЭС, в том числе описания всего цикла утилизации этого ОЯТ включая переработку на СХК.

Представленные документы не отвечают на ключевые вопросы, поставленные в «Техническом задании на проведении оценки воздействия на окружающую среду эксплуатации энергоблока No4 Томской АЭС на мощности реакторной установки 107% от номинальной» (далее ОВОС) в части требования к составу и содержанию ОВОС:

1. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной деятельности.

2. описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности включая предлагаемые и «нулевой вариант» (отказ от деятельности).

3. Оценка воздействия на окружающую среду в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности:

- вероятность возникновения риска, характер и масштабы возможного неблагоприятного воздействия рецензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии на ОС с выделением наиболее уязвимых компонентов.

- предоставление информации о воздействии проектных и запроектных аварий и повышении надежности и безопасности.

- планируемые мероприятия по предотвращению и/или смягчению возможного неблагоприятного воздействия на ОС при осуществлении намечаемой инвестиционной деятельности

- сведения об информировании общественности при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на ОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

- оценка воздействия АЭС на среду обитания орланов белохвостов.

Оценка влияния выработки электроэнергии энергоблоком No4 Томской АЭС на окружающую среду. Этап 2. Отчет «Охрана окружающей среды при подъеме и работе на мощности выше номинальной энергоблоком No4 Томской АЭС. Пояснительная записка. КЛ-4-0-77-ПЗ-002.

Лист 6. Представленные материалы в качестве цели проекта указывают задачу, «поставленную перед атомной энергетикой России в рамках Энергетической стратегии России на период до 2020 года», каковой является «увеличение производства электроэнергии на действующих АЭС, повышение их общей экономичности при безопасной и надежной эксплуатации» (лист 6, Оценка влияния выработки электроэнергии энергоблоком No4 Томской АЭС на окружающую среду. Этап 2. Отчет «Охрана окружающей среды при подъеме и работе на мощности выше номинальной энергоблоком No4 Томской АЭС. Пояснительная записка. КЛ-4-0-77-ПЗ-002).

Сама стратегия не является обоснованием для повышения мощности отдельно взятого энергоблока. Очевидно, что в данном случае необходим анализ местных и региональных потребностей в электроэнергии, динамики электропотребления, пропускной возможности сетей и так далее. Из таких данных авторы ОВОС привели только демографические данные по г. Томск – лист 100, показывающие демографический спад из чего можно сделать косвенный вывод об отсутствии как минимум одной из предпосылок для роста электропотребления.

Можно предположить, что предлагаемый подъем мощности направлен в первую очередь на увеличение экспортируемой электроэнергии в другие регионы России, а также в зарубежные страны, и не связан с нуждами внутренних потребителей. Это фактически означает, что Росатом планирует получать дополнительную прибыль за счет заниженной себестоимости атомной генерации в российских условиях, в том числе за счет госсубсидий на утилизацию ОЯТ и РАО атомных станций, за счет низкого уровня радиационной безопасности и так далее.

Подъем мощности 4-го энергоблока Томской АЭС приведет к риску аварий и запроектных аварий, а также нанесет вред, а в конечном итоге к гибели популяции орланов - белохвостов.

В зоне Томской АЭС обитает 34 вида птиц, занесенных в Красные Книги, в т.ч. орлан - белохвост – наиболее уязвимый вид, не терпящий беспокойства. Причем берега р. Томь являются важнейшими местами гнездовий, что крайне важно для репродуктивности популяций. В районе берегов реки деятельность АЭС самым негативным образом отразится на значительном количестве обитающих здесь пар, также окажет значительное воздействие на места гнездования орлана - белохвоста. Все эти виды исчезнут из своего важнейшего и обширного места обитания, критического для выживания нескольких популяций редких и исчезающих птиц на берегах р. Томь. Такая же участь постигнет и другие виды птиц, возможна гибель птиц во время массовых миграции, они могут получить увечья.

Орлан - белохвост, как отмечается в проектных материалах, не может активно летать дольше 25 минут в сутки, чем определяется близкое расположение гнездовий от береговой черты (50-100 м) и высокая требовательность к качеству кормовых угодий. Даже незначительное ухудшение условий обитания приводит к отказу птиц от размножения. Необходимо добавить, что и любое беспокойство, заставляющее представителей этого вида перелетать с места на место, может стать фатальным для значительной части популяции – например, полеты вертолетов, движение автотранспорта и судов на воздушной подушке. Гарантированное, запланированное негативное воздействие на краснокнижные виды со стороны АЭС является прямым нарушением Закона РФ "О животном мире", ст. 24 которого гласит: "Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются". В работу АЭС должны быть внесены существенные изменения для исключения воздействия на виды животных, занесенные в Красную Книгу РФ.

