Здавалка
Главная | Обратная связь

Форма государственного устройства



Понятие гос-ва:определение и признаки

Понятие государство используется в двух значениях. Первое – выделение страны как политико-географ образования(изучается политич.географией и социологией). Второе-организация политической власти,системы институтов власти (политико правовой смысл И изучет такое право правоведение).

Понятие государство раскрывается через его существенные признаки,(те кот, наиболее важно и характерно отражают его сущность) :

1)ТЕРРИТОРИЯ-это материальная опора гос-ва. Включает: недра, сушу, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и тд. Без территоги гос-во неможет существовать,его границы могут менятся(в результате войн).

2) НАСЕЛЕНИЕ -человеческое сообщество проживающее на территории гос-ва и объединённое некоторой исторической общностью. Население может состоять из одного народа или быть многонациональным.

3) публичная власть –система госуд. органов, учреждений, осуществляющих функции управления и принуждения.

4) НАЛОГИ –обязательные и безвозмездные платежи взимаемые в установленных размерах в определённые сроки необходимые для содержания гос аппатара, правоохран органов армии соц сферы-здравоохранение наука культура

5) ПРАВО- система общеобязательных норм и правил поведения, позволяющ управлять и регулировать обществ отношения.

6) ГОСУДАРСТВЕНЫЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ-власть существующая в гос-ве выступает как высшая власть а в мировом сообществе-как самостоятельная и независимая. Т.е.гос. власть выше любых др.учреждений или партий на террит гос-ва. Различают-внутрений(верховенство в решении внутренних дел) и внешний(независимость во внешних делах)

7) АРМИЯ-сохраняет территориальную целостность гос-ва.

8) ПРАВООХРАНИТ-Е ОРГАНЫ-судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности и разведки, налоговая, таможенные органы. С их помощью применяются санкции которые предусмотрены правовой системой(взыскание налога, таможенной пошлины, назначение наказания) и предупреждают дисбаланс в обществе (предупреждение милицией правонарушений, регистрация сделки у натариуса).

Исходя из этих признаков можно дать определение- ГОСУДАРСТВО-это всеобъемлющая политико-территориальная организация суверенной власти,обладающая аппаратом управления и принуждения, веления которого обязательны для всей страны.

 

Форма гос-ва

Форма гос-ва – это стрение гос-ва которое проявляется в совокупности его внешних признаков. На форму гос-ва оказывают влияние экономич.,природн,климатич. Условия,религиозн.воззрение,национальные особенности,культурный уровень народа,историч.традиции.

Понятие форма гос-ва складывается из 3 составляющих(компонентов), взаимосвязанных между собой:

1) форма правления

2) ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

3) форма гос тер устр

 

Форма правления

1)ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ- это способ организафии формирования высших органов государственной власти,порядок их взаимодействия друг с другом(те общества и гос-ва) и степень участия народных масс в их формировании.

Известны 2 формы гос-ва:

- Монархия(персональное единовластие) - бывает абсолютная и ограниченная.

Абсолютная монархия- отсутствие представительных учреждений народа и сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Монарх издает законы, контролирует сбор налогов, назначает чиновников. (Бруней, Саудовская Аравия, Оман и Катара также Ватикан)

Ограниченная монархия делится на дуалистическую и парламентскую(конституционную). Дуалистическая монархия-власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

( Иордания, Марокко, в России с 1905 года и до 1917 г)

Парламентская монархия- монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.( Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Япония, ОАЭ, Марокко)

- Республика- верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Возникла после монархии и стала доминирующей в мире. Её признаки:

Правление осуществляется коллективно те системой гос органов

Правление основано на разделении властей на законодат,исполнит и судебную.

В формировании власти участвует народ.

Сущ.избирательная система власти.

Власти несут ответственность перед избирателями.

Виды республик: президентская и парламентская. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе госуд органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.(США, Латинской Америки) Парламентская (парламентаарная) респуублика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль)

Существует иногда и смешан республики- смешанная+парламентская.

