Здавалка
Главная | Обратная связь

Публичное и частное право история классификации и современные подходы.



История и сейчас. Изначально, вплоть до позднего средневековья, такое деление было свойственно лишь романо-германскому праву.А в римском праве деление на публичное и частное право появилось лишь на одной из самых поздних стадий его развития. А именно — в классический период. Что касается России на протяжении всего периода существования СССР категории "публичное право" и "частное право" были фактически изъяты из научного оборота. Официально это произошло в 1922 г. в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. В пользу расширения частноправовых начал многих сторон нашей жизни, несомненно, свидетельствует провозглашение Конституцией в числе неотъемлемых прав человека право частной собственности и закрепление гарантий ее защиты (ст. 35). Вместе с тем публичные начала проникают в отрасли частноправового блокаПубличное право регулирует ту область общественных отношений, в которой главенствующую роль играет государство. 1) государственное и церковное право;2) охрана права, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс;3) международное правоЧастное право регулирует ту область общественных отношений, где поступки субъектов определяются их собственной волей, юридически оформляемой договором.1) личное право (по современной терминологии - комплекс личных неимущественных прав);,2) вещное право;3) обязательственное право;4) торговое право;5) семейное и имущественное право супругов и наследников.

9.10 Понятие и структура источников права.Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права может осуществляться гос-вом путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях гос-во придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают 4 основных вида источников (норм) права: Правовой обычай. Судебный прецедент. Нормативный правовой акт. Нормативный договор.1. Правовой обычай:обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный гос-вом, после установления юр. санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается.2. Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила. Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же.3. Нормативный правовой акт -документ, принимаемый уполномоченным гос-ным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. норм.прав. акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе подразделяются на законы и подзаконные акты. 4. Законы и подзаконные акты.Закон – норм.прав. акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют: основные - Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу; конституционные- принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения; кодифицированные - сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений; текущие- принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества. 5.Нормативные договоры. Источником права являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры.

11.Нормативно-правовой акт: понятие и виды.Норм.прав. акт используется как основная форма права в странах с так называемым "писаным" правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:а) содержит юридические нормы;б) представляет собой официальный письменный акт-документ;в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой. Норм.прав. акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но так или иначе с участием государства и выражением его воли.С учетом названных признаков норм.прав. акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме:а) компетентными органами государства;б) в порядке делегированного законодательства;в) в пороядке референдума.Норм.прав. акты следует отличать от другой разновидности правовых актов - индивидуальных юридических, а главное - от актов применения права. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у актов применения эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер.Основная задачанорм.прав. акта -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права - как для "рядовых" субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами. Видынорм.прав. актов. Они делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Закон обладает следующими признаками:а) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума;б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;д) должен отражать волю и интересы общества в целом;е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь "вкрапления" индивидуально-властных предписаний). В РФ подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие:а) указы Президента РФ;б) нормативные акты Правительства РФ;в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств).
12. Законы и подзаконные акты(разновидности).Виды нормативно-правовых актов. Они делятся прежде всего на законы и подзаконные норм.прав. акты .Закон обладает следующими признаками:а) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума;б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;д) должен отражать волю и интересы общества в целом;е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь "вкрапления" индивидуально-властных предписаний).Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конст относятся:а) Конст-я (как основной политико-правовой акт страны);б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конст-и;в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конст-ей.В Конст-и РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации.Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие:а) указы Президента РФ;б) нормативные акты Правительства РФ;в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств).На уровне субъектов РФ - республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и СПб. Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации

13. Правоотношения: понятия, содержание, видыПравоотношение - это взаимоотношение между субъектами права, т.е. участниками по поводу объекта, при котором возникают взаимные права и обязанности.Правоотношение — индивидуализированное общественное отношение, то есть отношение между конкретными лицами (гражданами, организациями, государством в лице государственных органов, субъектами федеративного государства, муниципальными образованиями). А также, - между одним и тем же лицом; представляющим взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов. Связанными между собой субъективными правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении.Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:а)Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);б)Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);в)Урегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;г)Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).Содержание правоотношения - материальное содержание всякого правоотношения составляет то общественное отношение, которое им закрепляется.Составляющие юридического содержания правоотношений — его субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.Субъективные права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Они возникают одновременно, однако в дальнейшем содержание правоотношения может меняться: у участников правоотношения могут появиться новые права и обязанности.В подавляющем большинстве правоотношений каждый из участников одновременно имеет права и несет обязанности. Однако в некоторых правоотношениях у управомоченного лица есть только субъективное право, а у обязанного лица — только субъективная обязанность.Виды правоотношения:1. По функциям права:- регулятивные правоотношения — возникают в целях регулирования общественных отношений;- охранительные правоотношение — возникают, в целях обеспечения и защиты установленного правопорядка; способствуют реализации регулятивных правоотношений.2. По степени определенности:- абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;- относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.).3. По отраслям права:- конституционно правовые отношения;- гражданско-правовые отношения;- уголовно правовые отношения;- уголовно-процессуальные отношения;- административно-правовые отношения и т.д.4. По структуре правоотношений:- простые правоотношения - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);- сложные правоотношения — отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

