Здавалка
Главная | Обратная связь

Дееспособность граждан (понятие, сущность и соотношение правоспособностью).



Дееспособность — это способность субъекта самостоятель­но, своими осознанными действиями осуществлять юридичес­кие права и обязанности.Содержание дееспособности граждан включает следующие возможности:- способность гражданина своими действиями приобретать гражд права и создавать для себя гражданские обязанности- способность самостоятельно осуществлять гражд права и исполнять обязанность- способность нести ответственность за гражданские правонарушения. Дееспособность индивидов возникает постепенно и зави­сит от нескольких факторов:1) дееспособность зависит от возраста правоспособного субъек­та. 2) на дееспособность оказывает влияние состояние здоровья. 3) близкое родство субъектов также может ограничить деес­пособность (заключение брака, нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении, если между родственника­ми существуют отношения подчиненности);4) законопослушность субъектов. Лицо, совершившее преступление, при отбытии наказания в местах лишения свободы не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обя­занностей, составляющих его правоспособность;5) религиозные убеждения позволяют отказаться от осуществ­ления ряда прав и обязанностей, которыми обладают граждане государства, в частности, служить в армии или в других государ­ственных органах, где необходимо пользоваться оружием, приме­нять насилие в отношении других людей.Содержание дееспособности граждан тесно связано с содержанием их правоспособности. Если содержание правоспособности составляют права и обязанности, которые физическое лицо может иметь, то содержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Поэтому можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями.

35. Место жительства граждан и его юридическое значение.Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). Это может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.Место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью. Мало, например, назвать только населенный пункт, надо указать улицу, номер дома, квартиры. В случае спора о том, является ли данное место местом жительства лица, вопрос решается на основании объективных признаков - постоянного или преимущественного проживания его в данном месте.

Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет со дня поселения местом жительства этот населенный пункт, а не город, где он учился или где живут его родители.Понятие "преимущественное проживание", содержащееся в ст. 20 ГК, имеет существенное значение, поскольку жизнь и деятельность гражданина часто не связаны постоянно с определенным местом пребывания. Так, геологи, моряки, рыболовы, строители и представители других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании, на стройках и т.п. В подобных случаях местом жительства признается место, где они проживают преимущественно, т.е. больше, чем в других местах.Правило о том, что гражданин должен иметь определенное место жительства, как правильно отмечено в литературе, ни в коей мере не ограничивает гражданина в праве на свободное передвижение и свободу выбора места жительства.Точное определение места жительства имеет существенное значение для охраны прав и интересов граждан, обеспечения устойчивости гражданских правоотношений, а также государственных интересов.Необходимость знать точное место жительства гражданина возникает при решении ряда вопросов правового характера. Так, вопрос о том, где должно быть исполнено обязательство, решается во многих случаях в зависимости от места жительства участников обязательственного правоотношения - кредитора и должника (ст. 316 ГК). Местом открытия наследства согласно ст. 1115 ГК признается последнее место жительства наследодателя.С местом жительства связывается общее предположение (презумпция) о том, что гражданин всегда находится в месте жительства, хотя бы в данный момент он и находился в другом месте. Например, в адрес постоянного места жительства всегда посылаются различные официальные вызовы и извещения, в том числе судебные повестки.

36. Понятие, виды и признаки юридического лица.Юридическое лицо - организация, которая имеет отраженное на самостоятельном балансе или в смете обо­собленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществ­лять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Можно выделить следующие признаки юридического лица.

1. Организационное единство, т.е. наличие четкой внутр структуры, органов управления и контроля

2. Наличие обособленного имущества, выраженного в самостоятельном балансе, смете

3. Самостоятельная, имущественная ответственность

4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени.

Виды юридических лиц. Классификация юридических лиц может происходить по нескольким критериям 1. По характеру деятельности: а) коммерческими - организации, в качестве основ­ной цели своей деятельности преследующие извлечение прибыли,а также распределяющие прибыль между участниками. К таким относятся хозяйственные общества и товарищества, производствен­ные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;б) некоммерческие - организации, не имеющие из­влечение прибыли в качестве основной цели и не распределяю­щие полученную прибыль между участниками. Это потребительс­кие кооперативы, общественные или религиозные организации, финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и др. 2. По видам прав учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества различают:а) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные общества и то­варищества, производственные и потребительские кооперативы). Собственником передаваемого имущества становится сама органи­зация,б) юридические лица, на имущество которых учредители име­ют право собственности или иное вещное право. Так, государствен­ные и муниципальные унитарные предприятия, а также финан­сируемые собственником учреждения владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;в) юридические лица, в отношении которых их участники не имеют никаких имущественных прав (общественные и религиоз­ные организации (объединения), благотворительные и иные фон­ды, объединения' юридических лиц (ассоциации и союзы).3. По организационно-правовой форме коммерческие юри­дические лица могут быть разделены на:а) хозяйственные товарищества, представляющие собой прежде всего объединение лиц и поэтому предполагающие лич­ное участие членов товарищества в его делах и лично-довери­тельные отношения между участниками;б) хозяйственные общества, представляющие собой объеди­нения капиталов и поэтому не предполагающие личного участия Членов общества в его делах;в) унитарное предприятие - коммерческая организация, не наде­ленная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

г) производственный кооператив - добровольное объе­динение граждан на основе членства для совместной производ­ственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (уча­стниками) имущественных паевых взносов.

