Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические указания по самостоятельной работе студентов с контрольными вопросами, заданиями, тестами.



• Вопросы для контроля:

1. Что такое правомерное поведение?

2. Какие виды правомерного поведения вы знаете? Приведите примеры из своей жизни.

3. Что мы называем правонарушением?

4. Каковы признаки правонарушения?

5. Что опаснее для общества: правонарушение—действие или правонарушение—бездействие?

6. Можно ли при применении мер юридической ответственности руководствоваться принципом: «Наказывается все, что вредно (опас­но) для общества»?

7. Справедливо ли наказывать человека, если вред причинен его домашним животным?

8. Почему нельзя наказывать невиновного за причинение вреда?

9. Какие виды правонарушений вы знаете?

10. Чем преступления отличаются от проступков?

11. Что такое административный проступок? Приведите приме­ры, заглянув в Кодекс об административных правонарушениях РФ.

12. Что такое дисциплинарный проступок? Приведите примеры.

13. Что такое гражданский проступок? Приведите примеры.

14. Какие финансовые проступки наиболее распространены и почему?

15. Совершали ли вы в последнее время семейные проступки и если да, то какие?

16. В чем, на ваш взгляд, состоят причины правонарушений?

17. Что такое юридическая ответственность и чем она отличается от ответственности моральной?

18. Зачем применяется юридическая ответственность?

19. Какие примеры из жизни вы можете привести, говоря о ви­дах юридической ответственности?

Задачи и задания:

1. Мама Наташи Сизиковой, уходя на работу, оставила деньги и попросила дочь сходить после занятий в институте за хлебом. Придя домой уже поздно вечером, она обнаружила, что хлеба нет. Наташа ', объяснила, что весь день готовилась к предстоящей контрольной ра­боте,

Какое правонарушение совершила Наташа, и можно ли ее поведение признать виновным?

2. В переполненном автобусе после очередной остановки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень крепкого те­лосложения, сначала попросил напиравших на него людей «быть по­легче», а потом так сильно оттолкнул стоявших рядом, что многие закричали от боли.

Как можно оценить поведение этого молодого человека? Совершил ли он правонарушение? Если да, то какой вид юридической ответствен­ности можно к нему применить?

3. На экзамене учительница заметила, что один из учеников списывает. Подойдя к его парте, она вытащила из нее учебник, рас­крытый на нужной странице. За экзамен ученику была сразу постав­лена «двойка».

Можно ли в действиях ученика усмотреть вину? Если да, то к ка­кому виду проступков относится поведение виновного?

4. Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видео­камеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь в ней разобраться, нечаянно сломали.

Какое правонарушение они совершили, и какой вид юридической ответственности к ним можно применить?

5. При объезде территории милицейский патруль увидел группу подростков лет четырнадцати, сидевшую под деревом. Они что-то ку­рили, передавая друг другу по очереди. Их вид не оставлял сомне­ний, что они были в состоянии наркотического опьянения. В норма­льном состоянии был только один из них, самый старший, по виду лет шестнадцати. На вопрос милиционера, чем они занимаются, от­ветили, кивнув на старшего, сразу несколько ребят: «Это нас Колька угощает!»

Какой вид правонарушения и кто именно в данном случае совершил? Какое наказание может за это последовать? Ознакомьтесь со ст. 228 и 230 УК РФ.

6.10. Защита права собственности

Не садил, не поливал, а рвать поспел. Русская пословица

Общие способы защиты права собственности. Вы уже узна­ли, что такое право собственности, какой смысл вкладывается в это понятие, кто может быть собственником. Однако остает­ся невыясненным следующий вопрос: что же делает право, за­писанное на бумаге, реальным, действующим правом, гаранти­рованным от нарушений другими лицами? В самом деле, в законе можно предусмотреть прекрасные права и свободы, но если они не будут гарантированы от нарушений, то cкорее всего они так и останутся добрыми пожеланиями, записанны­ми на бумаге, а не реальными правами.

Государство может гарантировать предоставленные права двумя способами. Первый — это предоставление лицу, обла­дающему правом, возможности самому защитить свое право. Второй способ — это защита права собственности средства­ми самого государства, например установление в законе различ­ных неблагоприятных последствий (санкций) за допущенные нарушения прав.

Имущественные отношения — самые распространенные, одни из самых значимых в обществе. Именно поэтому для за­щиты имущественных прав государство применяет оба вида гарантий.

 

5. СВЕДЕНИЯ О ППС

 

п/п Ф.И.О. Какое образотельное учреждение профессионального образования закончил(а), специальность по данному ддиплому Ученая степень, звание Стаж научно-педагогической работы, годы Основное место работы Условия привлечения в РГЭУ (штатный, внутренний совместитель, внешний совместитель, почасовик) Повышение квалификации
Всего В т. ч.
Педагочический По дисциплине
  Гордиенко Е.Н. Юридический факультет РГУ 1961г. Специальность- Правоведение. ., доцент РГЭУ «РИНХ» Штатный сентябрь-октябрь 2008 г. Ростовский институт повышения квалификации.