 

форма государственного устройства

Это организация гос-ом своей территории и соотношение между центральной гос властью и властями в отдельных частях гос-ва по распределению властных полномочий. Территория гос-ва может быть организована 2 способами— 1) национально-территориальный способ-в основе этого образования положена не только территория но и компактно-проживающая народность или этническая группа(Татарстан, башкиртастан, ненецкий автономн округ). 2) административно-территориальный способ(Москва СПб области) В соответствии с законодательством административно-территориальной единицей признается часть территории субъекта РФ в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая название, орган местного самоуправления, установленный законом соответствующий статус. Поселения могут быть городскими (города и поселки городского типа) и сельскими (село, деревня, станица, хутор, аул, сельский поселок и др.).

В совокупности эти территории образуют общую территорию гос-ва.

По характеру взаимоотношений между территор образованиями и с центральной властью гос-во делиться на—унитарное и федеративные.

УНИТАРНЫЕ ГОС-ВА (простая форма)–это централизованное гос-во те единое гос-во кот имеет в своем составе только административно-территориальные образования. Признаки—имеют единые для всей страны высшие органы госуд власти, единое гражданство, единая система права который является конституция, единая судебная система и одноканальная система налогов, те нет признаков суверенитета (государственности) — Франция Великобритания Швейцария Финляндия.

ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОС-ВА(сложная форма) – это сложные гос-ва в сосав которых входят территориальные единицы обладающие признаками государственности и суверенитетом которым обладают субъекты. Территория федеративного гос-ва состоит из субъектов федераций.

Признаки — территория федерации состоит из территорий её субъектов, которые не являются гос-ом в полном смысле, обладающей определённой самостоятельностью. Субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию, но она не должна идти в разрез с общими правилами, установленными федерацией. Они могут иметь собственную судебную систему, в таком случае апелляция рассматривается в высшем суде субъектов федерации. Используется двухканальная система налогов – есть федеральные налоги и есть налоги её субъектов. РАЗЛИЧАЮТ федерации -- * национальные (где субъеты образуются по национальному признаку) и территориальные , * симметричные (характеризуемые равным юридическим статусом её субъектов) и ассиметричные(с разным статусом субъектов).

 

Политический режим

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ(государственный)-это способы осуществления госуд.власти(политической власти). Он определяет уровень политич свободы в обществе, правовое положение личности, степень допуска населения к управлению делами общества. На протяжении многовековой истории существовало 7 видов политического режима.

-Деспотический режим-неограниченная власть 1го лица, характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения и самостоятельности, он характерен для абсолютной монархии. Но один чел не может управлять страной поэтому он перепоручает некоторые правленческие дела приближённому лицу (Меньшиков, Аракчеев).

-Тиранический режим- устанавливается на территории кот подверглась военному завоеванию. Основан на единоличном правлении,однако,характеризуется наличием института наместника. Власть тирана жестокая. Тираническое управление воспринимается народом как гнёт, а тиран как угнетатель. Такой режим существовал на ранних этапах существования человечества в древнем риме а ранее-в средневековье. Если сравнивать с деспотией то тирания-чуть менее суровый режим.тк унетается не свой а чужой народ.

-Тоталитарный режим- означает, что гос-во вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную). оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

-Фашистский режим-отличается от тоталитарного тем что он замешен на националистической идеологии(расистской). Основа идеологии-люди не равны перед законом их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация является ведущей в гос-ве и даже в мире. Поиск внешнего врага, развязывание войн. Схож с тоталиризмом тк проявляется в геноциде. Но в тоталитарном режиме геноцид осуществл по отнош собствен народа а в фашистском- против некоренных наций и наций др гос-в.

- Авторитарный режим - более мягкий чем тоталитарный и фашистский. Наличие жесткой дисциплины, власть не формируется и не контролируется народом, подконтрольность высшей власти во всём, взаимоотнош гос-ва и личности строятся на запретах и обязанностях, в общественной жизни действует принцип-разрешено только то что прямо установлено в законах гос-ва, суд-вспомогательный инструмент, свобода в духовной сфере. Личность не пользуетсяконституционными правами и свободами даже если они провозглашены на бумаге. Сейчас он в китае вьетнаме,существовал в СССР на момент перехода страны к рыночным отношениям.