14.Правонарушения: понятия, состав, виды.Правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие деликтоспособного лица, наносящее вред личности, обществу, государству, либо являющееся общественно опасным, влекущее за собой наступление юридической ответственности.1. Правонарушение - это акт поведения, выраженный вовне в действии или бездействии. Мысли, намерения, предположения, не подкрепленные деянием, не являются правонарушением. Равно как события и факты, складывающиеся помимо воли и сознания человека, не могут быть признаны правонарушением.2. Правонарушение - это деяние, противоречащее юридическим запретам, характеризующееся противоправностью.К правонарушениям относят поведение, наносящее вред лицу, обществу, государству, а во многих случаях являющееся общественно опасным. В силу этого такое поведение нежелательно.Для правонарушения необходима еще причинная связь между противоправным и наступившим вредом.Все это сочетание признаков в своем единстве образуют объективную сторону состава правонарушения, определяющую внешнюю его характеристику.Субъективная сторона правонарушения - это вина, психическое отношение лица к совершенному противоправному деянию и его последствиям.Различают две формы вины - умысел и неосторожность. Умысел (ст. 25 УК РФ) может быть прямым, когда лицо осознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит возможность наступления вредных последствий, желает их наступления. Косвенным - лицо осознает, предвидит, сознательно допускает. Неосторожность тоже имеет две разновидности: легкомыслие - лицо предвидит, осознает, самонадеянно рассчитывает на предотвращение вреда; небрежность - не предвидит общественной опасности, хотя могло и должно было предвидеть.Субъект правонарушения - вменяемое деликтоспособное физическое лицо или организация (юридическое лицо), совершившее правонарушение.Объект правонарушения - то, на что посягает правонарушение - общественные отношения (родовой); жизнь, здоровье, имущество и т.п. (видовой).Правонарушения классифицируются: по степени общественной опасности (преступления и проступки); по отраслевой принадлежности (гражданско-правовые, административно-правовые и др.); по субъектам совершения деяний (физическое лицо, юридическое лицо).

15.Юридические факты: понятие и виды.Юридический факт - это указанное в гипотезе нормы права конкретное жизненное обстоятельство, которое является основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений.Юридические факты относятся к так называемым юридическим предпосылкам возникновения правоотношений (норма права, правосубъектность, юридический факт).Виды юридических фактов:1)По характеру последствий:правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие; 2)По волевому признаку:события, действия (бездействие). Наступление событий не зависит от воли субъектов правоотношений (например, гибель застрахованного имущества от пожара или наводнения). Действия (бездействие) - это внешнее выражение воли и сознания людей (например, составление завещания, дарение). Действия подразделяются на правомерные (дозволенные) и неправомерные (запрещенные). Среди правомерных действий различают: юридические поступки, то есть действия совершенные без цели породить определенные юридические последствия (например, находка чужой потерянной вещи) и - юридические акты, то есть действия, совершенные с целью породить соответствующие юридические последствия (например, заключение сделки, вынесение судом приговора). Синонимом «неправомерного действия (бездействия)» является «правонарушение» (уголовное, административное и т.д.).3)По характеру действия во времени:факты однократного действия (например, возврат ссуды), факты-состояния (например, состояние в кровном родстве, в трудовом договоре, в браке, нетрудоспособность и т.п.) - это факты непрерывного юридического действия, которые вызывают множество правоотношений.

16.Понятие Конституции и ее юридические св-ва.Конституция РФ — основной закон РФ, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства. К юридическим свойствам Конституции относятся: 1. учредительный характер(проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.) 2.Легитимность (состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти). 3.верховенство (означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы.Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.) 4.Стабильность (важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством) 5. прямое действие (означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм.) 6. Реальность (означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической).Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.) 7.База текущего законодательства(Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений) 8.Программность (проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.)

??17.Структура Конституции РФ. Механизм реализации Конституции

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:
1) Основы конституционного строя;
2) Права и свободы человека и гражданина;
3) Федеративное устройство;
4) Президент Российской Федерации;
5) Федеральное Собрание;
6) Правительство Российской Федерации;
7) Судебная власть;
8) Местное самоуправление;
9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".

Механизм реализации Конституции предусматривает систему, включающую в себя функции Конституции, субъекты и объекты, формы и способы осуществления ее норм и институтов.
Функции Конституции (направление воздействия на развитие общественных отношений).
1) Учредительная (народ осуществляет государственную власть через политические и государственно-правовые институты) ; установление нормативных принципов для всех отраслей права.
2) Политическая (Конституция выражает волю и интересы граждан, закрепляет основы общественного устройства, устанавливает систему органов государственной власти, определяет характер взаимоотношений между личностью и государством).
3) Идеологическая (Конституция отражает и закрепляет политическое и правовое сознание народа; защищает определенную систему ценностей в области национальной, религиозной и семейной жизни).
4) Юридическая (закрепление основных устоев общества и государства; определяет принципы развития экономической, политической и духовной жизни; обеспечивает юридическую охрану прав и свобод человека и гражданина).
5) Управленческая (определяет систему, организацию и деятельность государственных органов).
Субъекты реализации Конституции: народ, государство,
территориально-государственные образования, нации, этнические и национальные группы; общественно-политические организации; граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объекты реализации Конституции: общество, его социальные, экономические, политические структуры; государственные органы и общественные организации, граждане и другие участники социальной жизни.
Формы реализации Конституции;
1) Исполнение - обязательное совершение предусмотренных Конституцией действий либо воздержание от запрещенных действий.
2) Применение - разрешение уполномоченными на то субъектами конкретных юридических дел.
Способы реализации Конституции.
1) Обязывание - необходимость обязательного исполнения правовой нормы
2) Дозволение - предоставление возможности исполнить предписание правовой нормы
3) Запрет - необходимость воздержаться от совершения определенных действий.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.