 

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ

 

Наименование основных методов Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
1. Использование информационных ресурсов и баз данных 1. База данных тестовых заданий по «»Конституции РФ» для проведения промежуточного тестирования студентов (см.Тестовые задания ) Ауд.531. 2. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов по Конституционному праву России. Используется при проведении лекционных и семинарских занятий (Э, ПБ, И- методы). Пример №1. Тема №4 «Конституционный строй Российской Федерации». Перечень наглядных электронных пособий: 1. Тема, план лекции. 2. Формулировка проблемного задания. 3. Схема: :Этапы конституционализма в России» 4. Схема: «Содержание Конституции - разделы и главы». 5. Схема: «Система органов государственной власти РФ». 6. Схема: «Судебная система России». Схема: «Федеративное устройство России». База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на семинарских занятиях при выполнении студентами творческих заданий, решении проблемных ситуаций и во время работы в малых группах. Пример №2. Семинарское занятие №2. «Формирование правового государства. Государственный аппарат, принцип разделения властей и его значение». Студенты получают творческое задание проанализировать- насколько идеи правового государства (и гражданского общества) привились в России XIX в. и в России XXI в. -современная эпоха. Пример №3. Семинарское занятие №13. «Трудовой договор: понятие, содержание, порядок заключения, форма. Перевод на другую работу, основания прекращения трудового договора». При рассмотрении темы «Трудовой договор» и вопроса о гарантиях, предоставляемых работникам работодатель склонен предоставлять гарантии и компенсации российским работникам, особенно в частном секторе экономики.  
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий  
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ При разработке программы курса и в процессе проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине используются учебно-методические разработки ведущих вузов. Пример:
4. Применение предпринимательских идей в содержании курса  
5. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход используется при изучении тем курса № . Эти разделы предполагают обращение студентов к соответствующей тематике других дисциплин: Истории отечественного государства и права, Конституционного права России, Теории государства и права зарубежных стран и России, Гражданского права, Трудового права, Финансового права, Банковского права, Налогового права. Проблемно-ориентированный подход заключается в выявлении общего и особенного в государственно-правовом развитии зарубежных государств и России.
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Решение ситуативных задач (казусов), смысл которых заключается в разрешении конкретной юридической ситуации на основе текста изучаемого нормативно-правового акта (Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ). Пример №1. Семинарское занятие №10. «Способы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность». Фабула: Вступив в брак, Ильина 11 июля 1997 г. поселилась на жилплощади мужа и его родителей; по требованию свекрови возвратилась к своим родителям. Приобрела ли Ильина право на жилплощадь мужа? Пример №2. Семинарское занятие №13. «Увольнение по инициативе работника. Увольнение по инициативе работодателя. Увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Обеспечение занятости временно безработных». Фабула: 17-летний Владимиров был принят на работу после окончания технического колледжа с трехмесячным испытательным сроком, во время прохождения которого он находился на больничном в течении одного месяца. По истечении трех месяцев Владимиров был уволен как не выдержавший испытательный срок. Дайте правовую оценку действиям работодателя, сославшись на закон. Пример №3. Семинар №14. «Трудовые споры, порядок их рассмотрения. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Право на забастовку». Фабула: Мастер производственного участка отстранил от работы грузчика, который не надевает положенную по технике безопасности спецодежду и может поэтому получить производственную травму. Какой статьей Трудового кодекса руководствовался мастер и каким образом можно воздействовать на работника, учитывая, что его работа связана с переноской химических реактивов?
7. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)  
8. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач  
9. Метод работы в малых группах Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы и путей её решения. Пример. Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос. Семинарское занятие №14. « Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарные взыскания; материальная ответственность работника за ущерб, причиненный имуществу работодателя; виды материальной ответственности». Студенты делятся на 3-4 небольшие группы. Общее задание, на которое отводится 10 минут: найти в Трудовом кодексе РФ раздел «Материальная ответственность сторон трудового договора» гл.39. Далее каждая группа формулирует свой вариант ответа, который комментируется представителями других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ, аргументированный соответствующими статьями ТК РФ.  
10. Творческие задания Могут применяться как индивидуально, так и для работы в малых группах. Пример №1. Найдите в текстах ГК РФ и ТК РФ ст. ст., о том, какие отношения регулируются гражданским законодательством, а какие- трудовым законодательством. Определите стороны тех и других отношений. Прокомментируйте найденные статьи. Пример №2. Определите с помощью ГК РФ и ТК РФ основания возникновения гражданских и трудовых прав и обязанностей. Найдите и прокомментируйте в ГК РФ статьи о способах защиты гражданских прав; о способах защиты трудовых прав и свобод. Имеются ли отличия? Пример№3. Сравните принципы возмещения вреда (убытков) по нормам ГК РФ и принципы материальной ответственности работника за ущерб, причиненный имуществу работодателя. При этом ссылайтесь на статьи ГК РФ и ТК РФ. Есть ли сходства и различия в принципах гражданско-правовой и трудовой ответственности. Если «да», то чем эти различия объясняются?
11. Метод «Мозговой штурм» Как один из интерактивных методов применяется для актуализации новой темы. Пример №1. Лекция №1. Введение. «Основы российского права как учебная дисциплина; требования ГОС, утв.17.03.2000г. по специальности 06.05.2000г.; Важнейшие нормативные акты, учебная литература», начинается с вопроса, обращенного к аудитории: «Как вы считаете для чего будущим специалистам-экономистам читают курс «Правоведение»? Необходимо ли гражданам России, имеющим высшее образование знание Конституции России, основ гражданского права? Можно ли обойти стороной вопросы, связанные с правами и обязанностями работника и работодателя? Как защищать свои трудовые права?» - на все эти вопросы следует дать положительные ответы - нынешние студенты- граждане России- будущие специалисты, ориентируясь в правовых вопросах, смогут грамотно, со знанием дела защитить свои права и свободы, обращаясь в соответствующие органы власти.

 

 

Приложение №1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.