Патриархальная теория возникновения государстваСтр 1 из 21Следующая ⇒
Билет №1 К основным теориям возникновения государства принято относить: 1. теологическую (религиозная, божественная); 2. патриархальную (отеческая); 3. договорную (естественно-правовая); 4. органическую; 5. психологическую; 6. ирригационную; 7. насилия (внутреннего и внешнего); 8. экономическую (классовую). Теологическая теория возникновения государства Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный – 354 – 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.). Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Теологическая теория призывает: • принять государство и власть как данность, полученную свыше; • признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи – представители Папы и через него Бога в своих государствах); • полностью и во всем подчиняться власти – небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, – то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок. Достоинства данной теории: - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; - препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности. Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям. Патриархальная теория возникновения государства Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство – своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории: - монарх является отцом всего народа; - благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; - король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); - власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; - подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу. К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она: * способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти; Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты: = в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; = монарх – представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения); = вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|