-Либеральный режим- существует в тех странах где получили развитие рыночные отношения. Основное требование-ограничение до минимума вмешательства гос-ва в частную жизнь граждан, рыночные отношения могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами. Либеральное гос-во и правозглашает равенство всех граждан, провозглашается свобода слова. Экономич основу составляет частная собственность- гос-во не вмешивается в экономич деятельность людей а устанавливает лишь общие рамки свободной конкуренции товаропоизводителей. Возможность существования оппозиции. Сущ-ет многопартийность.,гос-во формируется путём выборв,кот зависят от мнений народа и финансовых возможностей партий или кондидатов., госуд решения принимаюся большинством голосов,управление гос-ва осуществляется по принципу децентрализации-оно решает лишь те вопросы, которые не может решить местная власть.(США и япония ,россия только начинает)

-Демократический режим- равноправие властных структур в осуществлении своей деят-сти(исполнит,законодат и судебная),те равенство требований. В огранизации госуд власти преобладает соглашение обеих сторон, взаимная ответственноть го-ва и общества, наличие самоуправления в решении вопросов(местное самоуправление). Действует общедозволительный принцип-разрешено все то что прямо не запрещено в законе-это дает свободу выбора. Источник власти является народ .

 

Функции гос-ва

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА-Это основные напрвления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В функциях гос-ва проявляется роль гос-ва которую оно играет в решении и удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции устанавливаются в зависимости от стоящих задач, а содержание задач определяется различными внутренними и внешними факторами.

Различают внутренние и внешиние функции гос-ва.

ВНУТРЕННИЕ ф-ции –это основные направления деятельности гос-ва по управлению внутренней жизни страны.

1) политическая функция - Политическая функция направлена на обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах. Используются такие методы – проведение референдумов, выборов, государство способно выявить расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных соц групп и не допустить их открытого столкновения.

2) экономическая ф-ция –она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для субъектов хозяйственной жизни. Гос-во должно принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей. Гос-во имеет право непосредственно управлять некоторыми предприятиями (особо важными для народного хозяйства- энергетика, атомная промышленность, оборонная, космическая)

3) социльная –это обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества независимо от от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а так же от возраста, пола, здоровья. Социальная функция многообразна по содержанию и объемна по охвату деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Соц политика проводится за счет налогов от предпринимательской деятельности.К социальной функции тесно примыкает экологическая функция.

4) экологическая функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает особую значимость в условиях ухудшения во всем мире экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.

5) правоохранительная функция –это деятельность гос-ва по обеспечению точного выполнения законов всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эти функции выполняются различными методами – *метод правотворчества(разработка и принятие законов и др нормативных актов), *организационно-правовой(осуществляется органами исполнительно власти - регулирование ценообразования, разрешение митингов и демонстраций), * метод правоприменения (деятельность ответственных органов по применению мер юридической ответственности). Важную роль в правоохранительной деятельности гос-ва – это борьба с правонарушениями.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ – это основные направления деятельности гос-ва на международной арене.

1) функция обороны – содержание вооруженных сил, состояние боевой готовности для разрешения конфликтов меду гос-ами предупреждая их военное столкновение.

2) дипломатическая- поддержание дипломатических отношений со всеми странами.

3) внешне-политическая функция – это политическое сотрудничество государств для исключения глобальных вооруженных конфликтов. (ООН-основной международный орган, который координирует политические интересы гос-в . постоянный орган ООН – это Совет Безопасности – он занимается политическим урегулированием конфликтов)

4) содействие установлению мировой законности – это участи в разработке норм международного права.

5) внешнеэкономическая – эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, обмен новейшими технологиями, развитие кредитно-финансовых связей и координация товарооборота.

6) правоохранительные функции – обеспечении мирового правопорядка, разрешение споров межу государствам и народами которые не могут устоять самостоятельно против агрессоров ( Кувейт против территориальной претензии Ирака)

7) социальная функция- соц помощь и поддержка развивающихся стран (Сомали, Эфиопия). Оказывается помощь – выделение финансовых средств целевого назначения – на образование и здравоохранение на развитие банковской системы.

8) экологическая функция – совместная деятельность направленная на устранение последствий различных экологических катастроф , аварий.

9) культурное сотрудничество – осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (напр- Международный союз архитекторов). В рамках ООН эту деят осуществляет ЮНЕСКО.

10) сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. осуществляется по проблемам -- рациональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.