37. Правоспособность юридического лица (понятие, виды, особенности).Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). Прекращаются они также одновременно - в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующий записи об этом в государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).Правоспособность юридических лиц может быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений. Специальной правоспособностью обладают унитарные предприятия - несобственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании).Правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК).Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями .

38. Порядок создания юридического лица (этапы и последовательность) (?)Порядки создания юридических лиц. 1.Основной - явочно-нормативный (заявительный или регистрационный) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц 2.Разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних. Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями). Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). С этой же даты возникает и правоспособность юридического лица. Государственной регистрации подлежат также все изменения его статуса (состав учредителей или участников, а также органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.). Данная регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц, в Едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления. Возможность получения выписок из указанного реестра, а также копий документов регистрационного дела (ст. 6 названного Закона) позволяет любому участнику оборота получить необходимую и достоверную информацию о своем потенциальном партнере.Для регистрации представляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в Законе о государственной регистрации юридических лиц. Требовать представления иных документов Закон запрещает. Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за отсутствия целесообразности. При этом решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. Таким образом, предусматривается максимально возможное упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц.Законодательством может быть установлена необходимость иной (специальной) регистрации в органах государственной власти некоторых видов организаций (например, кредитных, страховых, общественных, профсоюзных, с иностранными инвестициями, политических партий, средств массовой информации и т.п.). Такая специальная регистрация преследует иные цели, нежели государственная регистрация, предусмотренная ст. 51 ГК, а потому и не заменяет ее. Специальная регистрация сама по себе не влияет на наличие или отсутствие правоспособности юридического лица, тем более что иногда она вообще не связана со статусом организации как юридического лица (например, для общественных организаций).

39. Реорганизация юридического лица (понятие, процедуры, формы).Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:- слияние нескольких юридических лиц в одно;- присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;- разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;- выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;- преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако все его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным (а в случаях присоединения - к существующим) юридическим лицам в порядке правопреемства, причем универсального (во всей своей совокупности). Обычно реорганизация юридического лица проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения - с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК). Такая регистрация оформляется по правилам, установленным Законом о государственной регистрации юридических лиц.

40. Право собственности: понятие, содержание и видыПраво собственности в объективном смысле — это совокуп­ность правовых норм, регулирующих отношения принадлежнос­ти имущественных благ, возможности владения, пользования и распоряжения этим имуществом, а также правовые средства защиты прав собственника.Право собственности в субъективном смысле — есть мера возможного поведения лица, выраженная в праве собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Содержание права собственности:

1) Отношения по владению принадлежащим имуществом своей властью и по своему усмотрению:

· законным, или титульным (титул — педусмотренное законом основание владения),

· незаконным.

o добросовест­ное, т. е. такое, когда владелец не знал и не мог знать о том, что владеет имуществом без достаточного основания,

o недобро­совестное, когда владелец знал или мог знать об этом.

2) Отношения по пользованию принадлежащим имуществом своей властью и по своему усмотрению - возможность эксплуатации, использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.

3) Отношения по распоряжению принадлежащим имуществом своей властью и по своему усмотрению - возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлеж­ности, состояния, назначения и т. п.

Эти правомочия по отдельности, попарно, а иногда и вся три­ада в целом могут принадлежать и лицу, не являющемуся соб­ственником имущества. Закон устанавливает границы права собственности. Так, собственник не может совершать в отноше­нии имущества действия, противоречащие закону, иным право­вым актам, действия, нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Например, лицо не вправе уничтожать иму­щество общеопасным способом (например, сжечь свой дом, сто­ящий посреди деревни).

Виды права собственности:

1) Право гос собс-ти . субъективное – охраняемая законом возм-ть РФ, ее субъктов пользоваться, распоряжаться гос имуществом в интересах населения, охраны окруж среды, обеспечения обороноспособности и безопасности гос-ва. Объективное – сов-ть правовых норм, опрежд принадлежность материальных благ РФ субъектам РФ и содержание этого права, а также регулирующих возникновение, осуществление, прекращение права собственности, порядок и способ защиты. Для гос-ва характерны такие способы приобретения права соб-ти как национализация, конфискация, реквизиция, налоги, иные сборы.

2) Право муниципальной соб-ти. Права собственника осуществляют органы местн самоуправления и лица в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Муниц соб-ть – имущество, принадлеж на праве соб-ти город и сельским поселениям, а также др мун образованиям.

3) Право частной соб-ти:

· Индивидуальная - это такой вид собственности, когда право собственника на имущество принадлежит одному лицу.

· Общая – совокупность правовых норм, регламентирующих отношения м/у 2-мя и более собственниками по поводу имущества, кот они владеют, пользуются, распоряжаются

· Коллективная - форма собственности, при которой все члены общности имеют равные права на ее владение и использование, а также на равноправное участие в распоряжении результатами труда.

41. Основания возникновения права собственности.Основания приобретения права собственности подразделяются:1)общие(общегражданские),которые присущи всем собственникам 2)специфические, характерны только для гос.(муниципальной)собственности.В зависимости от того, основано ли возникающее право собственности на праве собственности предыдущего собственника, разграничиваются:1)первоначальные способы возникновения права собственности(случаи, когда право собственности возникает впервые либо самостоятельно, независимо от прав на это имущество других собственников)2)производные способы (способы, при которых право собственности у приобретателя основывается на праве собственности предыдущего собственника).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.