Документ не содержит альтернативные варианты намечаемой деятельности, в том числе нулевой. Соответственно, документ не содержит обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из альтернативных вариантов. Это подтверждает, что цель проекта – не обеспечение энергетической безопасности российского региона, а получение дополнительной прибыли концерном Росатом за счет экспорта дополнительной атомной генерации.

Документ не дает оценки вероятности возникновения риска, характер и масштабы возможного неблагоприятного воздействия лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии на ОС с выделением наиболее уязвимых компонентов, как это требуется в Техническом задании.

При этом очевидно, что повышение мощности энергоблока усилит нагрузку на компоненты энергоблока что приведет к повышению риска аварий, в том числе запроектных аварий.

При этом признано, что в атомной отрасли существует ряд принципиальных проблем:

- не выполняется системный анализ защищённости оборудования, выполняющего функции безопасности. Не подтверждена его работоспособность в условиях, возникающих при внешних воздействиях и проектных авариях;

 

- системы контроля концентрации водорода, системы и элементы, обеспечивающие водородную взрывозащиту не соответствуют Правилам обеспечения водородной взрывозащиты на атомных электростанциях (НП-040-02).

Кроме того, известно, что для Томской АЭС не обосновано достаточное охлаждение бака запаса раствора борной кислоты для условий аварии с максимальной проектной течью из первого конура, что может вызывать зависимый отказ насосов системы аварийного охлаждения зоны. При этом повышение тепловой мощности реактора может привести к увеличению проектной течи из первого контура.

Документ не содержит информации о воздействии проектных и запроектных аварий и повышении надежности и безопасности и планируемых мероприятиях по предотвращению и/или смягчению возможного неблагоприятного воздействия на ОС при осуществлении намечаемой инвестиционной деятельности, как это требует Техническое задание. При этом известно, что в атомной отрасли:

- отсутствуют руководства по управлению тяжелыми авариями;

- не обоснована способность энергоблоков атомных станций поддерживать безопасное состояние в течение длительного (несколько суток) времени при авариях, связанных с потерей систем расхолаживания, обесточиванием энергоблока с наложением отказа дизель-генераторов.

Листы 110 и 111. Несмотря на то что выбросы после выведения 4-г блока на мощность 107% не превысят допустимых выбросов (примерно 12% от ДВ) тем не менее это будет означать, что в целом по станции выбросы вырастут более в десятки раз. Например по цезию-137 выбросы вырастут до 2,3х10 (8) бк в год при том что в 2006 году выбросы составили 8,2х 10 (6) бк в год.

 

Выводы:

1. Представленные материалы подготовлены не в полном объеме и не отвечают на ключевые вопросы, поставленные в Техническом задании.

2. Имеющаяся в распоряжении экспертной комиссии информация о ситуации на российских АЭС позволяет сделать вывод, что Томская АЭС не готова к запроектным авариям. Предлагаемый подъем мощности наряду с другими системными проблемами, присущими для российских атомных станций повышает риск таких аварий. В этих условиях ссылки на зарубежный опыт об успешном подъеме мощности на близких по конструкции энергоблоках является некорректным.

3. Имеющиеся сведения о практической целесообразности подъема мощности Томской АЭС показывают, что экономического смысла подъема мощности 4-го энергоблока Томской АЭС для внутренних потребителей нет. Проект направлен на обогащение отдельных лиц за счет продажи электроэнергии в зарубежные страны и соседние регионы, которые не были установлены в ходе данной экспертизы.

4. Функционирование Томской АЭС оказывает негативное воздействие на популяцию орланов - белохвостов, обитающих в зоне работы АЭС - берегах реки Томь вблизи г. Томска.

 

Заключение

 

На основании выводов экспертов, проект оценивается как опасный.

Проект не направлен на повышение уровня энергетической безопасности региона.

Проект негативно повлияет на ареал орланов - белохвостов, а также на другие виды птиц.

На основании вышеизложенного экспертная комиссия считает, что данный проект должен быть отклонен от согласования и запрещен к реализации.

 

Председатель экспертной комиссии ­­­­­­­­____________ /Иванов Ю.В/

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.